Настольный теннис – один из наиболее массовых видов спорта, им занимаются как профессионалы, так и любители.
Настольный теннис является полезным видом спорта для детей школьного возраста, так как имеет положительное воздействие на мелкую моторику, мышц рук и кисти, тренирует мышцы глаз. Наряду с положительными воздействиями на организм ребенка, есть и отрицательные, так, например, при нахождении в однообразной стойке, специфичной для данного вида спорта ухудшается осанка, что может спровоцировать сколиоз у детей, которые предрасположены к данному диагнозу.
Существует классификация видов спорта по характеру их влияния на опорно-двигательный аппарат спортсмена, их подразделяют на: симметричные, ассиметричные и смешанные.
Ассиметричные – это виды спорта при занятиях, которыми обе половины тела спортсмена выполняют разные действия. При этом спортсмен, как правило, находится в вынужденной асимметричной позе. Кроме того, в связи с особенностями техники того или иного вида спорта позвоночник часто совершает однообразные наклонные движения в одну и ту же сторону или же происходит скручивание его вдоль вертикальной оси. В связи с этим одна половина тела испытывает нагрузку значительно в большей степени, чем другая. Равномерность развития мышц нарушается. При занятиях асимметричными видами спорта, равновесие тела спортсмена во фронтальной плоскости не обладает устойчивым характером. [1]
В настоящее время актуальной проблемой является двигательная асимметрия в спорте. Достижение высоких спортивных результатов требует учета функциональной организации всего организма спортсмена[3].
Функциональная асимметрия проявляется в спортивной деятельности. Врожденные морфофункциональные асимметрии определяют предпочтение ведущей руки в настольном теннисе, в которой находится ракетка.
Неравномерное морфологическое развитие, одностороннее преобладание физических качеств и асимметрия двигательных действий особенно выражены в асимметричных упражнениях при большем спортивном стаже и более ранней специализации.
В связи с этим, необходимо оценивать влияние различных тренировочных режимов двигательной активности, используемых в учебно-тренировочном процессе общей физической подготовки, на организм детей, занимающихся спортивной деятельностью.
Исходя из выше сказанного, целью нашего исследования является изучение влияния асимметричных функциональных нагрузок на опорно-двигательный аппарат школьников в условиях выполнения спортивно - тренировочной деятельности однонаправленного характера.
Проанализировав результаты наблюдений, Г.Е. Егорова – доцента кафедры лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого института усовершенствования врачей, за юными спортсменами, мы сделали выводы, что наиболее благоприятное влияние на формирование осанки и позвоночника оказывают симметричные и смешанные виды спорта. Они, равномерно развивают мышцы обеих половин тела спортсмена, предупреждают возникновение вновь приобретенных нарушений осанки во фронтальной плоскости у здоровых детей, исправляют имеющиеся нарушения осанки во фронтальной плоскости, предотвращают прогрессирование сколиозов I степени и даже способствуют устранению начальной степени сколиотической деформации позвоночника[1].
При занятиях асимметричными видами спорта наблюдаются противоположные показатели. При занятиях этими видами спорта уже в течение 1-2 лет у 20,1% из 409 здоровых детей отмечено появление нарушений осанки, чаще во фронтальной плоскости. Через 5 лет занятий, по д анным Е.Г.Егорова, этот показатель увеличивается до 38,6%. Имеющиеся нарушения осанки становятся стойкими, а у 25% из 216 имели тенденцию к ухудшению. Из 54 юных спортсменов со сколиозом I степени у 13% наблюдалось медленное прогрессирование сколиоза.
Это свидетельствует о том, что многолетние занятия асимметричными видами спорта, особенно при узкой ранней специализации, нарушая равномерное развитие мышц правой и левой половин тела, неблагоприятно отражаются на процессе правильного формирования осанки[1].
На основе анализа показателей, зафиксированных Г.Е. Егоровым, выявлен риск нарушения опорно-двигательного аппарата, которым подвержены юные спортсмены на занятиях настольным теннисом. У детей, у кого обнаружены уже устойчивые нарушения осанки, для данных спортсменов рекомендуется включить в тренировочный процесс лечебную физическую культуру под руководством врача-специалиста, так как преподаватель не может скорректировать эти показатели самостоятельно.
А для профилактики нарушений осанки на занятиях настольным теннисом у спортсменов, которые только начинают заниматься настольным теннисом, мы разработали комплекс упражнений корригирующей гимнастики.
№ |
Упражнение |
Дозировка |
Общиеметодическиеуказания |
1 |
И.п.- узкая стойка,гимнастическаяпалкавнизу,прямойширокийхват. 1–поднимаягимнастическую палку вверх подняться на носки;2–И.п. |
8-10раз |
Выполнять спокойно, медленно,контролировать дыхание привыполненииупражнения |
2 |
И.п. – стойка ноги врозь,гимнастическаяпалкавверх,прямойширокийхват. 1-2-наклонвправо; 3–И.п.; 4-5-наклонвлево; 6-И.п. |
8-10раз |
Выполнять спокойно, медленно,контролировать дыхание привыполненииупражнения |
3 |
И.п.- узкая стойка,гимнастическаяпалкавнизу,прямойширокийхват. 1 – гимнастическая палка вверх;2 – гимнастическая палка налопатки; 3 – гимнастическая палка вверх;4-И.п. |
8-10раз. |
Выполнять спокойно, медленно,контролировать дыхание привыполненииупражнения |
4 |
И.п.-узкаястойка,гимнастическаяпалканалопатках,прямойширокийхват. 1-2–поворотвправо; 3- И.п. 4-5 поворот влево; 6-И.п. |
8-10раз |
Выполнять спокойно, медленно,контролировать дыхание привыполненииупражнения |
5 |
И.п.-узкаястойка,гимнастическаяпалка налопатках,прямойширокийхват. 1-2–наклонвперед; 3- 4- гимнастическая палка вверх; 5 – гимнастическаяпалка налопатках; 6-И.п. |
8-10раз |
Выполнять спокойно, медленно,контролировать дыхание привыполненииупражнения |
6 |
И. П.–стойканоги врозь, гимнастическаяпалказаспиной под локтями 1-присед; 2-наклонпрогнувшись; 3-присед; 4- И.п. |
8-10раз |
Выполнятьспокойно,медленно, контролировать дыхание привыполнении упражнения |
7 |
И. П. – стойка ноги врозь,гимнастическая палкавертикально перед собой1-3-наклонпрогнувшись; 4-И.п. |
8-10раз |
Выполнять спокойно, медленно,контролировать дыхание привыполненииупражнения |
8 |
И.П.–узкаястойка,гимнастическаяпалкавнизу,прямойширокийхват.
3-4-тожедругой. |
8-10раз |
Выполнять спокойно, медленно,контролировать дыхание привыполненииупражнения |
9 |
И.п.- лежа на животе,гимнастическаяпалкавверх,прямойширокийхват.
|
8-10раз |
Выполнять спокойно, медленно,контролировать дыхание привыполненииупражнения |
10 |
И.п.- лёжа на спине, ногисогнуты в коленях, руки вдольтуловища,вправойрукегимнастическаяпалка. 1- приподнять корпус, передатьпалку в левую руку под спиной.2-и.п. 3-4–тожевдругую. |
8-10раз |
Выполнять спокойно, медленно,контролировать дыхание привыполненииупражнения |
Целесообразно в данном виде спорта включать в тренировочный процесс упражнения на развитие всех физических качеств и уделять особое внимание укреплению мышц спины и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Также чередовать игру как правой, также и левой рукой, по возможности тренеру включать посещение бассейна в тренировочный график, для расслабления и укрепления мускулатуры спины и верхнего плечевого пояса.
Список литературы:
Безруких, М. М. Леворукий ребёнок в школе и дома / М. М. Безруких. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. – 320 с. – ISBN 5-8939-073-4. – Текст : непосредственный.
Егоров, Г. Е. Классификация видов спорта по характеру их влияния на опорно-двигательный аппарат спортсмена и некоторые рекомендации по рациональной ориентации детей в спорте: сб. ст. / Г. Е. Егоров – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы травматологии и ортопедии: сб. науч. работ. – Москва : ЦИТО, 1991. – С. 103–108. – URL: https://www.falto.ru/article/article27.html (дата обращения: 19.12.2023).
Лебедев, В. М. Теоретическое и прикладное значение феномена асимметрии в спорте / В. М. Лебедев. – Текст : непосредсвенный // Теория и практика физической культуры. – 1975. – № 4. – С. 28–31.
Чермит, К. Д. Симметрия-асимметрия в спорте / К. Д. Чермит. – Москва : Физкультура и спорт, 1992. – 253 с. – ISBN 5-7608-0010-8. – Текст : непосредственный.