Слишком часто считают, что классическая музыка — это скучно и неактуально. Некоторые из этих чувств проистекают из школьного опыта или даже из образа, который может передать классическая музыка; недоступно и элитно.
По большей части это происходит, потому что встречи с классической музыкой происходят без надлежащего контекста, поощрения и поддержки.
Убежденным поклонникам популярной музыки, которые отвергают классический мир музыки, можно предложить послушать рекламу, содержащую классические произведения.
Таким образом, существует визуальная система отсчета (даже если она не имеет прямого отношения к реальному контексту музыки), которая более плавно ведет слушателя к музыке.
В конечном итоге это сможет убедить, что классическая музыка совсем не скучна.
Использование классической музыки в рекламе было обычной практикой на протяжении десятилетий. Для этого есть много причин, включая желание повысить престиж продукта или обещание высокого качества, поскольку это атрибуты, которые классическая музыка привносит в любую рекламу.
Список от Орфа до Вивальди, Моцарта и Малера обширен и требует расследования, которое поможет развеять жалобы на скучность классической музыки.
Классическую музыку выбирают для рекламных роликов именно из-за ее интересных, запоминающихся мелодий и ритмов, захватывающих оркестровок и невероятно разнообразной, охватывающей более чем тысячелетнюю историю культуры. Возьмите начало Пятой симфонии Бетховена. Почти каждый знает или слышал эти знаменитые четыре ноты. Альтернативно, чередование полутонов «К Элизе» Бетховена.
Проводя параллели между классической музыкой и кино, также можно обнаружить богатые возможности для познания классики.
«Звездные войны» (эпизод IV 1977 года) на музыку Джона Уильямса во многом основаны на пьесе Густава Холста «Марс» из сюиты «Планеты» (соч. 32).
Уильямс, как и любой композитор, черпал вдохновение у нескольких композиторов, но сходство между этими двумя партитурами поразительно. Музыка Уильяма, конечно, блестящая работа, и несет ценную связь со знакомым миром, фильмом и менее знакомой классической музыкой.
Интересно, что ранний мир кинокомпозиции привлек большое количество композиторов того времени. Эти партитуры преодолели разрыв между классическим миром и миром коммерческого кино.
Ральф Вон Уильямс за свою карьеру написал множество саундтреков к фильмам, которые были очень индивидуальными, включая «Скотт из Антарктики» и «49-я параллель».
Французский композитор Артур Онеггер был плодовитым композитором-классиком и композитором фильмов. Среди его произведений — «Наполеон», «Отверженные» и «Капитан Фракасс».
Такова была популярность и сила кино. Дмитрий Шостакович написал музыку к большому количеству фильмов. В их число вошли знаменитые «Овод» (1955) и «Пять дней, пять ночей» (1960). Сюита из «Овода», созданная Шостаковичем, стала одним из самых популярных его музыкальных произведений.
Популярная музыкальная культура предлагает широкий выбор захватывающих жанров, но не будем забывать, что классическая музыка также имеет столь же разнообразный и восхитительный набор возможностей.
Начиная со средневековья (или древней музыки, если вы хотите отойти еще дальше) и до сегодняшнего дня, классическая музыка имеет десятки тысяч замечательных композиций, способных увлечь и соблазнить слушателя.
Тот факт, что без классической музыки популярные жанры, скорее всего, никогда бы не развились, может быть отрезвляющим объяснением важности и содержания этого типа музыки.
Многие элементы классической музыки сочетаются с элементами других жанров. Когда вы разбиваете музыку любого вида на ее необработанные компоненты, у вас по большей части есть мелодия, ритм, гармония, текстуры и структуры.
Эти сходства могут помочь сделать мир классической музыки менее загадочным, доступным и понятным.
Одним из самых популярных жанров классической музыки, возникшим в 1950-х годах, является минимализм.
В этом типе музыки преобладает ритмичная сторона, которая имеет тенденцию к повторяющимся фразам и мотивам, скрепленным ясными, медленно движущимися гармониями.
Неудивительно, что музыка Филипа Гласса, Терри Райли, Джона Адамса, Майкла Наймана и Стива Райха приобрела такое огромное количество поклонников.
Разнообразие подходов к минимализму внутри жанра открывает ворота для входа в классическую музыку.
Начнете ли вы с партитуры Наймана из «Пианино» или погрузитесь в «Танцы председателя» Адама, они будут чем-то, что захватит слух и может даже ознаменовать начало более глубокого исследования чудесного мира классической музыки.