Управленческие решения - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Управленческие решения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Управленческое решение

Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя во всех сферах общества, на всех уровнях управления. Процесс его выработки, принятия, организации исполнения и реализации отражает содержание и сущность социального управления. Подготовка и реализация управленческого решения рассматриваются в науке как специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми и социальными институтами в соответствии с замыслом и волей доминирующего субъекта. Это механизм наделения субъектов управления полномочиями направлять процесс совместной деятельности людей на решение общих социальных проблем. Социальный генезис управленческих решений связан с потребностью в лучшей организации общественной жизни. Данный феномен является следствием осознанного наделения наиболее подготовленной части общества полномочиями руководства общественными делами. Управленческие решения имеют для социума такое же цивилизационное значение, как и технологические изобретения, направленные на освоение человеком объектов природы. Они, наряду с государством, законодательством, рынком, представляют собой способ организации общественной жизни. Управление людьми и социальными институтами посредством управленческих решений подразумевает рациональную организацию труда, экономической, социально-политической и духовной жизни, основанных на соблюдении норм права и этики. Управленческое решение подразумевает определение места человека в той или иной общественной системе, его функции, права, обязанности, социальную роль. Постиндустриальная парадигма управленческих решений ставит в центр исследований человека, изучающего и использующего законы окружающего мира для достижения сознательно поставленных целей в соответствии с определенными интересами, ценностями и идеологическими установками доминирующих субъектов. Управленческое решение как социальный институт характеризуется устойчивым комплексом правил и норм, регулирующих ролевые отношения между людьми, выполняющими роли руководителей и исполнителей, начальников и подчиненных в различных сферах человеческой деятельности.

Сущность управленческого решения проявляется в нижеследующем:

  1. В системном характере субъекта и объекта управления, что позволяет дифференцировать систему внутренних и внешних, прямых и обратных связей элементов управляющей и управляемой систем, а также ранжировать их, определять их иерархию по степени важности (значимые – незначимые, первостепенные – второстепенные и др.).

  2. В социально направленных целеполагании и целедостижении в процессе подготовки и реализации управленческого решения в интересах большинства общества. При постановке целей необходимо придерживаться следующих правил: – цели и задачи должны быть максимально интенсивными, но достижимыми; – все цели должны быть четко распределены во времени и иметь конкретное выражение; – характер целей должен соответствовать характеру и предназначению деятельности социальной организации; – цели должны быть реальными, иначе они теряют свой смысл в качестве психологических мотиваций; – цели должны базироваться на понимании новой парадигмы приоритетов общественного развития, являющихся атрибутами правового гражданского общества и социального государства. Показателем социальности управления является благополучие большинства граждан в стране, особенно незащищенной части населения.

  3. В необходимости нормирования, институционализации управленческого решения с учетом принятых этических и юридических норм. При этом актуализируется значение профессионального правосознания субъектов и объектов управленческого решения, сформированного в процессе юридического образования и правовой практики, которые определяют их правовое мышление, правовые убеждения, правовую культуру и правовую ментальность в целом.

  4. В организационном обеспечении подготовки и реализации управленческого решения, что предполагает следующее: – конкретизацию проблем, которые необходимо решить; – постановку социально ориентированных целей и задач; – определение принципов (правил), функций (основных направлений), этапов, механизмов (рычагов) воздействия, ресурсного обеспечения управленческого решения и др. Управленческое решение реализуется взаимосвязанными средствами социальной информации и социальной организации. Социальная организация невозможна без социальной информации и так же, как и социальная информация, теряет свое значение без социальной организации. Социальная информация, ее содержание и процессы сбора, обработки, обобщения, кодирования, хранения, передачи, декодирования, использования необходимых сведений квалифицируются как идеальное содержание деятельности в процессе выработки, принятия и организации исполнения решения в форме языковых систем. В информации находят идеальное отражение существующие социальные отношения в виде сведений, отражающих знания, умения, навыки, оценки, цели. При этом правовые нормы, с помощью которых управленческие решения регулируют жизнедеятельность отдельных социальных институтов и общества в целом в направлении получения определенного запланированного социально значимого результата, для системы органов внутренних дел имеют основополагающее значение. Управленческая информация, служащая основой для принятия управленческого решения, понимается в науке как совокупность сведений о процессах, протекающих в органе (подразделении) управления и социальной среде, в условиях которой осуществляется деятельность. Эти новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию и снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, восприняты, поняты и оценены как полезные для решения тех или иных управленческих задач . Социальная организация как функция управления в процессе подготовки и реализации управленческого решения представляет собой необходимый порядок выработки, принятия и организации исполнения управленческого решения. Определяющую роль во взаимоотношениях информации и организации в контексте управленческих решений играет информация . Управленческое решение представляет собой социальный акт, направленный на человека, группу людей, коллектив, социальный институт и в идеале нацеленный на удовлетворение социальных потребностей и ожиданий не только субъектов управления, но и его объектов, в том числе большинства граждан. Критерием социальности управленческого решения является удовлетворение социальных потребностей и ожиданий общества в целом, особенно незащищенной части населения.

Е. Ф. Яськов отмечает, что противоположностью решения как социального акта являются решения субъекта и объекта индивидуального, личностного характера, не учитывающие ожидания и потребности отдельных социальных субъектов, социальных институтов и общества в целом. Необдуманное индивидуальное действие не является социальным решением (социальным актом). В этом случае по тем или иным причинам не реализуются ожидания и потребности социальных субъектов. Любое управленческое решение должно быть осознанным, просчитанным. Это сознательно выбранное, основанное на мыслительных операциях сравнения и сопоставления, анализа и синтеза, умозаключения и вывода ответственное решение, учитывающее множество положительных и отрицательных обстоятельств в его технологическом и ресурсном обеспечении. Управленческое решение трактуется как волевой акт, выражающийся в способности субъекта и объекта управления преодолевать препятствия в конкретной целенаправленной мотивированной деятельности с продуманным планом действий (когда, где, как, с приложением каких усилий, ресурсов и опыта необходимо действовать). Управленческое решение как волевой акт предполагает удерживание объекта управления в поле зрения субъекта управления в течение всего времени, необходимого для достижения поставленных целей. Это содействует активированию смысла деятельности, связанной с получением знаний, умений и навыков, а также мобилизации определенных качеств личности (например, последовательности, настойчивости, быстроты, силы, выносливости), необходимых для исполнения решения и получения запланированного результата. В связи с этим актуализируется значение общеизвестной установки: «Не умеешь – научим! Не хочешь – заставим!».

Особую значимость волевые усилия приобретают в процессе формирования способности субъектов и объектов управления принимать и осуществлять когнитивные, инновационные, рискованные управленческие решения, требующие компетентности, мужества, ответственности и творческого подхода. Существенным признаком управленческого решения является прогнозирование (научное предвидение, предвосхищение) ситуации. Цель прогнозирования обусловлена необходимостью выбора из имеющихся альтернатив наилучшего варианта решения проблемы. Однако отметим, что наилучшего варианта управленческого решения в природе не существует. Как правило, он складывается из существующих плюсов всех вариантов решения проблемы с учетом всех имеющихся минусов с перспективой возможной их локализации, смягчения или перевода в позитивное русло. Для каждой организации является важным отлаженный механизм поиска решения и его быстродействие .

Необходимость выбора альтернатив сопутствует выработке, принятию управленческого решения и организации его исполнения: определению и формулированию проблем; постановке исходящих из них целей и задач; конкретизации механизмов (рычагов) управления, определяющих систему прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления, их принципов, функций, этапов, ресурсного обеспечения и др. Однако само управленческое решение не может и не должно восприниматься альтернативно в контексте обязательности или необязательности его исполнения. Любое управленческое решение носит директивно-обязательный характер. В соответствии с принципом единоначалия руководитель (начальник) подразделения правомочен в одностороннем порядке принимать управленческое решение, а подчиненные (рядовые) сотрудники обязаны его исполнять. Такой механизм взаимодействия воли субъекта управления с обязанностью объектов управления подчиняться этой воле обеспечивается системой норм действующего права и этическими требованиями с использованием различных материальных и моральных стимулов. Таким образом, управленческое решение как основной вид деятельности руководителя во всех социальных сферах и на всех уровнях управления основывается на знании объективных закономерностей функционирования управляемой системы и включает в себя систему целенаправленных, логических, последовательных, взаимосвязанных управленческих действий, обеспечивающих выработку, принятие и организацию исполнения решения, гарантирующего достижение планируемой цели. Это осознанный (сознательный), волевой, директивно-обязательный, принятый в установленном порядке социальный акт, подготовленный на основе диагностики и ранжирования по иерархии важности существующих неотложных социальных проблем, связанных с удовлетворением потребностей и ожиданий социальных субъектов, прогнозирования и выбора вариантов их решения, а также содержащий подлежащие реализации социально значимые цели (целеполагание) и средства их достижения (целедостижения).

Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из этих функций, в свою очередь, представлена совокупностью более частных функций, при выполнении которых принимаются определенные решения.

Решения, типичные для функций управления:

I. Планирование:

  1. проведение планового анализа и прогнозирование;

  1. выбор миссии;

  2. выработка предложений (гипотезы) о ситуации в будущем;

  3. определение целей;

  4. выбор стратегий по достижению поставленных целей;

  5. формирование мероприятий по реализации стратегий.

II. Организация:

  1. адаптация организационной структуры под новые цели и задачи, сформулированные в плане;

  2. рационализация, распределение задач, обязанностей и прав; Направления принятия управленческих решений Управление текущей деятельностью Управление внутренними и внешними коммуникациями Управление основными и вспомогательными бизнес-процессами Управление человеческими ресурсами Стратегическое планирование Общие функции управления Организационные Планирующие Активизирующие Координирующие Контролирующие Информирующие

  3. обеспечение всех видов деятельности необходимыми ресурсами, в том числе информационно-техническими;

  4. кадровые решения: расстановка, найм и увольнение, создание резерва на выдвижение, повышение квалификации.

III. Мотивация:

  1. разработка системы оплаты труда и премирования сотрудников и руководителей, максимально соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации;

  2. 2) выбор социально-психологических методов стимулирования эффективного труда;

  3. создание надлежащего морального климата в организации;

  4. разработка мероприятий по эффективному использованию факторов корпоративной культуры;

  5. рациональное и сбалансированное использование экономических, организационных и социально-психологических методов управления.

IV. Контроль:

  1. создание системы контроля;

  2. выбор методов учета, анализа и внесения корректив для всех трех видов контроля: упреждающего, текущего и заключительного. Важной особенностью схемы процесса принятия решения, влияющей на формулирование задачи принятия решения, являются подразделение этапа непосредственного принятия решения на две операции: выработка рекомендаций со стороны специалистов − системных аналитиков относительно выбора лучшего решения (предварительное решение) и принятие окончательного варианта решения непосредственно ЛПР. Системные аналитики (специалисты, осуществляющие сбор информации и ее анализ, проведение расчетов) предлагают свои рекомендации на основе научных методов, стремясь свести к минимуму субъективизм оценок. ЛПР преломляет рекомендации через свое субъективное восприятие, поэтому принятие решение не обязательно совпадает с предоставленными рекомендациями.

При принятии решений учитываются как управляемые, так и неуправляемые переменные (факторы). Первые, находящиеся в распоряжении ЛПР, прежде всего, характеризуют способы использования ресурсов для достижения поставленных целей. Вторые характеризуют заданные внешние и внутренние условия, не являющиеся инструментом управления при принятии решения (правовые, финансовые и другие ограничения, имеющиеся производственные и кадровые возможности и т.п.), но оказывающие сильное влияние на выбор решения.

Основные концепции, принципы и парадигмы управленческих решений

Концепция − это обобщенная система взглядов на рассматриваемый объект или явление, представление о том, как подходить к восприятию и изучению этого объекта (например, концепция мироздания, эволюционного развития).

Принцип − это то, чем обязательно следует руководствоваться активно действующему субъекту в его деятельности. С позиции теории принятия решений неважно, какая это деятельность: теоретическая или практическая. Наиболее значимые принципы управления и теории принятия решений (ТПР): принцип главного звена в управлении, единоначалия, цели, свободы выбора решений.

Концепция «Системы» отражает представления о единстве мира, о всеобщей связи и взаимной обусловленности процессов и явлений материального мира. Согласно этой концепции при осуществлении актов управления следует постоянно помнить и понимать, что мы «никогда не делаем что-то одно». Стремясь к достижению цели и приводя в действие активные ресурсы (идеи, людей, машины, денежные средства, сырье и материалы), осознанно или непроизвольно мы создаем или разрываем связи между самыми разнообразными объектами. Эти объекты (и материальные, и идеальные, естественные или искусственные) изменяются. Мы одновременно влияем на понятия и представления свои и других людей.

В результате мы порождаем не только желаемый полезный эффект, но и массу неожиданных побочных последствий. Концепция системы требует от ЛПР при разработке решений глубоко вникать в суть проблемы.

Такой методологический подход требует от ЛПР при принятии ответственных решений рассматривать операционную среду как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Этот подход называется системным подходом. Сама рассматриваемая система также является элементом более широкой системы, а поэтому при анализе целей предстоящих действий нужно обязательно обращаться за информацией к этой «надсистеме». Эта идея называется принципом внешнего дополнения.

Важное место в ТПР занимает цель предстоящих действий. В методологическом плане принцип цели напрямую следует из концепции системы, системного подхода и принципа внешнего дополнения. Именно этим принципом руководствуется ЛПР при разработке своих решений.

Суть концепции рациональных решений состоит в том, что решающим аргументом при сознательном выборе варианта среди других принято считать логически непротиворечивую, полную и, лучше всего, количественно подтвержденную систему доказательств. Здесь и формулируется принцип множественности альтернатив: Никогда не следует принимать и никогда не следует отвергать вариант решения, если он является единственным. Нужно обязательно поискать другие варианты, выработать другие альтернативы для решения проблемы. Это позволит на основе рационального сравнения их между собой выбрать действительно наиболее предпочтительное решение.

Суть концепции «наилучшего решения» можно сформулировать так:

выбирайте ту альтернативу, лучше которой нет ни одной другой, а сама она − лучше любой из рассматриваемых альтернатив. Для сравнения альтернативы подвергают критике с помощью критериев. К критериям, без которых практически невозможно оценивать предпочтительность альтернатив в экономических операциях, относят: эффективность, время, риски, затраты и потери. Значения, которые принимает критерий, отражают в сознании ЛПР степень предпочтительности тех или иных альтернатив, называются оценкой критерия. Они выражаются в принятых для их измерения шкалах.

Здесь следствием является принцип измерения. Важный постулат управления гласит: «Измерено − значит сделано». Человек в процессе измерений глубже проникает в суть вещей, лучше разбирается в связях между объектами, точнее, может представить себе, как на эти объекты и связи воздействовать, чтобы изменить их самих или их свойства в желательном направлении.

Парадигмы «эмоциональных» и «рациональных» решений

Для современной теории принятия решений определена система теоретических и методологических предпосылок, на которых базируется наука и которые воплощают на практике. Для обозначения указанной совокупности предпосылок, вытекающей из системы принципов, а также постановок задач и основных методов их решения, американский ученый – науковед предложил термин «парадигма». Ее определяет, во-первых, как строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, и, во-вторых, как признанные всеми научные достижения, дающие

научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода.

Исторически первой следует считать парадигму «эмоциональных решений». Ее основой были исключительно интуиция и опыт. Так как основные задачи касались низко продуктивной хозяйственной деятельности и не отличались масштабностью, названная парадигма вполне удовлетворяла требованиям. Это приводило к тому, что ошибки даже в 20 − 25 % от наилучшего результата в выборе способа решения задачи не приводили к серьезным потерям. Принципы, заложенные в парадигму эмоциональных решений, требовали строгого следования традициям, установившимся канонам и этическим нормам. Думать и рассуждать обычно было некогда, а потому и не допускались инициатива и творческие колебания со стороны персонала. Использовались здравый смысл и качественные рассуждения для незначительной модификации существующих на данный момент времени средств и способов достижения целей. Здесь не использовались количественные методы, и исключалась оценка длительной перспективы в экономических операциях.

Рост масштабов и сложности задач управления, повсеместное внедрение принципа разделения труда и вытекающего из него принципа делегирования части полномочий по принятию решений исполнителям со временем потребовали решительного снижения ошибок в выборе наилучшего решения. Это привело к необходимости обобщить опыт и знания, превратить их в стройную систему научных взглядов на управление и разработку решений.

Парадигма «рациональных решений». Здесь доминирует принцип моделирования реальной ситуации, т. е. представление ее в упрощенном для изучения виде с сохранением всех значимых характеристик и связей. После моделирования ситуации моделируют цель, формируя и измеряя требуемые результаты. При этом появились такие классические постановки задач и методы исследования операций, как «транспортная задача», «задача массового обслуживания», «задачи сетевого планирования», «управления запасами» и др. Важными их достоинствами являются акцент на ясность и логическая согласованность. Однако перечисленные задачи не всегда оказывались хорошо приспособленными к практическим делам, так как ограничивался перечень альтернатив попытками заключения их в жесткие рамки количественных измерений.

Обе парадигмы диалектически связаны друг с другом, тесно переплетены в сознании ЛПР. Среди аргументов при принятии решений чаще всего выделяются оперативность, полнота, достоверность, точность и пр. Более того, психологической теорией решений установлен важный феномен: тот факт, что ЛПР знает, как ему рационально поступить, сам по себе еще не означает, что ЛПР именно так и поступит. Это обусловлено, прежде всего, тем, что степень эмоциональной привлекательности вариантов решения различна

Требования, предъявляемые к управленческим решениям К принимаемым управленческим решениям предъявляются следующие требования. 1. Научная обоснованность. Формирование управленческих решений с учетом объективных закономерностей и законов, действующих в технической, экономической, организационной, социальной, политической и в других сферах деятельности. 2. Целенаправленность. Каждое управленческое решение должно иметь цель, строго соответствующую стратегическим целям организации. 3. Количественная и качественная определенность. Управленческое решение должно воздействовать на объект управления и предусматривать достижение определенных результатов, выраженных в количественных или, если это невозможно, в качественных показателях. 4. Правомерность. Обусловлена нормами, устанавливающими компетентность органов управления и отдельных руководителей в соответствии с целями деятельности органа управления. Компетентность позволяет руководителю и органу управления заниматься только той специальной деятельностью, которая входит в круг их задач. 5. Оптимальность. Это требование обусловливает необходимость выбора в каждом конкретном случае такого варианта решения, который соответствовал бы принятому критерию эффективности организации, например получению максимальных результатов с каждой единицы затрат. При этом выбранный вариант должен удовлетворять и другим требованиям к деятельности управляемого объекта и к жизни его коллектива: политическим, социальным, правовым, техническим и др. 6. Своевременность решений. Определяется, с одной стороны, состоянием объекта управления на данном этапе его развития, с другой – возможностью приостановить отрицательное влияние возмущений на деятельность управляемого объекта, а также соотношением времени, предусмотренного решением, и времени, которым фактически располагают исполнители для разработки возникшей проблемы. Это требование означает также соблюдение сроков подготовки, доведения решений до конкретных исполнителей, действенного контроля исполнения. 19 7. Комплексность. Деятельность организации предполагает взаимосвязь совокупности элементов, охватывающих технику, технологию, организацию производства и труда, материальные и другие ресурсы, результаты деятельности. Количественное и качественное изменение одного из элементов, как правило, влечет за собой изменение других. 8. Реализация стимулирующей функции решения. Действенность управленческого решения определяется исполнителем, участием в разработке решения и заинтересованностью в его результатах. 9. Гибкость решения. Решение не должно быть жестко привязано к определенным условиям. Любое решение может потребовать корректировки в результате воздействия внутренних и внешних обстоятельств. При этом должна сохраняться его общая целенаправленность. 10. Полнота оформления решения. Форма изложения решения должна исключать непонимание и двойственность в толковании задач, поставленных перед исполнителями и контролирующими инстанциями

Требования к управленческим решениям

  1. Соответствие решений действующему законодательству и положениям уставных документов (Самоконтроль или контроль со стороны юриста, референта)

  2. Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для разработки и принятия решений (Разработка должностных инструкций и положений об отделах и службах)

  3. Наличие в тексте решений четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) (Доведение до каждого работника информации о целях, сроках выполнения, используемых ресурсах)

  4. Соответствие формы решения его содержанию (Контроль со стороны юриста, референта)

  5. Обеспечение своевременности (нельзя ни опережать, ни опаздывать) решения (Знания и интуиция руководителя, реальная оценка ситуации)

  6. Недопустимость в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям Самоконтроль и контроль со стороны юриста, референта 20 Окончание табл. 1 № п/п Требования к управленческим решениям Форма реализации

  7. Возможность технической, экономической и организационной выполнимости управленческих решений (Заключение специалистов или экспертов)

  8. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения решений (Составление рабочих документов, проведение аудита)

  9. Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и других областях (Заключение внешних экспертов, оценка рисков)

  10. Наличие обоснованного положительного результата

  • Первое требование обязывает руководителей соблюдать действующее

законодательство и утвержденные вышестоящими органами положения уставных документов, правовые нормы. Действия решения и его результаты не

должны выходить за рамки правового поля.

  • Второе требование определяет четкое распределение функций управления посредством разработки должностных инструкций для конкретной

должности и конкретного подразделения. Каждый руководитель должен знать

свое должностное поле (сферу компетенций, полномочий).

  • Третье требование реализуется указанием в тексте решения четко сформулированной цели, ради которой разрабатывается и реализуется решение, а также перечислением конкретных исполнителей с необходимыми сведениями о них: наименование подразделения, должности и др.

  • Четвертое требование касается организационно-правовой стороны оформления решения. Основные формы решения (приказ, распоряжение, акт и др.) составляются и заполняются в соответствии со стандартом ГСДОУ (раздел «Документирование управленческой деятельности»).

  • Пятое требование основано на том, что наибольшей востребованностью пользуются решения, которых ждут. Рано пришедшие или рано разработанные решения могут потеряться или стать ошибочными из-за изменившихся за прошедшее время обстоятельств. Поздно пришедшие решения могут бытьуже и ненужными. Это требование своевременности решения достаточно трудно выполнить в практической деятельности, когда перед руководителем возникает масса оперативных проблем.

  • Шестое требование носит технический характер. Иногда руководители забывают об аналогичных предыдущих решениях. Новое решение может вступить в конфликт с ранее принятым и находящимся в процессе выполнения. Поэтому руководитель и его аппарат должны вести учет решениям и устранять их возможную несогласованность. Если такая несогласованность существует, необходимо решения привести в соответствие, либо одно из них отменить.

  • Седьмое требование касается технологической проработки решений. Каждое решение должно иметь реальные возможности для выполнимости и полезности. Для юридического закрепления гарантий выполнимости в тексте решений должны быть подписи специалистов (экспертов).

  • Восьмое требование предполагает реализацию обратной связи в цепи разработки или реализации решения. Контроль − это одна из основных (общих) функций управления.

  • Девятое требование исходит из того, что реализация любого решения может иметь различного рода отрицательные последствия. Это объясняется сложностью внешней среды и самой организации. Необходимо прогнозировать возможные отрицательные последствия и в тексте решения указывать меры по уменьшению их влияния на отдельных исполнителей или на организацию в целом.

  • Десятое требование касается активизации деятельности персонала, который будет разрабатывать или реализовывать решение. Работник лучше выполняет решение, которое обязательно принесет положительный результат как для него, так и для других людей или организации в целом. Наличие обоснованного положительного результата должно быть отражено в тексте решения.

Список используемой литературы:

  1. Граждан Д. В. Социальное управление как профессиональная и общественная деятельность // Социальное управление: курс лекций. М., 2021

  2. https://moluch.ru/archive/273/62200/

  3. Петрухин, К. А. Роль финансового анализа при принятии управленческих решений / К. А. Петрухин.//Молодой ученый. — 2019.

  4. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. А. Демин ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. –Пермь,2020.

  5. Разработка и принятие управленческих решений : учеб. пособие / Л. И. Найденова, Л. Ф. Каримова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2020.

  6. https://skillbox.ru/media/management/metody-prinyatiya-upravlencheskikh-resheniy-gayd-poleznyy-kazhdomu-rukovoditelyu/

Просмотров работы: 41