Функция менеджмента: планирование - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Функция менеджмента: планирование

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Грамотное управление людьми и производством – очень важное условие успешного производства. Именно вопросами о правильном управлении занимается такая наука, как менеджмент. Итак, менеджмент – это наука, изучающая совокупность методов управления производством, людьми и т.п. в условиях современного рынка или целой рыночной экономики. Данная система методов управления подразумевает собой направленность компании на повышение эффективности производства своих товаров и услуг, а также ориентацию на снижение затрат данного производства. Эти два фактора позволяют компании получать оптимальные результаты своей деятельности. Как и у любой науки, у менеджмента есть свои функции управления.

Под функциями менеджмента следует понимать обособленные направления управления предприятиями. Также функциями менеджмента называют особы вид управленческой деятельности предприятий, с помощью которой управляющий субъект воздействует или взаимодействует с объектом управления. Функции отражают основную суть и направления управленческой деятельности. Сам процесс управления предприятиями происходит с помощью реализации определенных функций. Управление рассматривается как процесс, поскольку работа по достижению цели – не одноразовое действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, являющиеся очень важными для успеха организации, называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция также является процессом, так как состоит из серии взаимосвязанных действий.

Процесс управления – это общая сумма всех функций, а именно:

● планирования;

● организации;

● мотивации;

● контроля.

Разберем более подробно функцию планирования, так как данная функция является основной в менеджменте. Планирование – это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

—распределения ресурсов;

—координации деятельности между отдельными подразделениями;

—координации с внешней средой (рынком);

—создания эффективной внутренней структуры;

—контроля за деятельностью;

—развития организации в будущем.

Планирование, как функция управления, включает в себя ряд задач:

●Обеспечение целенаправленного развития предприятия;

●Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития;

●Координация действий персонала компании, постановка задач;

● Создание основных элементов контроля выполнения поставленных задач;

● Мотивация персонала;

●Информационное обеспечение рабочих.

В основе планирования лежит три вопроса: «Где?», «Куда?», «Как?». Разберем их смысл подробнее :

● Вопрос «Где?» означает ступень развития компании на данный момент.

●Вопрос «Куда?» означает поставленные цели компании, т.е. до какой ступени развития хочет дорасти данная компания.

● Вопрос «Как?» означает определение путей и способов достижения поставленных целей.

Любая деятельность предприятий начинается с ответов на эти три базовых вопроса. Чем подробнее будут ответы, тем более понятней будут способы достижения желаемых целей.

Отсутствие планирования может привезти к таким последствиям, как:

●Потеря целеустремленности у персонала;

●Появление у работников краткосрочных интересов, которые не совпадают с интересами компании;

●Потеря конкурентоспособности предприятия.

Планирование – это сложный, но важный процесс, который включает в себя четыре этапа:

●Разработка и формулирование общих целей компании. Это базовый этап процесса планирования. На нём строится вся стратегия предприятия. Не верно поставленные или недостаточно точно сформулированные цели могут привести к потере конкурентоспособности, снижению производства или к банкротству компании.

●Детализация и конкретизация этих целей. После определения множества конкретных целей необходимо «отсеять» наименее важные из них. Остальные необходимо конкретизировать, объединить. Этот процесс является необходимым, т.к. компании очень сложно следовать сразу нескольким целям.

●Определение способов и путей достижения поставленных целей. Данный этап наиболее сложный, т.к. крайне сложно определить, что будет с компанией в перспективе, т.к. в условиях современного рынка,высокоразвитой конкуренции, даже крупные компании могут потерять конкурентоспособность в одночасье.Все же, этот этап является не менее важным, чем разработка целей.

●Контроль за соблюдением выполнения поставленных задач. Для достижения цели необходим строгий контроль, потому что только при его помощи можно определить слабые стороны компании, проследить за четкостью выполнения поставленных перед коллективом задач. Эти данные помогут понять какие цели может ставить перед собой компания в дальнейшем.

Но несмотря на четко сформулированные цели и задачи, правильное определение путей их достижения,контроль со стороны руководства за выполнением поставленных задач, компания все равно может не достичь своих целей. Происходит это из-за несоблюдения принципов планирования.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.В общем, в процессе планирования можно выделить:

—процесс целеполагания (определение системы целей);

—процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;

—процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Целеполагание – это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.Само по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее 1 млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители.

Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).

Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование – это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование – это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

1.Разрабатывается миссия организации.

2.Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).

Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.

Определяются стратегические альтернативы.

Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос «что делать?».

После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

—тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос «как делать?»).

Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;

—политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;

—процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;

—правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.

Следует различать планирование и планы.

План – это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

По широте охвата:

—уорпоративное планирование (для всей компании в целом);

—планирование по видам деятельности (планирование производства ковров);

—планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).

По функции:

—производственное;

—финансовое;

—кадровое;

—маркетинговое.

По подфункции (например, для маркетинга):

—планирование ассортимента;

—планирование рекламы;

—планирование продаж.

По временному периоду:

—долгосрочное планирование – 5 лет и более;

—среднесрочное планирование – от 2 до 5 лет;

—краткосрочное планирование – до года.

По степени детализации планов:

—стратегическое планирование;

—оперативное или тактическое планирование.

По обязательности выполнения:

—директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;

—индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т.д.

План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер.

Виды планов

Стратегические планы

Стратегические планы разрабатываются на долгосрочную перспективу и определяют общие цели и направления развития организации. Они включают в себя стратегии по достижению конкурентного преимущества, развитию новых рынков, укреплению позиций на существующих рынках и другие стратегические мероприятия.

Тактические планы

Тактические планы разрабатываются на среднесрочную перспективу и определяют конкретные действия и мероприятия, необходимые для достижения стратегических целей. Они включают в себя планы по управлению ресурсами, маркетинговые планы, планы по улучшению производственных процессов и другие тактические мероприятия.

Операционные планы

Операционные планы разрабатываются на краткосрочную перспективу и определяют конкретные действия и мероприятия, необходимые для достижения тактических целей. Они включают в себя планы по управлению производственными процессами, планы по управлению персоналом, планы по управлению финансами и другие операционные мероприятия.

Виды планов могут различаться в зависимости от организации и ее целей. Однако, стратегические, тактические и операционные планы являются основными видами планов, которые помогают организации достичь своих целей и обеспечить эффективное управление.

Свойства хорошего плана

Хороший план должен обладать рядом свойств, которые обеспечивают его эффективность и успешную реализацию. Вот некоторые из основных свойств хорошего плана:

Целостность

Хороший план должен быть целостным и включать в себя все необходимые аспекты и детали. Он должен охватывать все ключевые аспекты деятельности организации и учитывать все факторы, которые могут повлиять на его реализацию.

Реалистичность

Хороший план должен быть реалистичным и основываться на реальных данных и возможностях организации. Он должен учитывать ресурсы, время, бюджет и другие ограничения, чтобы быть выполнимым и достижимым.

Гибкость

Хороший план должен быть гибким и способным адаптироваться к изменяющимся условиям и ситуациям. Он должен предусматривать возможность корректировки и модификации в случае необходимости, чтобы организация могла эффективно реагировать на изменения внешней среды.

Конкретность

Хороший план должен быть конкретным и содержать ясные и понятные инструкции и указания. Он должен определять конкретные цели, задачи, сроки, ответственность и ресурсы, чтобы все участники могли понять, что от них требуется и какие результаты ожидаются.

Согласованность

Хороший план должен быть согласованным и соответствовать стратегии и целям организации. Он должен быть взаимосвязан и согласован с другими планами и деятельностью организации, чтобы обеспечить единство и согласованность в работе.

Измеримость

Хороший план должен быть измеримым и иметь ясные критерии оценки и контроля. Он должен определять конкретные показатели и метрики, которые позволяют оценить прогресс и достижение поставленных целей.

Вовлеченность

Хороший план должен быть разработан с участием всех заинтересованных сторон и учитывать их мнения и предложения. Он должен быть результатом коллективного усилия и обеспечивать вовлеченность всех участников в его реализацию.

Все эти свойства важны для создания хорошего плана, который будет эффективным инструментом управления и поможет организации достичь своих целей.

Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

Различают три основные формы организации планирования:

• «сверху вниз»;

• «снизу вверх»;

• «цели вниз – планы вверх».

Планирование «сверху вниз» основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

Планирование «снизу вверх» основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.

Планирование «цели вниз – планы вверх» соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

Также разберем эту функцию на примере авиакомпании «UTair».Авиакомпания «UTair» (до 2002 года «Тюменьавиатранс») на данный момент – одна из ведущих российских компаний в данной области. «ЮТэйр» осуществляет грузовые и пассажирские перевозки, как на внутрироссийских, так и на международных авиалиниях. Более того, «UTair» является крупнейшим оператором вертолетных перевозок в России.

Конечно, как и все остальные крупные компании, «ЮТэйр» не сразу заняла лидирующую позицию, для этого потребовалось много времени и усилий не только менеджеров, но и всей компании в целом. Огромную роль на начальном этапе формирования компании сыграла правильно сформулированная миссия, рассчитанная не только на сотрудников организации, но и на потенциальных клиентов. Именно благодаря правильно выбранной миссии авиакомпания остается лидером и по сегодняшний день. Миссия «ЮТэйр»:

Осуществление вертолетных работ и пассажирских перевозок , с использованием современной вертолетной и самолетной техники, как на территории России, так и за рубежом;

Предоставление своих услуг по приемлемым ценам, с высоким уровнем безопасности и сервиса.

Более внимательное и подробное изучение компании, составление SWOT анализа и рассмотрение слабых и сильных стороны компании, а также внешней и внутренней среды помогает выявить все ключевые цели компании, которые уже успешно реализуются. В авиакомпании «ЮТэйр» успешно применяется метод планирования – управление по целям, при котором топ-менеджеры главных отделов «UTair» ставят цели для всех остальных отделов и сотрудников компании.

Для достижение миссии необходимо ставить перед собой реально осуществимые цели. К наиболее важным стратегическим целям компании на данный момент «UTair» относятся:

• расширение области предоставления своих услуг в первую очередь в Юго-Восточную Азию и Европу;

• сохранение позиции ведущего вертолетного оператора на региональном рынке РФ в западных частях Сибири;

• разработка новых услуг и рассмотрение наиболее интересных предложений клиентов насчет всех видов авиационных работ

• подписание контрактов с компаниями, которые работают в нефтегазовом секторе, осуществление транспортных услуг для них;

• укрепление позиции компании на международном рынках авиакомпании как поставщика авиационных услуг, в основном пассажирских перевозок с помощью самолетного парка;

• укрепление позиции вертолетного оператора на международном рынке;

Объединение с другими компаниями международного уровня, поиск необходимых партнеров, например, «UTair» и «Трансаэро», подписав договор, стали стратегическими партнерами.Теперь при возникновении внештатной ситуации пассажиры будут переданы другой компании, а также будет совместная эксплуатация о авиалиний. Также «ЮТэйр» расширяет спектр своих услуг для ООН. Кроме, традиционных работ, теперь производятся перевозки сотрудников ООН и грузовые перевозки в Африку. Более того, «ЮТэйр» сотрудничает с нефтегазодобывающими компаниями: «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Роснефть»;

• достижение лидирующих позиций на российском рынке, как лучшего   поставщика внутренних пассажирских авиаперевозок;

• повышение уровня рентабельности авиакомпании; 7,8

Теперь рассмотрим краткосрочные цели компании, которые решаются менеджерами среднего и низшего звена.10 К операционным или оперативными миссиям данной авиакомпании можно отнести:

Увеличение работы эффективности сотрудников. ОАО «ЮТэйр» старается поощрять и мотивировать уже имеющихся сотрудников и привлекать новых специалистов с помощью предоставления социального пакета, который включает в себя множество различных льгот (обеспечение жилье, бесплатное предоставление транспортных услуг для работника и членов его семьи и т.д.)

Повышение безопасности на бортах самолета: ужесточение проноса вещей на борт самолета(уменьшение габаритов и ограничение в провозе лекарств, жидкостей), повышение требований к приему на работу на должность бортпроводника(наличие дополнительных сведений и документов)

Повышение качества работы сотрудников разных областей, курсы для повышения квалификации или создание новых учебных центров, постоянная модернизация уже имеющихся центров. У «ЮТэйр» есть несколько учебных центров: учебный центр «Baltic Aviation Academy» (подготовка, периодический тренажер Boeing 737, Boeing 757); учебный центр НОУ «Школа бортпроводников» (подготовка бортпроводников на Boeing 757 и CRJ-200); ATR Training Center, Тулуза, Франция (подготовка пилотов ATR-42/72), УТЦ “Рощино”, Тюмень.

Список используемой литературы:

1)Гавриленко Н. Н. Менеджмент. / Гавриленко Н. Н. – Москва: Дело, 2019.

2)Литвак В. О. Менеджмент как современная наука. / Литвак В. О. – Минск: Издательство Беларусь,2019.

3)Горохов Павел Андреевич, Одинцов Андрей Алексеевич, Абрамов Антон Дмитриевич:»Сущность бюджетирования как эффективной технологии планирования на предприятии» // EESJ. 2019.

4)https://studfile.net/preview/3649663/page:3/

5)https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4208

6)Е.С.Ловкова:»Основы менеджмента»// 2020.

7)https://nauchniestati.ru/spravka/funkcziya-planirovaniya/#%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2

Просмотров работы: 324