В современном обществе стресс стал неотъемлемой частью нашей жизни. Особенно часто сталкиваются с этой проблемой студенты, которым приходится справляться с большим количеством учебных нагрузок, испытывать постоянное давление успеха и социальные ожидания. Однако, существует эффективный способ снижения уровня стресса у студентов - физическая активность.
Физическая активность играет важную роль в улучшении психологического благополучия человека. Многочисленные исследования показывают, что регулярные физические упражнения способствуют высвобождению эндорфинов - гормонов счастья. Это помогает снизить уровень стресса и улучшить настроение.
Кроме того, физическая активность улучшает кровообращение и стимулирует мозговую деятельность. Это помогает студентам более эффективно усваивать информацию и повышает их когнитивные способности.
Цель: установить влияние физической активности на уровень стресса у студентов.
Задачи: 1) провести мониторинг среди студентов Северного (Арктического) Федерального Университета им. М.В.Ломоносова о их вовлеченности в физическую активность путем опроса; 2) определить динамику влияния физической активности на уровень стресса.
Сегодня слово «стресс» находится на пике популярности и исследуется большим количеством ученых: психологов, физиологов, социологов, медиков. Ряд исследований доказывают, что он вызывает болезни сердечно-сосудистой системы и даже может привести к образованию раковых клеток. Другие доказывают, что такая встряска психики может привести к невралгии и депрессии. Так или иначе, психологи призывают к борьбе со стрессом [2].
При стрессе обычно страдает интеллектуальная деятельность. Нарушаются почти все характеристики внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение, отмечается повышенная отвлекаемость. В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Постоянная загруженность сознания учебным материалом снижает емкость оперативной памяти, нарушается процесс воспроизведения необходимой информации [2].
Следовательно, учащимся и студентам особенно требуется обращать свое внимание на стресс в их жизни, и всячески пытаться его минимизировать.
Малоподвижный образ жизни современного человека приводит к тому, что нарушается функциональное состояние всех систем организма. При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений происходят нежелательные и существенные изменения функционального состояния мозга и сенсорных систем. Снижается уровень функционирования и подкорковых образований, отвечающих за работу органов чувств. Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний.
Утренняя гигиеническая гимнастика является достаточно эффективной формой для ускоренного включения в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ. Систематическое выполнение зарядки в течение дня улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Использование различных форм физической культуры играют существенную роль в оздоровлении учащихся и повышении работоспособности [2].
Занятия физической культурой и спортом являются существенным фактором профилактики и коррекции психологического стресса. Физическая активность при стрессе генетически обусловлена, является ответной реакцией на стресс (стратегия бегства или борьбы). Занятия физкультурой переключают внимание на новые раздражители, и снижают актуальность проблемы. Спорт активизирует работу сердечно-сосудистой системы, нервной системы, повышает активность иммунной системы. Активность тела дает положительные эмоции, хорошее настроение [2].
Оптимальный уровень физической нагрузки – дело индивидуальное. Чрезмерный или недостаточный уровень активности не даст оздоровительного результата и пользы не принесет. Очень важно это понимать, чтобы правильно дозировать нагрузку.
Существует несколько принципов, которые позволят правильно организовать физическую активность. Все они используются при построении тренировочного процесса. Главных всего три:
Постепенность. Неподготовленному человеку нужно начинать с малых нагрузок. Если сразу пытаться большой вес или пробежать большую дистанцию, можно нанести значительный вред своему организму. Повышение двигательной активности должно происходить плавно.
Последовательность. Очень многогранный принцип. Сначала необходимо знать основы, или наработать базу, или научиться правильно выполнять упражнения, а лишь потом переходить к комплексным элементам. Если коротко, то это принцип «от простого к сложному».
Регулярность и систематичность. Если заниматься неделю, а потом забросить дело на месяц, то эффекта от этого не будет. Организм становится сильнее и выносливее только при условии регулярных нагрузок.
Значение двигательной активности трудно переоценить, т. к. именно она поддерживает организм в рабочем состоянии, позволяет человеку чувствовать себя хорошо [1].
В рамках исследования был проведен опрос среди 20 студентов Северного (Арктического) Федерального Университета им. М.В.Ломоносова. Из них 18 человек активно занимаются физической деятельностью. Некоторые студенты занимаются несколькими видами физической активности. Самым популярным видом являются тренировки в спортзале. Также студенты предпочитают бег и плавание. Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Физическая активность студентов
Из этих 20 студентов - 19 человек замечают улучшение самочувствия после занятий спортом. А также 90% опрошенных отмечают снижение уровня тревожности. Результаты опроса показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Влияние физической активности на снижение уровня тревожности
Заключение. Таким образом, физическая активность играет важную роль в снижении уровня стресса у студентов. Регулярные занятия спортом или даже простая физическая активность могут помочь студентам справиться с учебными нагрузками, улучшить настроение и повысить психологическое благополучие. Поэтому, студентам следует включать физическую активность в свою повседневную жизнь для достижения оптимального здоровья и успеха в учебе.
Литература:
Двигательная активность и ее значение для организма [Электронный ресурс] // Профилактика. URL: https://profilaktica.ru/sotsialnye-seti/dvigatelnaya-aktivnost-i-ee-znachenie-dlya-organizma/ (дата обращения: 29.11.2023).
Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.