Театральная деятельность на уроках иностранного языка в школе - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Театральная деятельность на уроках иностранного языка в школе

Колотушкина М.А. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Всестороннее развитие личности – одна из задач современного российского образования. В  связи с вступившими в силу стандартами ФГОС нового поколения, выдвигающими требования не только к успешному освоению содержания отдельного предмета, но также к достижению метапредметных компетенций и личностных образовательных результатов, целью школьного обучения стала возможность обучающихся раскрыть свой потенциал в различных сферах. 

Современная образовательная среда школы многогранна, она касается не только изучения непосредственно предметов, но затрагивает многие сферы жизни обучающихся (кружки, секции, объединения, конкурсы). Возвращается в школу и театр, который в последние годы стал использоваться для решения широкого круга задач, связанных с развитием, обучением и социализацией различных категорий детей и подростков. 

В практике разных стран различные виды театральных приемов могут применяться в процессе обучения на системной основе, входить в основную часть общеобразовательной программы. В других включение театра в педагогическую практику носит ограниченный и несистемный характер и является преимущественно формой дополнительного (внеурочного) образования по инициативе заинтересованных в этом педагогов и обучающихся.

Исследуя исторический аспект театрализации как особого метода передачи накопленных знаний, можно сделать вывод о том, что театрализованные представления использовался педагогами еще в античные времена. Гуманисты эпохи Возрождения верили, что театральные постановки способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала учениками, развивают навыки выразительного чтения и ораторского искусства, формируют нравственные ценности учащихся; педагоги эпохи Ренессанса создавали специальные театральные программы, в которые включались классические драмы и комедии, специально написанные пьесы на актуальные образовательные темы. Театрализованные представления были неотъемлемой частью образовательной программы школ и играли важную роль в формировании ученической личности.

В истории современной школы методический прием драматизации был впервые применен в Англии. Питер Слейд и Брайан Уэй считаются теми, кто впервые использовал её в процессе обучения. Их идея драматизации как средства формирования творческой личности учащихся во многом повлияла на дальнейшее развитие методических теорий по использованию драматизации в процессе обучения.

Нужно отметить, что мысль об использовании элементов театральной педагогики как средства обучения иностранному языку не является исключительно зарубежной идеей. Роль и функциональность театральной деятельности в процессе преподавания в школе изучались известными советскими педагогами и психологами XX века, например, А.С. Макаренко, А.В. Луначарским, С.Т. Шацким. Они считали важным разработать особую методику театрализации ряда школьных дисциплин. Л.С. Выготский подчеркивал существенную роль игры в психическом развитии ребенка и в образовательном процессе.

Театрализация в общем смысле слова сегодня – вид художественно-творческой деятельности, участники которой осваивают доступные средства сценического искусства, согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений.

ЛитературоведД.Е. Шубина дает связанное только с формой, но не с содержанием, определение понятия «театрализованная деятельность детей» – это вид художественной деятельности, включающий исполнение своего или авторского замысла в инсценировках, играх-драматизациях и в постановках разных видов театра [3].

А.В. Конышева рассматривает драматизацию как уникальный методический прием, способствующий формированию языковых и речевых навыков и более глубокому пониманию других предметных областей, в частности литературы и психологии. В своей книге «Игровой метод в обучении иностранному языку» автор определяет четыре основных типа драматизации:

  • пантомима;

  • импровизация;

  • неформальная драматизация;

  • формальная драматизация.

Английский язык как школьный предмет отличается от других по ряду критериев – это его структура, подходы к объяснению материала, формы работы. Основным же отличием урока иностранного языка является его творческий характер, так как обучающиеся используют отличную от родного языка систему, создают оригинальный продукт в процессе коммуникации, которая является основой человеческой личности и отправной точкой её творческой деятельности. Из этого следует, что в рамках иноязычного образования, творчество – это необходимый и мотивированный вид деятельности, который используется в случае сформированности универсальных коммуникативных умений у обучающегося. Творческие виды деятельности на уроках обеспечивают создание нового, оригинального, необычного проекта, собравшего в себя все основные знания, полученные в процессе обучения за определенный промежуток времени. Необходимо отметить, что в современных УМК уже достаточно часто в планы уроков и внеурочной активности включают театрализация на иностранном языке.

Театрализация на уроках английского языка в школе влияет на множество различных аспектов развития разносторонней, культурной личности, а именно:

1. Мотивация. Использование элементов театрализации или постановка полноценного театрального выступления на уроках иностранного языка формирует интересный творческий процесс, направленный на усвоение материала посредством игры и художественных образов.

2. Психологический подтекст. Нередко дети выбирают скрывать переживания, накапливая негативные эмоции, вредя тем самым своему ментальному здоровью. Во избежание этого, ребенку необходимо периодически давать эмоциям выходить наружу, например, путем участия в школьном спектакле, либо в театральных сценках на уроках иностранного языка.

3. Преодоление комплексов учащихся. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что после участия в постановках стеснительные и неуверенные в себе ученики становятся более раскрепощенными, легче раскрывают свои творческие способности и проявляют себя, не опасаясь негативной реакции. 

4. Создание дружного коллектива. Театрализация на уроках, если она планируется достаточно продолжительное количество времени, является определенным содружеством всех участников образовательного процесса – и учащихся, и педагогов, и родителей. Подобная совместная работа способствует сближению родителей и детей, поиску общих тем, интересов, хобби. 

5. Преодоление пассивности. Театрализация способствует повышению уровня знаний и навыков.

6. Активное пополнение лексики. Театральная деятельность – это не только диалоги, сценки и монологи. Это и стихи и песни, которые необходимо выучить, мультипликация, видеофильмы на иностранном языке, связанные с темой занятия. Они также способствует развитию навыков разговорной речи, умению говорить и понимать иностранную речь.

7. Развитие навыков говорения, эстетическое наслаждение, преодоление нехватки языкового опыта и затруднения в языковом самовыражении [4].

Использование такого творческого подхода в образовании, как театрализация, положительно влияет на:

- развитие креативных способностей;

- развитие индивидуальности детей и подростков, формирование их личности;

- развитие навыка слушания (или аудирования, восприятия и понимания иностранной речи; 

- углубление страноведческих знаний;

- практическое использование знаний в коммуникативной сфере. Театрализация наглядно показывает пример того, где можно использовать ту или иную лексическую единицу.

Урок английского языка делится на определенные этапы (элементы), каждый из который имеет свою цель и выполняет определенные задачи, поставленные учителем. Так, в зависимости от типа урока, его методической направленности, цели, получаемых учащимися УУД, урок можно разделить на этапы, как (возьмем за пример урок усвоения новых знаний, согласно ФГОС): 1) Организационный этап; 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся; 3) Актуализация знаний; 4) Первичное усвоение новых знаний; 5) Первичная проверка понимания; 6) Первичное закрепление; 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; 8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Анализируя перечисленные выше этапы урока, можно выбрать несколько, на которых возможно продуктивное использование театрализованных форм работы с иностранным языком. Так, к примеру, на  уроке усвоения новых знаний театрализацию можно использовать почти на каждом этапе, сложнее всего организовать подобную активность будет во время постановки цели и задач урока, мотивации учебной деятельности обучающихся и информации о домашнем задании, т.к. данные этапы менее гибкие и изменчивые в плане форм их проведения. 

В остальном же, театрализация может активно использоваться учителями на уроках во время этапа открытия новых знаний – это будет интересный вариант подачи информации, благодаря чему она лучше отложится в памяти учащихся. На этапах первичного усвоения, первичной проверки понимания и  закрепления творческие формы работы будут наиболее продуктивными, ведь обучающиеся:

  • во-первых, уже будут располагать необходимой информацией для её использования, а значит, смогут свободно применять ее в театрализованных диалогах и полилогах, погружаться в сюжет;

  • во-вторых, будут более заинтересованными в работе, т.к. данная форма является нечастой, как на уроке английского, так и в школе в целом.

Так, на этапе введения нового материала учитель может использовать театрализацию для привлечения внимания учеников и создания интереса к изучаемому языку. Например, учитель может представить новые слова и выражения через мини-спектакль или импровизацию, где обучающиеся будут играть роли и использовать новый языковой материал. Это поможет им лучше запомнить новые слова и фразы, так как они будут связаны с конкретными образами и ситуациями.

Учитель может использовать театральные методики для демонстрации грамматических правил или особенностей произношения. Например, учитель может сыграть короткую сценку, где будет демонстрировать правильное использование времен глаголов или различных звуков в английском языке. Подобный вариант использования фрагмента театрализации можно применять на этапе повторения пройденного материала – можно дать готовую сценку группе учащихся и дать им задание поставить её на определенный урок или предложить им самостоятельно придумать, организовать и поставить театрализованный фрагмент для отработки и закрепления полученных на уроке знаний.  

На этапе закрепления нового материала учитель способен организовать театральные постановки или спектакли, где ученики будут использовать изученный языковой материал. Такие мероприятия помогут ученикам закрепить знания, а также развить навыки аудирования и говорения на английском языке.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что рассматриваемый вопрос организации театральной деятельности на уроке иностранного языка в школе действительно актуален – сейчас, как никогда, важно осознавать необходимость развития творческих способностей обучающихся, прививать им интерес к иностранному языку нестандартным путем. Таким образом, театрализация становится эффективным инструментом на всех этапах изучения английского языка, помогает привлечь внимание, проверить понимание изучаемого материала и закрепить новые знания.

Список литературы

  1. Короткова Е. Е. Театрализация как способ обучения иностранному языку в условиях реализации ФГОС / Короткова Е. Е. [Электронный ресурс] // Петергофское образование: опыт, идеи, практика : [сайт]. — URL: https://clck.ru/37DhTc (дата обращения: 12.12.2023).

  2. Никитин C.B. Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций дошкольного воспитания // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 1. С. 37-46.

  3. Полякова Т.Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Спб., 2004.24 с.

  4. Школьные театры: нужны ли они современным детям? / [Электронный ресурс] // ОБРСОЮЗ : [сайт]. — URL: https://obr.so/announcement/shkolnye-teatry-nuzhny-li-oni-sovremennym-detyam/ (дата обращения: 12.12.2023).

Просмотров работы: 122