Лидерство в менеджменте. - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Лидерство в менеджменте.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема лидерства всегда являлась актуальной в обществе, однако широкое, систематическое, полное и целенаправленное изучение такой темы, как лидерство было начато относительно недавно.

Цель данной работы: проанализировать понятие лидерства в системе менеджмента. Для достижения данной цели в работе решаются следующие научно-исследовательские задачи:

1. Дать определение понятию лидерство, лидер на основе анализа определений других авторов;

2. Рассмотреть навыки лидера;

3. Разграничить понятия лидерство и менеджмент;

4. Описать подходы к определению понятия лидерство;

5. Охарактеризовать основные модели лидерства.


Объектисследования: лидерство.

Предмет исследования: понятие лидерства в системе менеджмента.

Лидерство в полной мере стало объектом для исследования только тогда, когда в начале 20 века впервые началось изучение управления. Несмотря на это, изучение лидерства на системной основе и в больших масштабах впервые было осуществлено только лишь в 1930-1950 гг. Такие ранние исследования были нацелены в первую очередь на выявление личностных характеристик, а также качеств эффективных руководителей.

Проблематика лидерства больше 40 лет интенсивно изучается в разных государствах. Например, масштабные исследования были проведены и проводятся сейчас в Америке, где фактически зародилась теория лидерства.

Проблема лидерства в менеджменте может проявляться в различных аспектах:

1. Недостаток эффективного лидерства: Некоторые менеджеры могут не обладать необходимыми навыками и качествами, чтобы эффективно руководить своей командой. Это может привести к недостаточной мотивации сотрудников, неправильным решениям и общему негативному влиянию на работу коллектива.

2. Несоответствие лидерских стилей: Разные ситуации требуют разных лидерских стилей. Некоторые менеджеры могут придерживаться одного стиля лидерства, не учитывая потребности и предпочтения своей команды. Это может привести к недовольству сотрудников и снижению производительности.

3. Отсутствие коммуникации: Лидер должен быть хорошим коммуникатором и уметь ясно и эффективно передавать информацию своей команде. Однако, некоторые менеджеры могут не обладать этими навыками, что может привести к недопониманию, конфликтам и неправильному выполнению задач.

4. Отсутствие развития сотрудников: Лидер должен помогать своей команде развиваться и расти профессионально. Однако, некоторые менеджеры могут не уделять достаточное внимание развитию своих сотрудников, что может привести к стагнации и недовольству.

5. Недостаток вдохновения и мотивации: Хороший лидер должен быть вдохновляющим и мотивирующим для своей команды. Однако, некоторые менеджеры могут не обладать этими качествами, что может привести к низкой мотивации сотрудников и снижению производительности.

Решение проблемы лидерства в менеджменте может включать в себя проведение тренингов и обучений для развития лидерских навыков, установление четких коммуникационных процессов, создание системы обратной связи и поощрение развития сотрудников.

Находятся больше 5000 независимых исследований в данной сфере. С течением времени стало возникать всё больше концепций по данной тематике, которые создавали систему взглядов, а также различные школы. В настоящее время есть огромное множество мнений о сущности самого понятия лидерства, а также о его значении для совершенствования общества в целом. Всё это, безусловно, говорит об огромном интересе к высокоэффективному руководству любой организацией.

Можно сказать, что лидерство - своеобразный способ управленческого сотрудничества, базирующийся на максимально действенном для конкретной ситуации единении источников власти и имеет направленность побуждать людей к достижению основных целей.

Сущность лидерства заключается в способности индивидуума самостоятельно принимать важные и ответственные решения, а также способности самому быть генератором и автором идеи и претворять ее в жизнь.

М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури дали следующее определение понятия лидерства: «лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей

организации».

Так, лидерство можно рассматривать как важнейшей метод менеджмента, так как именно в нём заключается коренное преобразование взаимоотношений между руководителем и подчиненным.

Лидером можно назвать личность, за которой все другие члены группы в полной мере признают право принимать самые ответственные и важные решения, затронувшие их собственные интересы и определяющие характер деятельности и направление деятельности в целом всей группы.

Лидерство в менеджменте – это комплексный набор навыков и качеств, которые необходимы для успешного руководства. Хороший лидер может сделать значительный вклад в успех организации, развивая свою команду и достигая поставленных целей.

Для эффективного руководства лидер должен обладать следующими навыками

1. Видение и стратегическое мышление: Лидер должен иметь четкое видение будущего и уметь разрабатывать стратегии для достижения этой цели. Он должен видеть большую картину и знать, какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь успеха.

2. Коммуникация: Лидер должен быть отличным коммуникатором. Он должен уметь ясно и эффективно передавать информацию своей команде, быть открытым для обратной связи и уметь слушать других. Хорошая коммуникация помогает установить доверие и создать эффективное рабочее окружение.

3. Мотивация и вдохновение: Лидер должен уметь мотивировать свою команду и вдохновлять ее на высокие достижения. Он должен понимать, какие мотивационные факторы важны для каждого члена команды и уметь применять различные методы мотивации, чтобы достичь лучших результатов.

4. Доверие и эмоциональный интеллект: Лидер должен быть способен выработать доверительные отношения со своей командой. Он должен быть эмоционально интеллектуальным и уметь управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Умение понимать и учитывать эмоциональное состояние своей команды помогает лидеру реагировать на ситуации гибко и эффективно.

5. Развитие команды: Лидер должен помогать своей команде расти и развиваться. Он должен уметь распознавать потенциал каждого члена команды и предоставлять им возможности для роста и развития. Лидер должен также уметь делегировать задачи и давать своим сотрудникам автономию.

6. Управление изменениями: Лидер должен быть гибким и уметь управлять изменениями. В современном бизнесе изменения происходят быстро, и лидер должен быть способен адаптироваться к новым условиям и помочь своей команде справиться с изменениями.

С течением времени, всё больше исследований в сфере лидерства направлено на доказательство того факта, что лидером не обязательно нужно родиться, а им можно стать, что лидерский потенциал в теории есть у каждого человека - вопрос заключается лишь в том, каким именно образом нужно совершенствовать этот потенциал.

Менеджмент в большинстве современных источников представляется как некий «процесс управляющего взаимодействия», то есть планирования, отбора персонала, руководства и осуществления контроля за распределением ресурсов с целью достижения максимально эффективным путём корпоративных целей организации.

По мнению Дж. Коттера, понятие «лидерство» и понятие «менеджмент» имеют некоторые отличия. (Рис1.)

Рисунок 1. Основные различия между задачами менеджера и лидера.

Лидер - это человек, который способен оказывать колоссальное влияние на поведение других людей, а также принимать сложные решения в отношении людей и имеющихся ресурсов; брать на себя всю ответственность за последствия принятых решений. Менеджер даёт лишь направление работы для других людей. Однако самой оптимальной для функционирования организации можно считать ту ситуацию, при которой менеджер может совместить в процессе своей деятельности роль лидера и роль менеджера. В таком случае уже стоит говорить о лидере всей организации.

Различают 4 главных подхода, которые объясняют, что именно делает лидера наиболее эффективным - это поведенческий и ситуационный походы, теория черт, теория власти и влияния.

Так, например, подход с позиции власти и влияния характеризует результативность лидерства с помощью таких терминов, как типы власти, властные полномочия. С точки зрения данного подхода власть имеет большое значение не только при воздействии на непосредственных подчиненных, но также и при воздействии на поставщиков, спонсоров, клиентов, партнеров, вышестоящих руководителей.

Определение понятия лидерства может различаться в зависимости от того, какой подход используется. Вот несколько основных подходов к определению лидерства:

1. Трейтовый подход: Этот подход основывается на идее, что лидеры обладают определенными врожденными или приобретенными чертами личности, которые делают их способными руководить и влиять на других. Примерами таких черт могут быть харизма, уверенность, интеллект, энергичность и т.д.

2. Функциональный подход: В этом подходе лидерство рассматривается в контексте выполняемых лидером функций и ролей. Лидерство определяется через способность эффективно выполнять задачи, принимать решения, обеспечивать координацию и мотивацию команды.

3. Поведенческий подход: Этот подход фокусируется на наблюдаемых поведенческих характеристиках лидера. Он исследует, какие действия и стили лидерства применяются для влияния на других. Примерами поведенческих стилей могут быть автократический, демократический, трансформационный и др.

4. Ситуационный подход: В этом подходе лидерство рассматривается в контексте ситуации и требований, с которыми лидер сталкивается. Лидер выбирает подходящий стиль в зависимости от особенностей ситуации и потребностей команды.

5. Этический подход: В этом подходе лидерство рассматривается с точки зрения моральных ценностей и этики. Лидерство считается эффективным, когда лидер действует справедливо, интегрирует этические принципы в принятие решений и учитывает благосостояние всех заинтересованных сторон.

Каждый из этих подходов имеет свою значимость и применимость в изучении и понимании лидерства. Комбинирование различных подходов может дать более полное представление о сущности лидерства.

Теория черт включает концепции, которые определяют личностные, а также социальные и интеллектуальные черты, с помощью которых происходит отличие лидеров от нелидеров. Самые последние изучения теории черт нацелены на исследование мотивации и своеобразных навыков, в то время, как в более ранних исследованиях изучались только лишь личностные характеристики, а также общий интеллект.

В рамках же ситуационного подхода имеются 2 главных направления исследовании.

Первое из них рассматривает лидерское поведение в качестве зависимой переменной и включает поиск ответа на вопрос о том, как конкретная ситуация воздействует на лидерское поведение.

А второе направление концентрирует своё внимание на самих ситуациях и изучает воздействие лидера на их изменение. Кроме того, следует также охарактеризовать транзакционное, трансформационное и харизматическое лидерство.

Так, харизматическая теория (Дж. Конгер и Р. Канунго) базируется на предположении о том, что лидер обладает харизмой. Можно отметить следующие черты, которые в разы повышают вероятность приписывания человеку харизматических характеристик: в первую очередь, это, безусловно, уверенность в себе; сильно выраженные навыки управления; когнитивные способности (такие как, интеллект, внимание, память), позволяющие правильно оценить любую ситуацию и рассмотреть хорошие возможности в процессе достижения цели. Кроме того, сюда же можно отнести социальную сензитивность (то есть чувствительность), а также эмпатию, которые необходимы для распознавания потребностей и ценностей своих последователей.

Трансформационное лидерство призвано повышать в разы мотивацию, усиливать так называемый «моральный дух», а также оптимизировать деятельность последователей при помощи разнообразных механизмов. Стоит сказать, что в такой модели лидер становится своеобразным образцом для подражания. При этом лидеру необходимо уметь определять все слабости своих последователей, и, соответственно, их сильные стороны, а также уметь ставить перед ними такие задачи, безупречное решение которых благоприятно скажется на повышении производительности их труда. Обычно выделяют всего четыре элемента трансформационного лидерства:

Первый элемент - идеализированное влияние - означает, что лидер обязан быть для своих последователей образцом для подражания.

Второй элемент - индивидуальное рассмотрение подразумевает, что лидеру необходимо находить индивидуальный подход к каждому подчиненному. Третий элемент - вдохновляющая мотивация означает, что одной из задач лидера является вселение оптимизма и уверенности в людей для более оптимального решения поставленных перед ними задач. Четвертый элемент - интеллектуальная стимуляция подразумевает, что лидеру необходимо всячески стимулировать, поощрять все творческие начинания подчиненных.

Транзакционное лидерство характеризует такой тип лидерства, когда лидер добивается четкого выполнения всех поставленных им задач от своих последователей, как правило, с использованием «кнута и пряника». Руководители-лидеры такого типа более тщательно анализируют все действия своих подчиненных с целью определения ошибок и неточностей. Важно отметить, что такой тип лидерства становится наиболее эффективным в кризисных и различных чрезвычайных ситуациях, или, например, когда необходимый проект должен реализоваться в заблаговременно определенном формате.

Сама по себе проблема развития лидерства в компании не сводится только лишь к развитию и обучению сотрудников «по-отдельности». Ввиду того, что «великие» лидеры, которые вполне способны вести за собой всю компанию, появляются довольно редко, опыт многочисленных организаций показывает, что в конечном счете успех определяется именно широтой, а не только глубиной развития лидерских качеств в компании. То есть главную роль играет лидерский потенциал компании в целом.

Эффективное управление крупной компанией можно обеспечить только лишь выстроив так называемую культуру лидерства, целью которой является развитие, удержание и продвижение по карьерной лестнице талантливых сотрудников. Безусловно, на разных уровнях развития карьеры работникам, как правило, необходимы абсолютно разные лидерские качества. На более низких должностях - под лидерством понимают умение, а также желание брать определенную ответственность. Лидерам на низких должностях свойственно ответственное отношение к своей работе, возможность и готовность при определенных обстоятельствах выйти за рамки порученного задания. Однако, по мере «роста» сотрудников в карьерном плане требования начинают изменяться: повышение ответственности приводит к тому, что самой ценной чертой признается умение выявлять и развивать необходимые для эффективной работы качества других работников. «Наверху» карьерной лестницы самые главные лидерские качества - это видение будущего организации, и, конечно же, умение вести за собой людей.

Множество исследователей пыталось определить набор характеристик делающий человека лидером. При этом они с уровнем раз вития производства на рассматриваемом этапе ставили на первое место то физическую силу, то интеллект. Так исследования российских руководителей выявили десять основных характеристик свойственных современному лидеру:

1. умение формировать управленческую команду

2. стратегическое видение развития бизнеса

3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса

4. способность принимать решения в условиях неопределенности

5. фактор самодисциплины и организованности

6. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых результатов

7. способность налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива

8. умение налаживать и поддерживать конструктивные отношения с внешними сторонами

9. детальное знание бизнес процессов и производственной специфики своего предприятия или отрасли

10. способность к ведению переговоров и убеждению в правоте своей позиции.

Лидерство в менеджменте является очень важным, поскольку оно имеет прямое влияние на успех и эффективность организации. Вот несколько причин, почему лидерство в менеджменте важно:

1. Направление и вдохновение: Лидеры устанавливают цели и направление для своих команд. Они могут вдохновить сотрудников и помочь им понять, как их работа влияет на общую цель организации. Это помогает создать единство и мотивацию в команде.

2. Развитие и рост сотрудников: Лидеры играют ключевую роль в развитии и росте своих сотрудников. Они могут помочь определить индивидуальные цели и разработать планы развития для каждого члена команды. Лидеры также могут предоставлять обратную связь и поддержку, чтобы помочь сотрудникам достичь своего потенциала.

3. Управление конфликтами: Лидерство в менеджменте позволяет эффективно управлять конфликтами внутри команды. Лидеры могут помочь разрешить разногласия и создать гармоничную рабочую среду. Они также могут посредничать в конфликтах между сотрудниками и принять необходимые меры для предотвращения дальнейших конфликтов.

4. Принятие стратегических решений: Лидеры должны быть способными принимать стратегические решения, которые помогут организации достичь своих целей. Они должны быть аналитическими и критическими мыслителями, способными оценивать различные варианты и выбирать наиболее эффективные стратегии.

5. Создание и поддержание корпоративной культуры: Лидерство в менеджменте играет важную роль в создании и поддержании корпоративной культуры. Лидеры устанавливают пример для других сотрудников и помогают формировать ценности, нормы и поведение в организации. Они могут также участвовать в создании положительной и поддерживающей среды работы.

В целом, лидерство в менеджменте очень важно, поскольку оно помогает создать мотивацию, эффективность и успех в организации. Хороший лидер может вдохновить и развить свою команду, помочь ей достичь поставленных целей и создать благоприятную рабочую среду. Однако не стоит забывать, что лидерство в менеджменте можно развивать.

Развитие лидерских качеств в менеджменте может быть достигнуто через ряд практических шагов. Вот несколько советов:

- Обучение и самообразование: Изучайте литературу о лидерстве, участвуйте в тренингах и семинарах по развитию лидерских навыков. Развивайте свои знания и навыки в области менеджмента.

- Поставьте цели: Определите свои цели как лидера и разработайте план действий для их достижения. Установите конкретные, измеримые, достижимые, релевантные и ограниченные по времени (SMART) цели.

- Развивайте коммуникационные навыки: Лидер должен быть хорошим коммуникатором. Развивайте свои навыки активного слушания, эффективного общения и умения вдохновлять и мотивировать других.

- Управляйте временем: Лидер должен быть хорошим организатором и управлять своим временем эффективно. Развивайте навыки планирования, приоритизации и делегирования задач.

- Развивайте эмоциональный интеллект: Лидер должен быть эмоционально интеллектуальным и уметь управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Развивайте навыки самоанализа, саморегуляции и эмпатии.

- Будьте примером: Лидер должен быть примером для других. Демонстрируйте высокие стандарты профессионализма, этики и ответственности.

- Развивайте навыки решения проблем: Лидер должен быть хорошим проблемным решателем. Развивайте свои навыки анализа проблем, принятия решений и поиска решений.

- Развивайте способность к адаптации: Лидер должен быть гибким и способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Развивайте свою способность к обучению и адаптации к новым ситуациям.

- Научитесь делегировать: Лидер должен уметь делегировать задачи и доверять своей команде. Развивайте навыки делегирования, устанавливайте ясные ожидания и предоставляйте поддержку.

- Получайте обратную связь: Принимайте обратную связь от своих коллег, подчиненных и клиентов. Анализируйте свои сильные и слабые стороны и работайте над их улучшением.

Подводя итоги вышеизложенному, лидерство - это некий тип взаимоотношений, в процессе которого лидер оказывает колоссальное влияние на остальных людей и направляет их деятельность на достижение общих организационных целей. Лидер личность, способная в критически важных ситуациях воздействовать на всех участников группы.

В менеджменте лидерство считается ключевой ситуационной переменной, которая определяется качествами самого руководителя, его подчиненных, сложившейся ситуацией.

Существует огромное множество определений понятия лидерство, различные подходы, модели лидерства. Однако до сих пор нет единого целостного современного и единственно правильного подхода к пониманию лидерства, поэтому по сей день можно долго размышлять над данной темой.

Лидер должен стремиться к постоянному саморазвитию, учиться новым методам и подходам, а также развивать свои личностные качества. Только тогда он сможет оказывать положительное влияние на свою команду и достигать поставленных целей организации.

Список литературы:

1)Савинова С.Ю., Васильева Е.Н. Лидерство в бизнесе. - 2 изд. - М.: Юрайт, 2019.

2) Подходы к изучению лидерства studref.com

https://studref.com/368562/menedzhment/podhody_izucheniyu_liderstva

3)Стивен Кови. 4 правила успешного лидера. 5 изд.

4)Равино А.В, Основы лидерства, 2021.

List of literature:

1)Savinova S.Yu., Vasilyeva E.N. Leadership in business. - 2nd ed. - Moscow: Yurait, 2019.

2) Approaches to the study of leadership studref.comhttps://studref.com/368562/menedzhment/podhody izucheniyu liderstva

3)Stephen Covey. 4 rules of a successful leader. 5th ed

4) Ravino A.V., Fundamentals of Leadership, 2021.

Просмотров работы: 101