Современное общество стало свидетелем не только роста популярности социальных сетей, но и появления новой профессии - блогера. Блогерство стало не только хобби, но и способом заработка для многих людей. Однако, с ростом популярности блогерства возникают вопросы о его правовом статусе и регулировании. В данном исследовании будет рассмотрено правовое положение блогеров в России и за рубежом, а также будут проанализированы существующие законы и нормативные акты, касающиеся деятельности блогеров. Блог перестает быть просто хобби и становится полноценным бизнесом, когда блогер начинает получать доход со своего увлечения. Например, он может получить деньги за продажу своих курсов или рекламных интеграций — размещения платной информации о чужом продукте в своем блоге. При этом доходом является любая сумма — даже 1 рубль.
Ведение безопасной блогерской деятельности – это несложно, главное знать законы об ответственности, рекламе, налогах и интеллектуальной собственности.
Блогеры создают оригинальный цифровой контент и развивают собственный сайт, платформы или страницы в соцсетях.
У блогера могут быть различные источники дохода:
бренды, которые заказывают ему рекламу;
платформы, где размещены аккаунты блогера, могут платить ему за количество просмотров;
подписчики, которые делают добровольные пожертвования;
подписчики на платные каналы;
партнеры блогера, которые выплачивают ему процент от продаж [1].
Также блогеры могут зарегистрировать собственную торговую марку и продавать свои товары и услуги.
Блогера могут привлечь к административной или уголовной ответственности за уклонение от выплаты налогов. Ему грозит административная ответственность в виде штрафа до 2 тыс. рублей за незарегистрированную предпринимательскую деятельность.
Если человек зарабатывает на блоге, но не уплачивает налоги, он может столкнуться с блокировкой счета. Если банк при проверке счета блогера заподозрит, что клиент ведет бизнес нелегально, его счет могут заблокировать в рамках закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Обзор законодательства: анализ нормативных актов, регулирующих деятельность блогеров в Интернете.
Самый важный закон для блогера – закон о рекламе, потому что реклама является одним из главных источников дохода блогера.
Самый важный закон в этой части – Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года («Закон о рекламе»). В соответствии с положениями Закона о рекламе под словом «реклама» понимается информация, которая:
Распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
Адресована неопределенному кругу лиц, и
Направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Закон о рекламе предусматривает три роли, которые блогер может играть в ходе осуществления рекламной деятельности:
1. Рекламодатель – непосредственный изготовитель или продавец рекламируемого товара, а также лицо, определяющее содержание рекламной кампании;
2. Рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств [2].
Блогер может нести не только ответственность административную и уголовную ответственность, но и ответственность гражданско-правовую. Одним из оснований возложения такой ответственности выступает распространение противоречащих действительности сведений, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию лица.
Ни для кого не секрет, что при осуществлении блогерской деятельности, в том числе при создании контента, блогерам зачастую приходится прибегать к услугам третьих лиц – для монтажа видеороликов, ведения аккаунтов в социальных сетях, запуска своей линии одежды и т. д.
Нередки при этом случаи, когда популярные блогеры публикуют печальные истории о том, как их обманули их подрядчики, партнеры или рекламодатели. Во избежание таких случаев всегда нужно в зависимости от конкретной задачи заключать договор, который позволит снизить риски, связанных с неисполнением обязательств вашими контрагентами, а также обеспечит вам возможность установления ответственности за такое неисполнение.
В процессе своей деятельности по созданию контента блогер так или иначе использует материалы третьих лиц. Такие материалы могут часто являться охраняемыми объектами авторского права или средствами индивидуализации. ГК РФ причисляет к объектам авторского права:
Литературные произведения (например, посты других блогеров);
Музыкальные произведения с текстом или без текста (например, уникальные музыкальные произведения известных артистов);
Аудиовизуальные произведения (например, клипы исполнителеи);
Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства (работы веб-дизайнера, иллюстратора и т. д.);
Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии (например, фото, сделанные известными фотографами) и др [3].
Следовательно, при создании контента блогеру необходимо обращать внимание на потенциальную возможность нарушения прав третьих лиц, закрепленных частью 4 ГК РФ. Для того чтобы избежать этого при использовании фрагментов чужих произведений, вам следует получить разрешение от правообладателей либо приобрести право использования (лицензию) у правообладателя.
Одним из главных помощников в сфере просвещения и развития навыков медиаграмотности у детей и их родителей является Лига безопасного Интернета https://ligainternet.ru/
Рассмотрим на примере неправильную маркировку рекламы:
Девушка-блогер сходила в салон красоты на окрашивание волос, которое она сделала за свои деньги. После ей захотелось поделиться впечатлениями об оказанной услуге и общем сервисе. В процессе сторителлинга она упомянула салон, при этом не делала призыв туда пойти и не предоставила дополнительные бонусы (промокоды). Такой обзор — не рекламное объявление.
Допустимо без отметок публиковать информацию об ассортименте своего товара/услуги, если не выделять что-то одно по стилю. Также важно нативно интегрировать их в контент. Поэтому здесь маркировка рекламы в интернете не нужна. Без токена также публикуются ссылки на свои мероприятия, ресурсы с подпиской.
Забудьте о маркировке, если публикуете:
-Товарные карточки в агрегаторе;
-Email рассылки;
-Описания деятельности компании, её продукции;
-Push уведомления;
-Рекламные вставки в телепередачах, в радиоэфирах;
-Социальные ролики, посты;
-Нативные интеграции без явного акцента на продукте.
На основе всех требований и правил составлена схема, во многом упрощающая процесс маркировки рекламы блогером:
Рисунок 1 особенности маркировки рекламы
Одной из главных причин маркировки рекламы является защита интересов потребителей. Открытая и честная маркировка помогает пользователям различать контент, который является рекламным, от обычного материала. Это позволяет потребителям принимать информированные решения и осознанно взаимодействовать с рекламными сообщениями. маркировка рекламы – это не только законодательное требование, но и важный этический принцип, который способствует установлению доверия между брендами и их аудиторией. Она помогает потребителям принимать осознанные решения, предотвращает заблуждение и способствует развитию честной и открытой бизнес-среды в цифровой эпохе.
Используемые источники:
1. Наталья Ключёвская Закон о блогерах: предложения по правовому регулированию блогосферы / Наталья Ключёвская [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант ру : [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/news/1636883/ (дата обращения: 22.12.2023).
2. Какие налоги должны платить блогеры в 2023 году / [Электронный ресурс] // Крерк ру : [сайт]. — URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/568249/ (дата обращения: 22.12.2023).
3. Закон о блогерах с последними изменениями / [Электронный ресурс] // Все законы РФ : [сайт]. — URL: https://lawlinks.ru/zakon-o-blogerax/ (дата обращения: 22.12.2023).