Активизация лексического минимума средствами игровой деятельности на уроке английского языка - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Активизация лексического минимума средствами игровой деятельности на уроке английского языка

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Популярность изучения иностранных языков с каждым годом все больше растет. Для осуществления речевой деятельности на иностранном языке важно использовать необходимый фундаментальный материал – лексические единицы языка. Ввиду этого формирование и совершенствование лексической компетенции является важнейшей составляющей обучения иноязычной речи.

В связи с тем, что на сегодняшний день актуально отходить от традиционных методов обучения, не угасает интерес к играм. Данный интерес базируется на том, что с помощью игровой деятельности можно раскрыть личные способности каждого обучающегося. Кроме того, в ходе игровой деятельности вовлекаются все участники образовательного процесса.

Игра представляет из себя особый тип общественной деятельности, направленный на имитацию и внутреннее усвоение общественного опыта. По мнению М.Ф. Стронина, она осуществляется в условиях ситуаций, способствующих формированию и совершенствованию самоконтроля над поведением [2].

А.А. Деркач и С.Ф. Щербак отмечают, что преимущество игрового метода заключается в его способности быть применяемым в разных формах работы, что особенно важно при обучении иностранному языку, где изменение форм работы является естественной частью учебного процесса. Игра может быть использована как в индивидуальной, парной, групповой, так и в коллективной форме на занятиях. Этот факт демонстрирует, насколько игра эффективна в экономии учебного времени [5].

Данный метод обучения имеет еще одно преимущество – универсальность. Игры можно использовать на любом этапе обучения иностранному языку и с любыми категориями учащихся. Однако необходимо учесть языковые способности учащихся, их возрастные характеристики, а также особенности каждого уровня обучения.

В современной школе, где активизация и интенсификация учебного процесса имеют большое значение, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • как самостоятельный подход для изучения определенной темы;

  • как важный компонент других методов обучения;

  • как основа для целого урока или его части, такой как введение, объяснение, закрепление, контроль или упражнение;

  • при организации внеклассных мероприятий.

Один из важных аспектов изучения иностранного языка заключается в необходимости активного и осознанного участия ученика в учебном процессе. Данный принцип играет важную роль в образовательной деятельности, так как осознанное рефлексирование над языковыми явлениями является неотъемлемым условием успешного освоения иностранного языка.

Обучение иностранному языку эффективно включает в себя определенные принципы, которые составляют основу для создания модели учебного процесса. Эти принципы обозначаются различными аспектами, такими как:

  • сознательность и активность в обучении;

  • коммуникативный характер обучения;

  • представление языкового материала в ситуациях и по темам;

  • отбор и подача языкового материала с функциональным подходом;

  • решение целей воспитательного, развивающего, общеобразовательного характера в учебном процессе по обучению языку [3].

При интеграции игровых элементов в учебную деятельность, рекомендуется руководствоваться следующими методическими принципами:

  1. согласованность с целями урока;

  2. обучение в "зоне ближайшего развития";

  3. учет возрастных особенностей учащихся;

  4. взаимосвязь с другими видами деятельности на уроке;

  5. рациональное использование времени;

  6. вариативность [3].

Игры в обучении могут быть определены по своим образовательным целям и задачам. Первым видом являются языковые (или аспектные) игры, к которым можно отнести орфографические, лексические, грамматические и фонетические игры, которые способствуют формированию соответствующих компетенций. Второй вид - это речевые (видо-речевые) игры, к нимм относятся коммуникативно-ориентированные игры, направленные на развитие общения на иностранном языке.

Лексические игры, целью которых является активизация лексических единиц, помогают учащимся развивать и закреплять навыки владения лексикой иностранного языка. Это важный аспект развития лингвистических компетенций, которые являются частью общей иноязычной коммуникативной компетенции.

В работе над лексикой можно выделить три этапа:

  1. семантизация, которая включает в себя ознакомление с новыми словами;

  2. первичное закрепление, автоматизация и тренировка;

  3. использование изученной лексики в различных формах устного и письменного общения.

На каждом из этих этапов возможно применение лексических игр. Такие игры направлены на активизацию внимания учащихся к изучаемому лексическому материалу, способствуют более крепкому запоминанию новых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов и устойчивых выражений, а также позволяют использовать лексические единицы в новом контексте, комбинируя их [1].

Традиционными играми для активизации лексических единиц считаются следующие:

1. Игра «Снежный ком», которая направлена на развитие лексических навыков учащихся и активизацию их речевой деятельности. В ходе игры, учащиеся сидят вокруг стола, на котором размещены карточки с изучаемыми словами и выражениями. Один из учащихся берет карточку, показывает ее всем и использует слово или выражение в предложении. Затем следующий ученик берет следующую карточку и создает новое предложение, связанное с предыдущим. Таким образом, учащиеся поочередно добавляют свои предложения, строя коллективный рассказ.

В процессе игры, учащиеся могут проявить свою креативность и воображение, используя изучаемые слова и выражения для создания интересной и логической истории. Это также способствует развитию навыков связной речи, грамматической точности и обогащения словарного запаса. Участие в игре «Снежный ком» позволяет учащимся активно взаимодействовать друг с другом, обмениваться идеями и вместе создавать увлекательный рассказ.

2) «Матрешка» — это игра, в которой учитель предлагает учащимся слово на иностранном языке, внутри которого содержится изучаемое слово. Задача учащихся состоит в том, чтобы обнаружить и прочитать изучаемое слово, анализируя буквы и их последовательность в данном слове [1].

Игра напоминает раскрытие матрешки, где каждый новый слой слова скрывает в себе еще одно слово. Учащиеся внимательно изучают написанное слово и ищут знакомую последовательность букв, которая представляет изучаемое слово. Как только они находят это слово, они произносят его вслух.

«Матрешка» — это интерактивный и увлекательный способ проверить знания учащихся и их способность распознавать и использовать изучаемые слова в контексте. Эта игра способствует развитию внимательности, лексического разнообразия и умению анализировать слова и их структуры.

Таким образом, процесс игровой деятельности на уроке иностранного языка помогает не только завлечь учащихся в образовательный процесс, а также развить и улучшить навыки и умения активизации лексического минимума.

Список литературы

  1. Андреенко Т.Н. Использование игр при обучении иностранному языку: учебное пособие / Т.Н. Андреенко, Е.В. Чеснокова. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 70 с.

  2. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 304 с.

  3. Кувшинова Г.П. Основные принципы обучения иностранному языку посредством игровых технологий / Г.П. Кувшинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – №5 (195). – С. 207-209.

  4. Салтыкова Г.Е. Методика преподавания и технологии обучения иностранному языку в образовательной организации: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки: «44.03.05 - Педагогическое образование», профиля: Иностранные языки (английский и немецкий языки) / М.В. Салтыкова, Г.Е. Поторочина. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2016. – 90 с.

  5. Сальникова С.А. Игра как метод обучения иностранному языку / С.А. Салтыкова // МНИЖ. – 2015. – №7-6 (38). – С. 62-64.

Просмотров работы: 48