Актуальность данной работы подтверждается тем, чтов настоящее время в отношении России действует одиннадцать пакетов санкций. При введении санкций были даны не лучшие прогнозы от международных организаций, российских ведомств и независимых экспертов. Несмотря на негативные прогнозы о сокращении ВВП до минус 6,5% в 2022 году, который полагали, произойдёт за счёт уменьшения спроса внутри страны в условиях миграционного оттока в комбинации вероятного спада вложений в ценные бумаги. По данным Росстата во втором полугодии 2023 года, рост ВВП составил 4,9% после снижения на 1,8% ранее.
Год назад многие страны ввели санкции, которые накладывали поэтапно, в отношении различных секторов экономики России. Среди ограничений был запрет на предоставление кредитов нескольким российским банкам, отказ от российских корреспондентских счетов, а также запрет на передачу и продажу лизингового оборудования для российских самолетов, на сотрудничество с оборонными компаниями и производителями двойного назначения и другие ограничения [1].
Независимо от количества пакетов санкций и их влияние на экономику России, она смогла перестроиться путём введения параллельного импорта для ввоза необходимых товаров через третьи страны, построения новых логистических цепочек поставщиков и др. В результате замена импорта товарами, произведёнными внутри страны, способствовало улучшению экономического кризиса в России. После 30 лет застоя импортозамещения стране теперь необходимо реализовать это в ускоренном темпе. Техника, которая функционировала за счет западных запчастей, закваски, сметаны, упаковки для молока, колбасных оболочек и многого другого. Отчасти что-то научились сами производить, а чему-то нашли замену в Китае и Индии [2].
Из-за санкций многие иностранные поставщики официально покинули российский рынок, но по данным аналитиков, они продолжают работать неофициально или через посредников. Например, компания Cisco демонстративно ушедшая из страны и отключившая часть оборудований по-прежнему доступна. Ряд товаров оказались в дефиците, такие как электрика, некоторые виды красок, сантехника, бульдозеры, грейдеры и т.д. Возникшие проблемы с логистикой, наладились к началу 2023 года.
Предпринимательство является важнейшим элементом рыночной экономики. Государство заинтересовано в создании комфортных условий для предпринимателей, поскольку от их бизнеса зависит стабильное развитие экономики государства. Потребность поддержания и дальнейшего наращивания доли предпринимательства обусловлена расширением сферы приложения труда, предоставление крупным предприятиям отдельных узлов и малых механизмов, создание новых возможностей для творческих сил, формирование новых идей и т.д.
В связи с ситуацией в стране, предприниматели такие изменения восприняли адекватно, продемонстрировав высокую адаптивность, рациональное мышление и сильную мотивацию. Предприниматели переживали не за ограничения и запреты, а скорее за снижение платежеспособности населения [3].
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ «Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, освобождается от ответственности, если докажет невозможность надлежащего исполнения такого обязательства вследствие непреодолимой силы», - то есть чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств [4].
Условия форс-мажора, которые в судебной практике либо принимаются судом в процессе спора, либо не дают положительных результатов.
Уход иностранной компании с российского рынка.
Многие международные компании, пользуясь своим положением на рынке, отказывались включать в договоры с отечественными производителями условие об обязательном выкупе каких-либо производимых под их нужды объемов продукции. Поэтому когда компании начали массово покидать российский рынок, российским предпринимателям пришлось принять эту ситуацию и начать считать убытки. Но на практике те, кто попытался уговорить заказчиков выкупить товар, который уже готов, или подали в суд чтобы компенсировать убытки, добились положительных результатов – их иски были удовлетворены.
Размер ключевой ставки для неустойки.
С 28 февраля 2022 года ключевая ставка менялась четыре раза. На практике суды считают, что изменение ставки не должно влиять на расчет неустойки. Поэтому нужно применять ту ставку, которая действовала до спецоперации.
Финансовое состояние компании изменилось из-за СВО.
Из-за влияния внешних факторов поставщики не могут исполнить свои обязательства по передаче товара вовремя, поскольку скорость денежных операций на данный момент изменилась. Однако практика показывает, что суды не снижают размер неустойки по коммерческим договорам, объясняя это тем, что ситуация, когда денежных средств недостаточно, – не основание для решения не платить. А убедительных доказательств того, что именно специальная военная операция и реакция финансового и сырьевого рынков повлияли на исполнение обязательств по договору, как правило, никто предоставить не может.
Санкции недружественных стран против РФ.
Суд не признает санкции против России обстоятельством непреодолимой силы. Чтобы квалифицировать события в качестве обстоятельств непреодолимой силы, их чрезвычайность должна быть исключительной. То есть выход за пределы нормальных, обыденных условий должен быть таким, что учесть их нельзя ни при каких обстоятельствах. А поскольку различные формы ограничения сотрудничества действуют ещё с 2014 года, то санкции необходимо учитывать в ходе осуществления предпринимательской деятельности.
Форс-мажор «оптом».
Иногда ответчики пытаются использовать все возможные проблемные ситуации для того, чтобы уйти от ответственности. Они указывают и влияние коронавируса, и санкции недружественных стран, и проблемы с логистикой из-за СВО, а также приостановку деятельности иностранных компаний на территории РФ. Однако суды проверяют все такие доводы по отдельности и учитывают сроки, когда ответчик должен был исполнить обязательства.
Отголоски пандемии.
Коронавирусную инфекцию суды признают обстоятельством непреодолимой силы. Однако использовать этот довод могут не все категории должников. О том, что для компании это действительно форс-мажор, показывают определенные обстоятельства конкретного дела. Суды проверяют каждый спор индивидуально, в том числе срок исполнения обязательства и его характер, а также разумность и добросовестность действий должника и т. д.
Нестабильная деятельность компаний.
Исполнять обязательства по договорам поставки затрудняются не только поставщики, но и покупатели. Однако суды не считают общее ухудшение стабильности коммерческой деятельности как повод освобождения от ответственности. Стороны контрактов, как правило, субъекты предпринимательской деятельности, а значит, по мнению суда, должны предполагать наступление рисков.
В отношении вопроса об обеспечении исковых заявлений судебная практика не единообразна. Тем не менее, преобладает подход, в рамках которого суды при разрешении заявлений о принятии обеспечительных мер руководствуются актуальной контрсанкционной позицией.
Постановлением АС Северо-Кавказского округа от 10 октября 2022 г. по делу № А32-20726/2020 оставлено без изменения определение АС Краснодарского края от 21 апреля 2022 г. об отказе в удовлетворении ходатайства о замене ареста ввиду того, что замена ареста всего имущества на обеспечительную меру в виде ареста только одного актива (активы инвестиционного портфеля) приведет к необоснованному уменьшению объема обеспечения, так как данные по инвестиционному портфелю ответчика были представлены до введения ограничительных мер в отношении РФ.
В рамках дела № А45-6504/2022 АС Новосибирской области удовлетворил заявление о наложении обеспечительных мер ввиду того, что в ситуации санкционного давления отказ в применении требуемой меры может привести к нарушению баланса частных и публичных интересов, а именно – причинит значительный ущерб обществу ввиду практически полной остановки его хозяйственной деятельности.
Меры поддержки для предпринимателей, существующие на данный момент. Большинство мер поддержки реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Они распространяются на малые и средние предприятия (МСП), ИП и на самозанятых.
Также имеются такие льготы по налогам как ускоренное возмещение НДС, налоговые льготы для IT-компаниям (0% - налог на прибыль, СВ 7,6%), до 2025 г. их освободили от большинства выездных проверок. Туристическая сфера и общепит с 2022 г. освобождена от начислений НДС. Для ИП – налоговые каникулы (условие: не менее 70% общего дохода от данной сферы деятельности) [5].
Малые и средние предприятия в 2023 году имеют возможность получить выгодный кредит на срок от трех до десяти лет. Программа предусматривает доступ к средствам для разных целей, таких как инвестиции, приобретение нового производственного оборудования или рефинансирование существующих обязательств. Ставка по льготному кредиту определится в зависимости от типа компании и будет действовать на протяжении трех-пяти лет; затем она будет пересчитана с учетом ключевой ставки Центрального Банка.
Государственная субсидия - это безвозмездная денежная помощь, которая выдаётся малому бизнесу из регионального или государственного бюджета. Финансовую поддержку могут получить индивидуальные предприниматели, самозанятые, основатели ООО или фермерских хозяйств.
Для получения помощи и субсидий от государства необходимо:
Встать на учет в центре занятости.
Пройти курс основ предпринимательской деятельности.
Согласовать и сдать бизнес-план в центр занятости.
Защитить бизнес-план.
Зарегистрировать ИП и открыть счет.
Получить деньги на карту «Мир».
Отчитаться о целевом расходовании средств.
По условиям договора о выделении субсидии у предпринимателя есть 90 дней, чтобы потратить полученные деньги и подтвердить траты оригиналами документов.
Оставаться ИП и платить налоги в течение года [6].
На процесс развития предпринимательской деятельности все большее влияние оказывают внешние факторы. Повышаются требования к конкурентоспособности, качеству продукции и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. Актуальной является проблема возможных негативных последствий для малого бизнеса, вызванных участием России в ВТО [7, с.724].
Следует заметить, что дифференциация развития малого и среднего предпринимательства по субъектам Российской Федерации свидетельствует о нерешенности в большинстве регионов основных проблем, связанных с развитием и активизацией деятельности госструктур поддержки малого бизнеса. В этой связи актуальной становится деятельность региональных торгово-промышленных палат (ТПП) по развитию малого и среднего предпринимательства.
Большое внимание территориальные ТПП должны уделять анализу деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, обобщению вопросов, требующих решения законодательными органами для дальнейшего их развития.
Среди посреднических услуг, оказываемых ТПП, центральное место должны занять услуги по выявлению и оценке на основе маркетинговых исследований потребности в отдельных объектах малого и среднего предпринимательства в регионе.
Территориальные торгово-промышленные палаты должны изучать и полнее использовать позитивные результаты сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства, постоянно информировать предпринимателей и руководителей регионов о методах и практике зарубежных стран в совершенствовании лизинговых отношений, разрабатывать рекомендации по их использованию российскими предпринимателями.
В деятельности региональных ТПП приоритетным направлением должно быть решение вопросов организации подготовки кадров малого предпринимательства и повышения их квалификации, организация консультаций, проведение семинаров.
В России развитие МСП в значительной мере зависит от доступности и успешности мобилизованного достаточного капитала. К сожалению, в нашей стране недостаток инвестиционной поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса является одной из основных трудностей. В развитых странах кредитование предприятий малого бизнеса является одним из приоритетных направлений негосударственной поддержки малого и среднего бизнеса, прежде всего, со стороны коммерческих банков – оно приносит им существенную часть дохода.
Одним из факторов, влияющим на недостатки инвестиционного кредитования малого бизнеса, является то, что малые и средние предприятия рассматриваются коммерческими банками как сфера рискового кредитования, что заставляет банки требовать высокий уровень залога и обеспечения кредита.
Минимизировать санкционное давление в отношении предпринимателей возможно при расширении и развитии данных мер [8]:
Создать оперативную рабочую группу/штаб из представителей отраслей и секторов производства, в котором будут обсуждаться актуальные проблемы и предлагаться выработка мер по минимизации негативных тенденций.
Ввести запрет для банков на повышение ставки по уже выданным кредитам и овердрафтам любым юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и некоммерческим организациям.
Введение полного моратория на штрафы и пени в условиях резкого увеличения ключевой ставки.
Льготное государственное кредитование на 5 лет без процентов, на шестой год 2% годовых.
Мораторий на любой пересмотр сумм пошлин и ввозного НДС после выпуска товара с таможни.
Сейчас де-факто многие импортеры держат финансовые резервы на претензии таможенных органов или добавляют такие риски к цене товаров, так как таможня периодически пересматривает отнесение товара к определенной товарной категории в пользу другой категории с доначислением пошлин и НДС задним числом. В прошлом было немало связанных с этим корпоративных трагедий, в результате которых многие до того белые импортеры даже перешли на серый импорт, чтобы избежать такого внимания государства. В текущих условиях это абсолютно недопустимо (впрочем, недопустимо было и до того).
Аудит банковских тарифов и комиссий
Аудит банковских тарифов и комиссий, отмена комиссий на возврат денежных средств клиентам и владельцам (руководителям) компаний по предоставленным ранее займам, на выплату денежных средств физическим лицам (при переводе на свой счет) и т.д. Полный перечень предложений подготовлен отправлен в ЦБ РФ.
Снизить тарифы системы «Платон» и на транспортировку железнодорожным транспортом. Данные издержки должно взять на себя государство, а не предприниматели, с целью снижения затрат. Необходимо снижать до 50% от установленных ставок для производств, включая пищевые; дистрибьюторов пищевых товаров; поставщиков промышленного оборудования (развитие производства).
Таким образом, актуальные меры поддержки предпринимателей, направленные на повышение устойчивости экономики в условиях санкций, имеют важное значение для развития бизнеса и экономики в целом. Однако, несмотря на их положительный эффект, существуют определенные проблемы и особенности их реализации. Для успешной реализации мер поддержки необходимо учитывать специфику каждого региона и отрасли, а также обеспечить прозрачность и эффективность механизмов их реализации. В целом, правильно организованная система поддержки предпринимателей может стать важным инструментом для повышения конкурентоспособности экономики страны и улучшения условий для развития бизнеса.
Список использованных источников:
Как экономика России адаптировалась к санкциям и что ее ждет в новом году / РБК Экономика [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/economics/04/01/2023/63a02e769a79471e00e74746 (дата обращения: 10.12.2023).
Год под санкциями. Как изменилась экономика России / Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2023/02/25/god-pod-sankciiami-kak-izmenilas-ekonomika-rossii.html (дата обращения: 10.12.2023).
Малый бизнес и его роль в экономике России / Открытый журнал[Электронный ресурс] URL: https://journal.open-broker.ru/economy/malyj-biznes-i-ego-rol-v-ekonomike-rossii/ (дата обращения: 10.12.2023).
Арбитражные споры в эпоху санкций / Адвокатская газета Орган Федеральной палаты адвокатов РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/arbitrazhnye-spory-v-epokhu-sanktsiy/ (дата обращения: 10.12.2023).
Льготы для поддержки малого и среднего бизнеса / Гарант.ру [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/1c-wiseadvice/guide/spisok-nalogovyh-lgot-2023/ (дата обращения: 10.12.2023).
Субсидии на открытие бизнеса: как получить деньги
по госпрограмме / ВТБ [Электронный ресурс] URL: https://www.vtb.ru/articles/subsidii-na-otkrytie-biznesa/ (дата обращения: 10.12.2023).
Организационно-правовое обеспечение функционирования малых и средних предприятий / Глеба О.В., Вихляева И.В. // Экономика и предпринимательство – 2016. №11-1. – С. 722-725 (дата обращения: 10.12.2023).
Как власти могут спасти экономику: 106 мер поддержки бизнеса / Клэрк [Электронный ресурс] URL: https://www.klerk.ru/blogs/profdelo/525899/ (дата обращения: 10.12.2023).