Организация коммуникаций - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Организация коммуникаций

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коммуникации, их виды и уровни. Огромный объем информации обуславливает деятельность организации ежедневно, и коммуникация реализуется на всех ее уровнях. Например, информация может двигаться вверх по лестнице управления (руководителям), вниз (исполнителям), по горизонтали (коллегам в различных отделах). Помимо этого, люди коммуницируют друг с другом не только согласно своим должностям и положению в организации, но и из дружеских побуждений, согласно своим симпатиям и интересам.

Организационная коммуникация – область исследований в теории коммуникации, затрагивающая взаимоотношения организаций между собой и другими формами общественности.

Организационные коммуникации – это разновидность информационных взаимодействий, в которые вступают члены организаций для того, чтобы достичь поставленных целей. Коммуникационные потоки есть фундамент, на который опирается вся управленческая деятельность. Благодаря им организация в качестве системы обладает целостным характером, в связи с тем, что с помощью обмена информацией становится возможным связать все составляющие организации воедино, а также помочь в решении насущных задач. Следовательно, можно сказать, что организационная система является коммуникативной.

Структура организационных коммуникаций.

Ключевыми составляющими коммуникационной структуры того либо иного предприятия можно назвать:

  • внешние и внутренние коммуникации;

  • непосредственные (лицом к лицу) и опосредованные (через посредника: телефон, распоряжения, факс, письмо) коммуникации;

  • формальные, неличные (те организационные каналы, по которым поступает вся информация о деятельности организации, связанная с должностными отношениями, обусловленными функциональными обязанностями, инструкциями; а также отчеты, приказы) и неформальные, личные (основаны на личных симпатиях и интересах);

  • коммуникации, которые происходят по графику и плану (совещания, собрания и др.) и неуправляемые, ситуационные (являются следствием потребности людей в общении, оформляются спонтанно);

  • межличностные (человек - человек), межгрупповые (отдел - отдел) и организационные (компания - компания, компания – внешняя среда);

  • электронные и неэлектронные;

  • монокультурные (между аудиториями одной культуры) и мультикультурные (между участниками иных культур);

  • локальные, региональные, национальные, глобальные – по уровням реализации коммуникационных взаимодействий.

Организация коммуникации – это согласование различных видов мыследействий коммуникантов в рамках соответствующих позиций, приводящее к эффекту совместного движения мысли. В согласовании акцент ставится на сохранении каждым коммуникантом своей позиции в ходе внесения вклада в общую для всех мысль или на конкретной смене позиции, не ведущей к разрушению хода движения мысли и к дестабилизации работ в иных позициях.

Исследования в этой области начались после значительного прогресса в изучении бизнес-коммуникации, делового общения и ранних исследований массовых коммуникаций, опубликованных в 1930-х и в 1950-х годах. До того момента организационная коммуникация как дисциплина состояла из нескольких работ специалистов по коммуникации, которые особенно интересовались проблематикой устной и письменной речи в условиях делового общения. На данный момент организационная коммуникация имеет собственные теории и эмпирические проблемы.

Несколько оригинальных публикаций выделяются как работы, расширяющие масштабы и признающие важность коммуникации в организационном процессе и использование термина «организационная коммуникация». Нобелевский лауреат Герберт А. Саймон писал в 1947 году о «системах связи организации», говоря, что общение «абсолютно необходимо для организаций». Чарльз Реддинг сыграл значительную роль в становлении организационной коммуникации как дисциплины.

В 1950-х годах исследования организационной коммуникации были сосредоточены в основном на роли коммуникации в улучшении деятельности организации и достижении поставленных целей. В 1980-х годах эта отрасль отделилась от бизнес-ориентированного подхода к коммуникации и стала больше склоняться определяющей ролью коммуникации в организации.

Среди основных предположений, лежащих в основе большей части ранних исследований организационной коммуникации, можно выделить следующие.

Люди действуют рационально. Некоторые люди не ведут себя рационально, обычно у них нет доступа ко всей информации, необходимой для принятия рациональных решений. Поэтому они будут принимать нерациональные решения, если в процессе общения не произойдет какой-либо сбой, что является обычным явлением. Тем не менее, нерациональные люди стараются действовать рационально в ходе общения, несмотря на то, рационально это или нет.

Формальная логика и эмпирически проверяемые данные должны быть основой, на которую опирается любая теория. Все, что нам действительно нужно для понимания коммуникации в организациях, это наблюдаемое и воспроизводимое поведение, которое может быть преобразовано в переменные с помощью некоторой формы измерения, и формально воспроизводимые силлогизмы, которые могут распространить теорию с наблюдаемых данных на другие группы и параметры.

Общение - это прежде всего механический процесс, в котором сообщение создается и кодируется отправителем, передается по коммуникационному каналу, затем принимается и декодируется получателем. Искажение, представленное в виде любых различий между исходным и полученным сообщениями, может и должно быть выявлено.

Организации - это механические элементы окружающего мира, составные части которых (включая сотрудников, выполняющих определенные роли) являются взаимозаменяемыми. В соответствии с этим принципом возможно сделать следующий вывод: то, что работает в одной организации, будет работать в другой аналогичной организации. Индивидуальные различия могут быть сведены к минимуму или даже устранены с помощью тщательных методов управления.

Организации функционируют как место, в котором происходит общение. Любые различия в форме или функции общения между тем, что происходит в организации и в других условиях, могут быть идентифицированы и изучены как факторы, влияющие на коммуникативную деятельность.

Герберт А. Саймон представил концепцию ограниченной рациональности, которая поставила под сомнение предположения об идеальной рациональности участников общения. Он утверждал, что люди, принимающие решения в организациях, редко имеют полную информацию, и что даже если им будет доступно больше информации, они склонны выбирать первый приемлемый вариант, а не искать дальнейшие решения для выбора оптимального решения.

В начале 1990-х Питер Сенге разработал новую теорию организационной коммуникации. В рамках его подхода изучались организации и системное мышление. Они были хорошо приняты и в настоящее время являются основой современных убеждений в отношении организационных коммуникаций.

Для систематизации большого числа видов общения в ходе рабочего процесса изучим уровни и виды коммуникаций, которые реализуются в ходе управления организацией. Стоит отметить, что существуют такие уровни коммуникации как внешние и внутренние; по видам – формальные и неформальные; вербальные и невербальные.

Внешние коммуникации. Внешние коммуникации осуществляются между организацией и ее внешней средой. Организации используют самые различные средства для осуществления коммуникации с окружающей их средой. Общение с потребителями происходит посредством рекламной продукции и разнообразных программ продвижения товаров/услуг на рынок. Внешниекоммуникации ориентированы на внешнюю среду организации. Цель данных коммуникаций – осуществить эффективное взаимодействие с внешними стейкхолдерами, которые представлены группами и организациями, которые заинтересованы в продуктивной работе всей компании. Разновидностями внешних коммуникаций можно назвать пресс-релизы, связи с потребителями, поставщиками, конкурентами, государственными, негосударственными и общественными организациями, проведение рекламных компаний, дней открытых дверей.

В сфере отношений с общественностью главное внимание уделяется формированию желаемого имиджа, образа организации на различных уровнях: местном, общенациональном либо международном. Организации, в которых функционируют профессиональные союзы, должны поддерживать связь с законными представителями лиц, которые трудятся по найму. 

Внутренние коммуникации. Внутренними коммуникациями называют общение в стенах организации между ее самыми разными уровнями и отделами (см. рис. 1). При этом информация может следовать по нисходящему каналу, то есть с более высоких уровней на более низкие. Данным образом, как правило, передают распоряжения, задания, инструкции к выполнению работы и проч.

Внутренние коммуникации ориентированы вовнутрь, то есть на внутреннюю среду компании, когда источник и получатель тех или иных данных находятся в самом предприятии. К разновидностям внутренних коммуникаций относят корпоративные сайты и издания, доски объявлений и так далее. С помощью указанных разновидностей коммуникаций происходит взаимодействие с внутренними и внешними целевыми аудиториями.

Внутренние коммуникации можно разделить следующим образом

  • вертикальные, 

  1. восходящие;

  2. нисходящие.

  • горизонтальные;

  • диагональные.

Рис. 1 - Уровни коммуникаций в организации

Восходящие коммуникации – это сообщения, которые посылаются с самого низкого уровня организации на более высокий

Многие предприятия, на сегодняшний момент, стремятся к тому, чтобы создать подобные каналы связи между администрацией и трудовым коллективом. Сотрудникам всегда приятно быть услышанными своими руководителями, а это мотивирует их на более эффективный труд. Главные виды посланий восходящей коммуникации напрямую связаны с проблемными ситуациями и форс-мажорами. Такие виды коммуникаций оповещают руководство о каких-либо проблемах в работе и развитии подразделений.

Послания восходящей коммуникации разделяются таким образом:

  • предложения по улучшению условий на отдельных рабочих местах, в отделах либо предприятии в общем и целом;

  • отчеты о работе отдельных людей или целого отдела;

  • жалобы работников на своих коллег, рабочие условия либо непосредственное руководство.

На современном этапе развития многие организации стремятся к облегчению проведения восходящих коммуникаций, то есть обратной связи. Для этого администрацией используются такие инструменты, как:

  • дни открытых дверей;

  • личные встречи;

  • обещания премий и дополнительных выплат к основному окладу;

  • анкетирование для выявления мнения персонала;

  • дизайн и интерьер офисов.

Кроме передачи информации по нисходящему каналу, организации также нужны коммуникации и по восходящему, то есть передача информации с более низких уровней на более высокие.

С помощью данного способа, руководству поступает информация о положении дел в различных уголках организации, как выполняются распоряжения, какие имеются проблемы. Обмен информацией вида «снизу-вверх», как правило, осуществляется в виде отчетов, предложений, служебных и должностных записок и проч. 

Стоит учитывать, что коммуникации восходящего типа зачастую характерны неточности. Причиной данного факта, как правило, становится умышленное редактирование реальной картины: подчиненные считают, что они должны приукрасить свои реальные достижения и преуменьшить свои промахи для получения благосклонности и избегания упреков со стороны своего руководства. Данное популярное нежелание передавать плохие новости получило название эффекта миманса.

Большое количество руководителей среднего звена в иерархических организациях не заинтересованы в том, чтобы негативная информация, всегда имеющеюся у коллектива, стала бы известна высшему руководству. Зачастую рядовые исполнители не всегда понимают и сопоставляют все факторы развития отдела либо организации в общем целом, их знания всегда неполные, поэтому иногда они готовы подвергать критике всех и вся. 

Однако вместе с тем на сегодняшний день многие сотрудники – это эксперты в отдельных вопросах развития подразделения либо всего предприятия, и к их экспертному мнению не стоит не прислушиваться. Решение данной ситуации должно реализовываться, принимая во внимание анализ каждой отдельной ситуации. Более того, в современном предприятии, разрешение данных противоречий происходит с помощью обедов, ужинов, корпоративных праздников, празднования дней рождения, юбилеев и значимых дат совместно с руководством.

Нисходящие коммуникации – это послания, которые направлены более высоко стоящим руководством своим подчиненным. 

Существуют такие виды нисходящих сообщений:

  1. объяснение целей компании. В данного вида сообщениях управленцы среднего уровня доносят своим работникам их задачи и конкретные действия, которые направленны на реализацию стратегии компании, а высшее руководство, создавая подобные послания, разделяет полномочия подразделений в реализации стратегических целей организации;

  2. директивы. Данные послания имеют характер приказа, который обязателен для выполнения и связан с остальными векторами деятельности организации;

  3. правила и процедуры. Данные послания описывают конкретные действия в организации и последующие выгоды коллектива;

  4. оценка результатов работы. Тут подвергается оценке конкретная работа коллектива и подразделений организации, а также ее взаимосвязь с итогами работы всей организации.

Нисходящие коммуникации также довольно проблемная область. По определению, данные коммуникации – вид формальных и самых действенных коммуникаций в компании, но, как показывает практика, 25 процентов посланий внутри данного канала рассеиваются, это происходит или в форме потери всего послания, или в форме деформирования его смысла.

Более того, важным является и допустимый объем послания и смыслов нисходящих коммуникаций. Стоит ли сообщать коллективу обо всем, что происходит в компании? Какой объем информации можно до них довести? Как обозначить информацию, которая действительно важна для коллектива? 

Горизонтальные коммуникации. Помимо коммуникаций на различных уровнях в организации также имеют место, так называемые, горизонтальные коммуникации – общение между различными элементами и отделами организации.

Зачастую, эффективность горизонтальных коммуникаций составляет 90%. Такую высокую эффективность можно объяснить хорошим уровнем взаимопонимания трудящихся на одном и том же уровне сотрудников, знанием взаимных проблем, что дает возможность во многом предсказывать содержание управленческого сообщения, точнее его трактовать и приспосабливать к конкретным участкам работы.

Горизонтальные коммуникации – это разного рода формы коммуникации между коллегами, то есть равными по иерархической лестнице людьми в рамках одного отдела либо между отделами: между заместителями главы организации, главами подразделений, рядовыми сотрудниками.

К видам коммуникаций по горизонтали стоит отнести:

  • внутреннее задание. Данный вид посланий напрямую связан с выполнением внутренних задач, которые были поставлены перед конкретным отделом;

  • внешнее задание. Данный вид посланий связан с реализацией совместных проектов;

  • внешнее инновационное задание. Подобные послания направлены на совместное решение изменений для поддержания развития организации.

Описанные выше вертикальные (нисходящие и восходящие) и горизонтальные коммуникационные связи в компании создают сеть.

Вертикальные коммуникации. Вертикальные коммуникации являются менее эффективными. По различным исследованиям, лишь 20–25% информации, которая исходит от руководства организации, дойдет до непосредственных исполнителей и будет ими верно интерпретирована. То есть в четырех из пяти случаев информация либо будет грубо искажена, либо и вовсе не дойдет до адресата. 

 Также принимая во внимание то, что руководитель организации до 40% своего рабочего времени тратит на рассмотрение деловой документации и на осуществление функции контроля за исполнением (главные инженеры – до 30–40%, начальники подразделений – до 15–30%), а также начальник среднего уровня, выходя из кабинета первого руководителя, выносит за его двери лишь 30% информации, то несложно представить трудности системы управления и глубину разрыва в связи между высшим уровнем руководства и обычными исполнителями. С другой стороны, эти данные могут свидетельствовать о том, что до руководства организаций достигает не более 10% информации, которая была направлена в их адрес рядовыми исполнителями.

Формальные и неформальные коммуникации. И внешние, и внутренние коммуникации делятся на такие виды: формальные и неформальные, которые будут описаны далее. Формальные каналы коммуникации идут через всю иерархию организации, а также распределяют ответственность за выполнение рабочих задач.

Неформальные же коммуникации не имеют связи с «узаконенными» каналами и структурой организации. Неформальное общение существует параллельно с формальным и интегрирует всех сотрудников организации, не завися от должностей и занимаемых постов.

Неформальное и формальное общение также используются в организации. Общение, проходящее по формальным каналам, происходит вниз, горизонтально и вверх, тогда как общение по неформальным каналам обычно называется виноградной лозой.

Неформальное общение, обычно связанное с межличностным, горизонтальным общением, в первую очередь рассматривалось как потенциальное препятствие для эффективной работы организации. Неформальное общение стало более важным для обеспечения эффективного ведения работы в современных организациях.

Виноградная лоза является схемой неформального общения. Она распространяется через организацию, получая личную интерпретацию в виде сплетен, слухов и одиночных сообщений. Общение в виноградной лозе быстрое и обычно более прямое, чем официальное общение. Сотрудник, который получает большую часть информации о виноградной лозе, но не передает ее другим, называется «тупиковым». Сотрудник, который получает менее половины информации по виноградной лозе, является «изолированным». Виноградная лоза может включать в себя деструктивное недопонимание, но она также может быть полезна для выражения чувств и повышения производительности труда сотрудников.

Нисходящий подход также известный как нисходящее общение. Этот подход используется руководством высшего уровня для связи с нижними уровнями. Он используется для реализации политики, руководства и т.д. В этом типе организационной коммуникации происходит искажение фактической информации. При данном подходе эффективность может быть достигнута путем обратной связи.

Кроме того, Р. МакФи и П. Зог придерживаются несколько иной точки зрения на общение как составляющую организации, с большим количеством нюансов. Они идентифицируют четыре основных потока коммуникации, формальных и неформальных, которые становятся взаимосвязанными, составляя организацию как процесс и организацию как явление:

  • организационное самоструктурирование;

  • переговоры о членстве;

  • координация деятельности;

  • институциональное позиционирование.

  • Смысл-ориентированный подход. По словам Шокли-Залабака, подход, ориентированный на значение, - это «способ понимания организационной коммуникации путем обнаружения того, как организационная реальность создается посредством человеческого взаимодействия». Этот подход больше сосредоточен на понимании того, что такое коммуникация, а не почему и как она работает, а функции и передача сообщений не рассматриваются так тщательно.

Исторически сложилось так, что организационная коммуникация была основана главным образом на методологиях количественных исследований. В исследование функциональной организационной коммуникации включены статистические анализы (такие как опросы, индексация текста, картирование сети и моделирование поведения). В начале 1980-х произошла революция в организационном общении. В тексте Путнама и Пакановского 1983 года «Коммуникация и организации: интерпретативный подход» авторы выступали за открытие методологического пространства для качественных подходов, таких как нарративный анализ, наблюдение за участниками, интервьюирование, риторические и текстовые подходы) и философских запросов.

В дополнение к качественным и количественным методологиям исследования, существует также третий подход исследования, называемый смешанными методами. «Смешанные методы - это тип процедурного подхода к проведению исследований, который включает сбор, анализ и смешивание количественных и качественных данных в рамках одной программы обучения. Его обоснование постулирует, что использование как качественных, так и количественных исследований обеспечивает лучшее и более глубокое понимание проблемы исследования, которую не дает ни один из традиционных подходов к исследованию. Сложные контекстные ситуации легче понять при использовании смешанного метода исследования, чем при использовании качественного или количественного подхода. Существует более пятнадцати типологий разработки смешанных методов. Поскольку эти типологии имеют много общих характеристик и критериев, они были классифицированы по шести различным типам. Три из этих типов являются последовательными, что означает, что один тип сбора и анализа данных происходит раньше другого. Другие три проекта являются одновременными, то есть качественные и количественные данные собираются одновременно.

Смешанные методы основаны на максимизации сильных сторон качественного и количественного исследования и минимизации их индивидуальных слабостей путем объединения данных, получаемых путем использования обоих методов. Количественное исследование подвергается критике за то, что оно не учитывает контексты, не имеет глубины и не дает участникам высказаться. С другой стороны, качественные исследования подвергаются критике за меньшие размеры выборки, возможную предвзятость исследователей и отсутствие обобщения.

Часто в практике управления можно встретить два типа внутренних неформальных каналов: «управление, которое основано на выходе в народ» и «виноградная лоза».

  • Управление, которое основано на выходах в народ (сокр. «УВН»). В данном случае руководство получает информацию о работе организации и состоянии дел напрямую из общения со своими подчиненными. При этом руководитель посещает отделы и сотрудников на их рабочих местах и из первых уст получает информацию о положении дел, имеющихся проблемах и трудностях. Помимо этого, руководитель организации при данном виде коммуникации может передать людям свои идеи и замыслы. Разговоры с сотрудниками формируют плодотворную почву для хороших человеческих взаимоотношений и последующего сотрудничества.

  • Виноградная лоза. Это неформальная коммуникативная сеть организации, которая объединяет всех ее членов и распространяет информацию по всем векторам. Данная сеть всегда имеет место, а также это каналы движения слухов по организации. Информация, которая передается по сети «виноградная лоза», посвящается организационным проблемам и, зачастую, является довольно достоверной. 

По ряду данных, около 80% передаваемых данных, так или иначе, связаны с организацией и не имеют ничего общего со сплетнями, более того – 70–90% данных впоследствии подтверждается. Руководству стоит принимать во внимание, что пять из шести значимых сообщений в той или иной степени передается без помощи официальных каналов. Слухи, которые можно назвать вредными, появляются только тогда, когда официальные каналы коммуникации недоступны

.Один из наиболее серьезных промахов, совершаемых руководством – это утаивание правды и уход от ответа при общении с коллективом организации. Даже в случае отсутствия официального взаимодействия, все еще существует потребность в информации. Поэтому нечто непременно заполнит образовавшийся информационный «вакуум» – пересуды в коридорах, шепот за закрытыми дверями офисов, панические электронные письма...

Конечно, данные явления не принесут пользу организации, однако, это неизбежный исход любого обмана и отсутствия достоверной информации. Правдоподобной является лишь правда. Помимо этого, сотрудники всегда являются более умными, нежели их считает руководство, и всегда чувствуют неладное раньше самих менеджеров. Даже, если не делать никаких заявлений, истина все равно будет известной и для клиентов, и для сотрудников, и для поставщиков, и для компаний-партнеров.

Стоит принимать во внимание, что степень точности слухов зачастую меньше, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Помимо этого, вне зависимости от точности и положительной, либо отрицательной направленности слухов, все является свидетельством их большого влияния на трудовую атмосферу.

В связи с тему по каналам распространения слухов информация следует гораздо быстрее, нежели по официальным каналам, руководители используют первый для запланированной утечки и распространения определенной информации вида «только между нами». В таком случае доверенным лицом руководителя становится, как правило, секретарь либо помощник. Запланированная утечка информации, как правило, применяется в том случае, когда речь идет о вопросах, которые касаются изменений в организации производственной (управленческой) деятельности либо перемещениях в штате.

Вербальные и невербальные коммуникации. Можно определить еще один вид коммуникаций, встречающийся в любом межличностном общении, сопутствующий как формальным, так и неформальным коммуникациям - невербальное межличностное общение. Далее более подробно изучим явления вербального и невербального общения.

Общение людей посредством слов получило название вербального. Вербальное общение может быть устным, когда применяется разговорный язык (разговоры между людьми, по телефону, записи речи на различные носители) и письменным (письма, записи, бланки, использование электронной почты).

Речь - самое универсальное средство коммуникации, так как при передаче информации посредством речи смысл сообщения передается достовернее всего. Посредством речи происходит как кодирование, так и декодирование информации. Структура речевого общения включает в себя значение и смысл слов, фраз. При этом важное значение имеет точность использования слов, их выразительность и доступность, корректность построения фраз и их доходчивость, верное произношение звуков, слов, выразительность и уместность интонации. 

На качество общения во многом влияет принятая в каждой конкретной организации терминология и так называемый «корпоративный сленг». К примеру, в организациях, которые занимаются информационными технологиями и программным обеспечением, существует свой стиль и язык общения, часто непонятный людям из других отраслей.

Основой невербальной коммуникации является информация, которая передана отправителем без применения слов, взамен которых используются любые иные символы. Основными функциями невербальной коммуникации стоит считать дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по процессу коммуникации.

Невербальная коммуникация – довольно важный элемент делового общения. Он включает в себя жесты, мимику, позы, интонацию, стиль одежды, использование окружающего пространства и проч. Зачастую посредством данных средств передается довольно важная информация. 

К примеру, одна и та же фраза, которая была произнесена с различной интонацией и сопровождалась разными жестами, может выражать прямо противоположные значения. Существуют также жесты, которые сами по себе являются сигналами и не нуждаются в словах для их понимания. При этом стоит меть в виду, что почти любой, даже самый очевидный жест наделен национальной окраской, не говоря уже о жестах сугубо национальных, совсем непонятных представителям других народов и культур.

Хотя речь и универсальное средство общения, она приобретает значение лишь в сумме с применением невербальных символов для трансляции сообщений. Проведенные исследования подтверждают тот факт, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жестов, а 38% – через интонацию и модуляции голоса. Это свидетельствует о важности исследования невербальных сигналов.

Определенная часть невербальной коммуникации не поддается контролю и является проявлением бессознательных процессов психики. Воспринимая данные сигналы, участники общения способны, с помощью интуиции, жизненного опыт и определенных знаний, декодировать данную информацию, которая не предъявляется партнером или специально сокрывается им.

Сетевая коммуникация. Бавелас установил, что шаблоны общения, или сети, влияют на группы несколькими важными способами. Сети связи могут влиять на своевременное выполнение группой поставленной задачи, положение фактического лидера в группе, или они могут влиять на удовлетворение членов группы от занятия определенных позиций в сети. Хотя эти выводы основаны на лабораторных экспериментах, они имеют важное значение для динамики общения в официальных организациях.

Межличностное общение. Индивидуальное или межличностное общение между людьми может принимать несколько форм - сообщения могут быть вербальными (то есть выраженными словами) или невербальными: жестами, выражениями лица и позами («язык тела»). Источником невербальных сообщений может быть также молчание.

Невербальное содержание всегда сопровождает словесное содержание сообщений. Говоря о невербальном общении, Бёрдвистелл говорит, что «оно дополняет (т.е. «добавляет»), а не повторяет словесное поведение». Например, если кто-то говорит о длине объекта, он может поставить руки так, чтобы визуально оценить его.

Вирджиния Сатир установила, что люди не могут не общаться символически (например, через одежду или имущество) или через какую-то форму языка тела. В сообщениях, которые передаются по телефону, мессенджеру или письму, ситуация или контекст, в котором отправляется сообщение, становится частью его невербального содержания. Например, в ситуации, когда компания теряет деньги, фронт-офис в письме в производственное подразделение просит реорганизовать отделы отгрузки и получения, что может быть истолковано таким образом, что некоторые люди должны быть уволены, только если в письме не было четко указано обратное.

Как показывает опыт, сотрудникам далеко не всегда стоит знать много информации о компании, плохой, и хорошей. Негативная информация, которая несет в себе описаний проблем и противоречий развития организации, чаще всего, провоцирует упаднические настроения, неуверенность среди коллектива, а иногда – даже чрезмерную критичность к происходящему. Часть работников считает, что, будь они в числе руководства, таких проблем бы не возникало. Чрезмерное количество посланий с позитивной информацией расслабляет коллектив, приводит к «лакировке» действительности, чрезмерному покою и притуплению чутья к вызовам со стороны внешней среды компании. Утаивание и сокрытие объективной ситуации, тенденций, а также проблем развития компании, влечет за собой отрешенность сотрудника от процесса и результатов своей трудовой деятельности, а это также приводит к своим последствиям: низкой производительности труда, сокращению заработной платы, текучести кадров и так далее.

Следовательно, руководству следует осознанно использовать каналы нисходящей коммуникации для того, чтобы оптимизировать конкретные функциональные области деятельности всего коллектива. Лишь в той отрасли, где сотрудник является экспертом, он может и должен обладать нужным для эффективной деятельности объемом информации. Повышение эффективности нисходящей коммуникации может быть также связано с выбором адекватного коммуникативного канала, соответствием вербальных и невербальных сообщений, повышением внимания к отдельным проблемам и т.д. – все это повышает точность передачи информации на более низкие уровни организации.

В системе менеджмента любое явление расценивается со стороны оказываемого им влияния на общую эффективность всей организации. Коммуникации с их особой структурой не являются исключением. К критериям оценки коммуникативной структуры стоит отнести:

  1. чувствительность в качестве способности компании быть чувствительной к изменениям внешней и внутренней среды;

  2. гибкость, которая есть способность изменяться под воздействием внешней и внутренней среды;

  3. оперативность, то есть скорость реакции системы управления на полученную ситуацию;

  4. централизованность – сосредоточенность большого количества составляющих, а также коммуникативных связей в единой точке пространства организации;

  5. жизнеспособность, которая предоставляет организации свойство достигать намеченные цели;

  6. целостность – количество реальных контактов в компании относительно потенциальных.

Для того, чтобы повысить эффективность внутренней коммуникации в отделах, группах и в компании в общем и целом создаются специальные коммуникационные сети, особенности которых находятся в прямой зависимости от характера решаемых задач и стиля управления. 

Список литературы:

  1. Баландина Т.М. Социальные коммуникации в системе организационной культуры предприятия. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 25-29.

  2. Иванов М.А. Консультирование по стратегической организационной коммуникации. Организационная психология. 2017. Т. 7. № 4. С. 86–101.

  3. Коммуникации в рамках организации как вид взаимодействия. Электронный ресурс URL: https: //zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/organizatsionnoe-povedenie/organizatsionnye-kommunikatsii/ (Дата обращения 11.12.2023).

  4. Коммуникационное агентство АГТ : сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.agt-agency.ru/. (Дата обращения 11.12.2023).

  5. Коммуникационный консалтинг. B&T Group : сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bitltd.ru/template/text/id/99. (Дата обращения 11.12.2023).

  6. Конушкина А.О., Федорова А.В. Современные коммуникации: организационный подход. Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015.

  7. Левченко В.В., Агрикова Е.В., Воронина М.А. Формирование навыков академической коммуникации: организация работы. Высшее образование в России • № 4, 2017.

  8. Логунова И. В. Модель коммуникационного процесса организации. Управление предприятием. Экономинфо. 2019. № 17. С. 13-16.

  9. Организационная коммуникация. Электронный ресурс URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (Дата обращения 11.12.2023).

  10. Тощева А.В. Технологии организации политической коммуникации в Интернете. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 3(179), 2018. С. 10-13.

Просмотров работы: 328