Цивилизованному обществу характерны специфические особенности, к числу которых относится потребление, представляемое как особый процесс, позволяющий рассмотреть различные аспекты потребительского поведения членов общества, в частности, культуру потребления. Именно культура потребления играет роль регулятора потребительского поведения индивидов.
В настоящее время термин «культура потребления» весьма часто и активно применяется во множестве научных направлений: экономические науки и менеджмент, маркетинговые исследования, социология, правоведение, культурология, социальная психология, философия, антропология и т.д.
Следовательно, феномен культуры потребления не стоит рассматривать лишь в рамках экономической науки, как экономическую категорию, связывая с одним лишь консьюмеризмом, ведь потребление уже давно вышло за границы этого термина [6, с. 66].
Под культурой потребления в широком смысле понимают часть культуры, представляющую собой комплекс элементов культуры, регулирующих потребление товаров и услуг в данном обществе. Поскольку культура потребления – одна из разновидностей культуры, культура отдельной сферы деятельности, то ей присущи свои ценности, нормы, а также санкции, которые регулируют процесс потребления [7, с. 209].
Говоря о культуре потребления, следует упомянуть ещё об одной категории – потребительская культура. В современных научных изданиях эти два термина зачастую рассматриваются многими теоретиками в совокупности. Однако данные понятия можно и нужно дифференцировать с точки зрения объекта или предмета потребления.
Потребительская культура имеет вектор направленности на предмет потребления (товар или услугу) и отражает некие нормы и правила потребления чего–либо. Культура потребления, вероятнее всего, будет иметь отношение к потребителю, как объекту потребления, выражая актуальные аспекты его потребительского поведения [6, с. 67].
Таким образом, руководствуясь вышеизложенным, будем полагать, что культура потребления – более широкое понятие, чем потребительская культура.
Культура потребления формирует ценности, как всей социальной группы, так и отдельного индивида. Ценности – это существующие в сознании человека ориентиры, с которыми социогруппы или отдельные личности соотносят свои действия.
Ценности упорядочивают отношение человека как потребителя к разным товарам. Знание ценностей потребителя позволяет разрабатывать действенные маркетинговые стратегии и концепции продвижения ввиду того, что ценности являются скрытыми мотивами, которыми руководствуется потребитель при совершении выбора [5, с. 111].
Элементы культуры потребления напрямую зависят от культуры, господствующей на данный момент в обществе. Значит, для каждого общества характерно своё потребление товаров и услуг, своя совокупность элементов культуры, регулирующих этот процесс. Для «общества потребления» также присуща особая культура потребления [7, с. 210].
«Общество потребления» – следствие развития массового производства, ориентированного на уменьшение жизненного цикла товаров, что породило экономику предложения, а также «общество потребления». На сегодняшний день в сознании общества господствует культ тотального потребительства.
Озабоченность современного человека всё возрастающим потреблением материальных благ сделала его неспособным к моральному самоограничению и нетерпимым к позициям своих сограждан [7, с. 210]. В этой связи, значимым критерием успешного ведения розничной торговой деятельности с учётом новых вызовов, факторов внешней и внутренней среды организации, выступает переход к стратегическому менеджменту на предприятии [2, с. 14–16].
В нынешних реалиях под стратегическим менеджментом понимают функцию управления, которая распространяется на долгосрочные цели и жизнедеятельность организации [4, с. 83]. Как видно из схемы (рис. 1) процесс стратегического менеджмента можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. Это является важной особенностью структуры стратегического управления [1, с. 5].
Изучая потребительское поведение учёные всегда интересовались мотивами, благодаря которым у человека возникает желание купить конкретный товар и мысль о том, что именно этот товар удовлетворит его потребность. Но главный вопрос на повестке дня, который предстоит решить, – это процессы, предшествующие зарождению мотивов у человека, и возможность создания общей модели потребления для тех, кто совершает покупку или только задумывается о ней [3, с. 111].
С изменением характера потребления изменится и культура, которая регулирует, координирует этот процесс. Культура потребления станет другой.
В условиях толерантного потребления сам процесс потребления будет протекать более спокойно, что предопределяет обдуманный выбор товара и получение большего удовлетворения от его использования [7, с. 214–215].
Подводя итог вышеизложенным тезисам, стоит обратить внимание на то, что современное общество не должно позволить идеологии потребления занять лидирующие позиции в умах и сознании человечества [6, с. 69].
Потребление материальных благ и нематериальных ценностей не следует определять целью и возводить в ранг смысла жизни человека, напротив, культуру потребления рекомендуется рассматривать всего лишь как средство творческой самореализации и удовлетворения духовных потребностей людей.
Рис. 1. Концепция стратегического менеджмента [1, с. 5]
Список литературы
1. Газиев Х.О. Стратегический менеджмент в условиях антикризисного управления предприятием// Материалы научной статьи. – 2016. № 11 (20). С. 1–8. – URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 05.04.2022).
2. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для ВУЗов / Е.П. Голубков. – М.: Изд–во Юрайт, 2022. – 278 с. – URL: https://urait.ru/bcode/508037 (дата обращения: 05.04.2022).
3. Гончаров И.Л., Горелова О.А. Психология потребительского выбора и его влияние на ценообразование в условиях рынка// Материалы Вестника Госуниверситета управления г. Москва «Экономика: проблемы, решения и перспективы». – 2020. № 8. С. 110–116.
4. Кыштымова Е.А., Медик Д.О. Стратегический менеджмент: современные концепции// Материалы Международного науч. журнала «Символ науки». – 2017. № 02–1. С. 82–84. – URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 05.04.2022).
5. Наумов В.Н. Маркетинг: учебник / В.Н. Наумов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 410 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1222065 (дата обращения: 05.04.2022).
6. Татаринцева Ю.О. Культура потребления как социологическая категория// Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2016. Т. 2. Выпуск 3 (7). С. 66–70. – URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 05.04.2022).
7. Хорошкевич Н.Г. Культура потребления в «обществе потребления» и перспективы её развития// Материалы науч. журнала «Лаборатория учёного». – 2014. С. 209–215. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/ (дата обращения: 05.04.2022).