В современном мире, где цифровые технологии проникают во все сферы жизни, образование не может оставаться в стороне. Одной из областей, где цифровые технологии могут быть особенно полезными, является математика и информатика. Применение активных и интерактивных методов обучения на уроках этих предметов с использованием цифровых технологий может значительно повысить эффективность обучения и заинтересованность учащихся.
Особенности активных и интерактивных методов обучения:
Активные методы обучения предполагают активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Это может быть выполнение практических заданий, решение проблемных ситуаций, проведение экспериментов и т.д. Интерактивные методы обучения, в свою очередь, предполагают взаимодействие между учащимися, учащимися и учителем, а также использование различных интерактивных технологий, таких как интерактивная доска, компьютерные программы и приложения.
Преимущества применения активных и интерактивных методов обучения на уроках математики и информатики:
1. Повышение мотивации и заинтересованности учащихся. Активные и интерактивные методы обучения делают уроки более интересными и позволяют учащимся активно участвовать в процессе обучения. Это способствует повышению мотивации и заинтересованности учащихся в изучении математики и информатики.
2. Развитие критического мышления и творческих навыков. Активные и интерактивные методы обучения способствуют развитию критического мышления и творческих навыков учащихся. Учащиеся активно применяют свои знания и навыки для решения задач и проблемных ситуаций, что способствует развитию их мышления.
3. Улучшение понимания материала. Активные и интерактивные методы обучения позволяют учащимся более глубоко понять материал. Учащиеся могут самостоятельно исследовать и экспериментировать, что помогает им лучше усвоить материал.
4. Повышение коммуникативных навыков. Интерактивные методы обучения способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся. Учащиеся работают в группах, обсуждают и аргументируют свои решения, что помогает им развивать навыки коммуникации и сотрудничества.
5. Использование цифровых технологий. Применение цифровых технологий на уроках математики и информатики позволяет учащимся более эффективно работать с материалом. Это могут быть компьютерные программы и приложения, интерактивные доски, онлайн-ресурсы и т.д. Цифровые технологии делают обучение более интерактивным и доступным для учащихся.
Примерами активных метода могут служить следующие:
Метод «Рисование фигур». Участники занятия садятся попарно спиной к спине. Одному участнику в паре выдаются рисунки, изображающие квадраты, треугольники, прямоугольники, круги, графики функций, так, чтобы партнер не видел изображения оригинала. Участник, держащий рисунки, должен описать словами, что изображено на его листке, а его партнер – попытаться воспроизвести оригинал на чистом листке. Через определенное время они должны сравнить оригиналы с копиями и обсудить, какую информацию они получили о вербальной коммуникации.
Метод «Пантомима». Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями. В условиях сельской малокомплектной школы каждый учащийся получает задание.
Метод «Ресторан». Цель: выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). Численность: все ученики. Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки. Проведение: мы предлагаем ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: – Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось… – Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип – чарта, комментируя.
Интерактивными методами могут быть следующие:
«Кто быстрее достигнет звездочки». На доску выносится набор примеров на четыре действия с обыкновенными или десятичными дробями и с таблицей ответов. В таблице один или два ответа неправильные. Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх – к заветной звездочке. Соревнуются две команды. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжать решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает команда, которая при наименьшем количестве обучающихся первой достигнет звездочки. И многие другие подобные игры могут служить примером дидактических игр.
«Сократовская дискуссия». Тактической целью является приведение оппонента к противоречию с самим собой. Искусно задаваемыми вопросами оппонент заводится в смысловой тупик, парадокс. То есть такая дискуссия – это раскрытие противоречия в первоначальном мнении оппонента устами самого оппонента. Ведущий дискуссию делает это с помощью последовательно задаваемых системных вопросов. Следующим шагом становится преодоление противоречий с целью поиска истины.
«Клиника». При использовании «методики клиники» каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации. Затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается-не принимается».
Интерактивные платформы для обучения так же являются одним из методов обучения.
Примеры таких платформ:
Quizizz (https://www.quizizz.com/?lng=ru
ЯКласс (https://www.yaklass.ru/?b%25)
(LearningApps) https://learningapps.org/
Это одни из немногих платформ, которые могут быть использованы.
Они доступны и легки в использовании.
С использованием данных методов обучении детей станет более заинтересованным. Мотивация к изучению нового материала повысится, тем самым активность детей на уроках возрастет.
Применение активных и интерактивных методов обучения на уроках математики и информатики с использованием цифровых технологий является эффективным способом повышения качества образования. Они позволяют учащимся активно участвовать в учебном процессе, развивать критическое мышление и творческие навыки, улучшать понимание материала, развивать коммуникативные навыки и эффективно использовать цифровые технологии. Поэтому, внедрение этих методов на уроках математики и информатики является важным шагом в современном образовании.
Литература
Гаврилова И.А., Гаврилова О.В. Активные методы обучения математике в современной школе. - М.: Просвещение, 2014.
Зайцева Т.А., Королева Е.А. Использование цифровых технологий в обучении математике и информатике. - М.: Просвещение, 2018.
Короткова Е.А., Коротков А.В. Цифровые технологии в образовании: применение в учебном процессе. - М.: Книга по Требованию, 2016.
Кузнецова О.В., Кузнецова Е.А. Использование интерактивных технологий в обучении математике и информатике. - М.: Дрофа, 2017.
Шарова О.В., Шаров В.В. Интерактивные методы обучения информатике в современной школе. - М.: Просвещение, 2012.