Тревожность – это актуальная проблема, которая на данный момент проявляется как у старшего поколения, так и у младшего. Если старшее поколение может справиться самостоятельно, то у младших это вызывает трудности, непонимание и непринятие своего состояния.
Почему данное явление может быть опасным для детей? Для этого нужно разобраться, что такое повышенная тревожность и тревожность в целом.
Тревожность определяется В. М. Астаповым как индивидуальная психологическая характеристика человека, представляющая собой повышенную предрасположенность переживать беспокойство в разных жизненных обстоятельствах, даже тогда, когда их объективный характер этого не предполагает.
Согласно трактовке А. М. Прихожан, тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [2].
Исходя из предложенных трактовок тревожности можно сказать, что повышенная тревожность детей и подростков – психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций. Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик. Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов. При этом реальных обстоятельств, способных повлиять на безопасность человека, испытывающего эти ощущения, нет. У подростков, склонных к размышлениям о жизни, появляются экзистенциальные страхи. У школьников распространены школьные фобии, которые проявляются как страх оценки знаний, несоответствия оценке и требованиям окружающих, перехода в другую школу и др. [1].
Теперь можно перейти к опасности повышенной тревожности. Данное психологическое состояние может вредить морально и физически. Морально это может проявляться навязчивыми мыслями («Я точно закрыл дверь/покормил кота/закрыл окна/выключил утюг?»), частая смена настроения, преобладание угнетенного, подавленного состояния, отсутствие желания ходить на учебу и дополнительные занятия, снижение контактов со сверстниками, замкнутость подростка в себе. Физически повышенная тревожность влияет на подростковый организм также сильно: диарея, нервные тики, появление тремора, проблемы с сердцем, сбитый менструальный цикл (у девочек), мышечные зажимы (чаще всего в области шеи, плеч), бессонница. Данные проблемы опасны для здоровья человека, так как из кратковременных форм они могут перейти в хронические. Бессонница и нарушения сна приводят к ухудшению мозговой активности, ухудшению памяти и концентрации, что может негативно сказываться в повседневной жизни. Также постоянный стресс держит в негативном тонусе сердечно-сосудистую систему, что влияет на сердце и изнашивает его (аритмия, тахикардия, в целом нарушения сердечного ритма), это может привести к заболеваниям сердца и непоправимым последствиям.
Для того, чтобы подтвердить наличие данной проблемы мы провели опрос среди группы человек (15 человек). Возрастной диапазон опрашиваемых от 15 до 18 лет. Все опрашиваемые знают о том, что такое тревожность (статистика ответа на данный вопрос составляет 100%).
Далее был вопрос о том, в каком возрасте анкетируемые стали замечать тревожность у себя в состоянии. Статистика оказалась следующей – большинство ответили, что начали испытывать тревожность с 14-16 лет, только один человек не замечал тревожность в данном подростковом возрасте. Также опрашиваемые отмечают, что тревожность сохранилась с ними по сегодняшний день и сопровождает их в повседневной жизни (у некоторых анкетируемых вышло больше 5 лет). Это один из тех сигналов, на который нельзя не обратить внимание, потому что данная проблема может характеризоваться хронической и работать с ней сложнее.
Было решено выяснить, какие способы применяют опрашиваемые, чтобы справиться с тревожностью, для облегчения своего эмоционального и физического состояния. Результаты получены следующие:
- Прослушивание музыки;
- Общение с близкими людьми;
- Компьютерные и настольные игры;
- Дыхательные упражнения;
- Занятия своими любимыми хобби или посещение кружков/секций;
- Просчет вариантов почему произошел приступ тревожности;
- Крики, выплеск эмоций;
- Вкусно поесть без вреда для организма.
В целом, стоит отметить, что все опрошенные так или иначе находят решение для того, чтобы справиться со своей тревожностью. Это может быть также концентрация на других вещах, решение проблемы, которая вызвала тревожность и так далее.
Следующим вопросом было то, считается ли данная проблема острой и актуальной в 21-м веке. Все анкетируемые ответили, что данная проблема актуальная уже достаточно давно, в последнее время становится более острой в силу большего количества переживаний: экзамены, внутренние конфликты, проблемы во взаимоотношениях с семьей и сверстниками. Также было отмечено, что в нашей стране это действительно острая и актуальная проблема, так как наш менталитет более закрытый и делиться своим эмоциональным не принято, но в последнее время это становится более актуальным и входит в основу воспитания во многих современных семьях.
Последний вопрос вызвал затруднения в ответе у большинства опрашиваемых. Заключался он в том, знают ли они как повышенная тревожность влияет на организм. Большинство отметили, что знают, ответили в общих чертах, что физическое состояние ухудшается и подавляется. Но присутствуют и четкие ответы о том, как тревожность отражается на физическом состоянии:
- Головные боли, головокружения;
- Задержка менструального цикла;
- Тахикардия;
- Бессонница или пересыпание;
- Нарушение аппетита;
- Раздражение, нервозность, повышенная агрессия;
- Ухудшение памяти;
- Появление панических атак.
Благодаря проведенному опросу можно сделать вывод о том, что проблема повышенной тревожности и постоянного тревожного состояния присутствует уже довольно долгое время.
Для решения данной проблемы мы можем выдвинуть следующие идеи:
Проведение тренингов по проблеме тревожного состояния. Данные занятия могут проводиться для подростков и для родителей. Лучше всего проводить данные занятия раздельно, так как дети не всегда готовы открываться и говорить на такие глубокие темы со своими родителями и это может вызвать дискомфорт и нежелание разбираться в проблеме. Также родителям это даст возможность прожить свои переживания и выстраивать план действий для того, чтобы помочь ребенку и поддержать его.
Консультации психолога или педагога-психолога в школе. Индивидуальные или групповые на усмотрение специалиста. Это поможет ребенку поделиться своими переживаниями с человеком, который может дать ему ощущение безопасности, где его примут и не осудят. Со временем дети могут привыкнуть и начнут доверять свои проблемы родителям.
Обучение классных руководителей. Это нужно для того, чтобы учителя были в курсе существующей проблемы, могли помочь ребенку и предложить работу со специалистом в школе индивидуально или с родителями (если родители одобряют и подписывают согласие на оказание психологической помощи подростку). Для классных руководителей могут проводиться вебинары в режиме online и offline (если есть возможность пригласить специалиста в образовательное учреждение), педагогические советы, могут быть созданы специальные буклеты или памятки.
Открыто говорить об этом. О своем эмоциональном состоянии, показывать, что это не страшно, что это принимается и уважается другими людьми. Говорить о том, что такое тревожность, почему она появляется и как с ней жить.
В заключении хочется сказать, что проблема повышенной тревожности была и есть, она актуальна и очень остро стоит в период постоянного стресса у подростков (разговоры об экзаменах, поступлении, подготовка и сдача ОГЭ и ЕГЭ, сессии в средних профессиональных образовательных учреждениях). Об этом необходимо говорить, помогать и сопереживать, чтобы снизить риск психосоматических заболеваний, физических и психологических проблем, которые могут возникнуть при отсутствии должной помощи.
Список использованных источников:
Астапов В. М. Тревожность у детей. – М.: Per Sе, 2001. – 160 с.
Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий. Школьный психолог, - 2004, - №8.
Прихожан, A. M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94460/ (дата обращения: 09.08.2023).