Лидерство в менеджменте - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Лидерство в менеджменте

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие лидерство

Для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство. Вопросам лидерства посвящено большое количество исследований. Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.Такие авторы как Г. Кунц и С. О’Доннелл отмечают, что лидерство — форма управленческого взаимодействия, сформированная в наибольшей степени на эффективной для заданной ситуации совокупности разнообразных источников власти и адресованной на стимулирование субъектов к общей цели. Лидерство дает представление отношения, в основание которых располагается доверие, признание высокой степени квалификации, желание помогать и поддерживать во всех начинаниях, собственное расположение, стремление получать положительный навык.

Мнением большинства авторов можно сказать , что лидерство — это умение выражать воздействие на индивидов, общество, ориентируя их деятельность на результат одной и той же задачи.

Главным принципом лидерство считается наличие власти и влияния. Руководители зависят от работников в некоторых вопросах,это значит , что подчиненныемтакже обладают властью. Руководителю не следует злоупотреблять собственной властью, отому что нижестоящие сотрудники имеют возможность ответно показать свою власть. Работники в подчинении не должны чувствовать безнадежность, отсутствие необходимости, полной зависимости от воли руководителя. Это ведет к противодействию, упрямству, уничтожает благоприятные условия в рабочей сфере, сокращает результативность организации.

Подходы к лидерству

Существует несколько подходов, характеризующих поведение лидера в зависимости от требований, предъявляемых внутренней и внешней средой.

1.Подход с позиции личных качеств * [Теория Ордэя Тида Теория Ральфа Стогдилла]

Основывается на анализе лидерских качеств, необходимых для эффективного управления

2.Подход с позиции власти и влияния * [Теория власти Харизматическая теория Конгера-Канунго]

Основывается на рассмотрении эффективности управления в зависимости от властных полномочий и типов власти

3.Поведенческий подход к лидерству * [Теория Х и У Дугласа Макгрегора Классификация стилей лидерства К. Левина Теория лидерства Р. Лайкерта]

Рассматривают его как набор образцов привычной манеры руководителя по отношению к подчиненным с целью влияния на них и побуждения к достижению целей

4.Ситуационный подход к лидерству * [Модель Фидлера Подход Митчелла-Хауса Теория жизненного цикла Херси-Бланшара Модель принятия решений руководителя Врума-Йеттона]

Основывается на том, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях

Лидер избегает негативных эмоций и стремится к позитивной оценке всех проблем и задач. Он является заметной личностью среди других людей, обладает четкими целями и готов принимать на себя ответственность за свои решения и действия.

Самостоятельность – это одно из главных качеств лидера. Умение принимать решения, руководить своим путем и не бояться неудач – это важные составляющие успеха.

Коммуникация – лидер должен обладать навыками общения, уметь вступать в диалог и слушать других, давать рекомендации и наставления его кругу общения.

Мотивация – успешный лидер способен мотивировать других, создавать благоприятную обстановку и улучшать продуктивность работы группы.

Основные качества успешного лидера

Успешный лидер обладает рядом необходимых качеств, которые помогают ему эффективно управлять командой и добиваться поставленных целей.

Вдохновляющие лидерские качества. Хороший лидер умеет вдохновлять и мотивировать своих подчиненных на достижение общей цели. Он обладает харизмой и умением быть примером для окружающих.

Коммуникационные навыки. Лидер должен владеть искусством коммуникации, чтобы эффективно общаться с членами команды и находить общий язык со всеми людьми вокруг него.

Стремление к самосовершенствованию. Успешный лидер всегда стремится к личностному росту и совершенствованию своих лидерских качеств.

Умение принимать решения. Лидер должен уметь принимать взвешенные решения, которые позволяют команде двигаться к поставленной цели.

Терпение и умение работать под давлением. Лидер должен уметь сохранять спокойствие и работать продуктивно даже в сложных условиях.

Эти качества необходимы для формирования не только хорошего лидера, но и успешной команды.

Инициатива лидера

В реализации лидерской позиции в рамках организации одним из ключевых компонентов является владение инициативой. Инициатива лидера состоит в том, что он находит решение в конкретной управленческой ситуации, не предлагавшееся ранее никем другим, либо реализует идею, предложенную другим, если она становится его собственным решением. Он принимает на себя ответственность за ее реализацию [5]. Способность нести личную ответственность за принимаемые решения, реализуемые действия и коллективный результат, а также способность идти на риск отличают конкретного лидера от его последователей.

Важно подчеркнуть, что в типичном арсенале техник лидерского воздействия нет таких, которые построены на принуждении, на подавлении, на силе формальной власти и должностного давления. Лидерство в организации строится:

  • на профессионализме (преданности организации, личной ответственности, высокой компетентности);

  • на знании своих последователей (человеческой природы, психологии членов группы, их интересов и мотивов деятельности);

  • на знании специфики формальной и неформальной коммуникации в организации;

  • на знании собственной организации (внутриорганизационный климат, культура, взаимодействие и пр.);

  • на понимании текущих ситуационных факторов;

  • на умении мотивировать и заряжать, принимать верные решения и координировать, решать проблемы и планировать, обучать и консультировать, укреплять командный дух и оказывать поддержку.

Стили лидерства

Опираясь на характер , манеру управления , оценку ситуации и нахождения решения проблемы , на применение своих лидерских навыков на практике , разделяют следующие стили лидерства

1. Авторитарный стиль лидерства

Авторитарные лидеры, также называемые автократическими, характеризуются чётким командным подходом и контролем над коллегами. Процессы принятия решений централизованы, то есть самые важные решения принимает один человек. У авторитарного лидера есть чёткое видение общей картины, но остальные сотрудники участвуют в ней только для выполнения отдельных задач по мере необходимости. Авторитарные лидеры могут хвалить или критиковать сотрудников, но при этом они чётко отделяют себя от коллектива. Хотя может показаться, что авторитарный лидер вызывает только неприязнь, как правило, это не так. Они редко бывают настроены враждебно. Наоборот, они обычно дружелюбны и иногда даже бесстрастны.

Преимущества авторитарного лидерства:

  • Авторитарные лидеры способны выполнять проекты в сжатые сроки.

  • Этот стиль полезен, когда нужны решительные действия.

  • Автократическое лидерство может быть успешным, когда лидер обладает наиболее полными знаниями относительно остальной части коллектива.

Недостатки авторитарного лидерства:

  • Данный стиль не способствует творчеству.

  • Коллеги могут видеть таких лидеров в отрицательном свете из-за подавления инициативы и чрезмерного контроля.

  • Авторитарным лидерам сложно примерять на себя какой-либо другой стиль лидерства, и, как правило, они не готовы отступать от своего плана.

2. Коллегиальный (демократический) стиль лидерства

Коллегиальные, или демократические, лидеры приветствуют все мнения и поощряют совместную работу. И хотя за ними может быть последнее слово, такие лидеры разделяют ответственность за принятие решений между всеми.

Коллегиальные лидеры участвуют в работе коллектива. Они уделяют время и направляют свои усилия на профессиональный рост коллег, поскольку понимают, что это поможет в достижении конечной цели. Если вы чувствуете себя уверенно в условиях совместной работы, вероятно, вам подойдёт именно этот стиль лидерства.

\

Преимущества коллегиального лидерства:

  • Согласно исследованию Левина, это самый эффективный стиль лидерства.

  • Коллегиальное лидерство способствует повышению качества работы.

  • Оно поддерживает творческий настрой, а участники коллектива чувствуют себя причастными.

  • Каждый понимает общую картину и заинтересован в достижении конечной цели.

Недостатки коллегиального лидерства:

  • Коллективы с коллегиальным лидером не столь продуктивны, как в случае с авторитарным стилем лидерства.

  • Чтобы совместная работа была эффективной, все участники коллектива должны быть вовлечены в процесс.

3. Либеральный (попустительский) стиль лидерства

Третий стиль по Левину — это либеральный, или попустительский, стиль лидерства. Либеральные лидеры крайне редко дают какие бы то ни было указания коллективу. Они предоставляют сотрудникам полную свободу в принятии решений.

Либеральные лидеры отстраняются от коллектива и предпочитают не участвовать в процессе контроля проекта. От них нечасто услышишь какие-либо комментарии. К моменту завершения проекта сотрудники могут даже и забыть, как выглядит такой лидер.

Преимущества либерального лидерства:

  • Либеральный стиль может быть полезен, если все участники коллектива являются квалифицированными экспертами.

  • Этот стиль лидерства понравится тем, кому важна самостоятельность.

  • Если у коллектива та же цель, что и у лидера, её можно будет достичь. Для контроля хода работ можно использовать программное обеспечение для отслеживания целей.

Недостатки либерального лидерства:

  • Согласно исследованию Левина, коллективы с попустительским лидерством наименее продуктивны.

  • В условиях либерального лидерства функции и обязанности сотрудников размыты.

  • При таком стиле участники коллектива могут начать винить друг друга, не принимая на себя никакой ответственности.

Вышеперечисленные стили являются основными , но рассматривая лидерство с другой стороны, стили делятся на:

4. Визионерское лидерство

Визионерское лидерство сопоставимо с авторитарным стилем лидерства по Левину. Лидеры-визионеры имеют чёткое видение на долгосрочную перспективу и умеют вдохновлять и мотивировать людей. Такой вид лидерства лучше всего подходит, когда в компании происходят большие изменения или возникает необходимость получать чёткие указания. В этих условиях люди ищут того, кому они могут доверять, чтобы проследовать за ним в неизвестное.

Данный стиль может оказаться менее эффективным в случае, когда остальные участники коллектива являются экспертами с другими идеями и мнениями, отличающимися от позиций, которых придерживается лидер. Такие специалисты не захотят слепо следовать за лидером, с которым они не согласны.

5. Коучинг

Лидер-коуч умеет выявлять сильные и слабые стороны других участников коллектива и способствует их развитию. Кроме того, такие лидеры умеют объединять навыки сотрудников с целями компании.

Данный стиль лидерства будет эффективен, если лидер отличается творческим характером, открыт для совместной работы и обеспечивает чёткую обратную связь с коллегами. Также важно, чтобы коуч знал, когда следует отступить и предоставить человеку свободу действий.

Если вам приходилось иметь дело с плохим наставником, вы знаете, что коучинг подходит далеко не всем. Если с коучем не повезло, такое лидерство может превратиться в тотальный мелочный контроль.

6. Отеческий стиль лидерства

Отеческий стиль лидерства ориентирован на отношения. Главное для такого лидера — создать гармонию. Этот харизматичный лидер работает над созданием и развитием рабочих отношений, способствующих сплочению и позитивному настрою в коллективе.

Лидер с отеческим стилем помогает при создании новой команды или в условиях кризиса, поскольку в обеих этих ситуациях требуется доверие. Однако этот стиль лидерства может вредить, когда лидер слишком увлечён поддержанием образа друга и в меньшей степени занимается повышением производительности и достижением целей компании.

7. Демократический стиль лидерства

Демократический стиль лидерства — это та же концепция, что и коллегиальное лидерство по Левину. В коллективе поощряется активное участие и обмен идеями всех участников. Поэтому весь коллектив ощущает себя причастным, даже несмотря на тот факт, что голос лидера в конечном итоге является решающим.

Демократический стиль лидерства эффективен в коллективах с высококвалифицированными участниками, которые способны вносить свой плодотворный вклад. При этом он в меньшей степени успешен в случае менее опытных сотрудников, обладающих не столь большим объёмом знаний в данной области. Кроме того, его не следует применять в ситуациях, требующих незамедлительных действий.

8. Эталонный стиль лидерства

Лидер с эталонным стилем задаёт пример высоких показателей, продуктивности и качества. Данный стиль лидерства предполагает, что участники коллектива должны идти по стопам своего лидера. Если участники не поспевают за лидером, он вмешается и выполнит задачу правильно.

Лидер с эталонным стилем эффективен, когда он формулирует чёткие требования и мотивирует сотрудников соблюдать сроки. Такое лидерство неэффективно, когда коллектив перестаёт доверять лидеру, подвергается стрессу и перегрузке или теряет мотивацию.

9. Директивный стиль лидерства

Директивный стиль лидерства аналогичен авторитарному, или принудительному, стилю. Лидер с таким стилем ставит перед командой чёткие цели и задачи, ожидая от сотрудников их строгого выполнения. Они вводят правила и процедуры для создания соответствующей структуры.

Директивное лидерство обычно применяется в тех случаях, когда у сотрудников нет ни навыков, ни опыта. В такой ситуации сотрудникам необходима структура, позволяющая им выполнять задачи. Данный стиль лидерства также эффективен в экстренных ситуациях, когда нет времени на обсуждение. Если и использовать этот стиль лидерства, то делать это следует в сочетании с другими стилями.

10. Трансформационное лидерство

Помимо теории лидерства Левина и теории эмоционального лидерства есть ещё два стиля лидерства, достойных вашего внимания: трансформационное и транзакционное лидерство.

11. Транзакционное лидерство

Транзакционное лидерство было впервые сформулировано в концепцию социологом Максом Вебером. Затем её доработал Бернард М. Басс в противоположность трансформационному лидерству.

Для мотивации сотрудников при транзакционном лидерстве используется принцип кнута и пряника. Такой лидер считает, что чётко выстроенная система управления повышает эффективность работы. При этом участники коллектива должны в точности следовать указаниям и находиться под пристальным контролем со стороны лидера.

Что делает лидер в коллективе

В управлении коллективом лидер может выполнять разные роли:

Визионер. Лидеру важно быть визионером — человеком, который хорошо представляет будущее задач и проектов, за которые он отвечает. Он понимает, к чему движется команда, отслеживает тренды в отрасли, показывает их команде и доносит информацию таким образом, чтобы сотрудники на локальных позициях совершали минимум ошибок. В ситуации, когда две команды пытаются разделить зону ответственности, лидер принимает решение и распределяет обязанности. Он вдохновляет, заряжает своим видением остальных и помогает коллегам увидеть смысл в профессиональных задачах.

Медиатор. В случае, если коллеги не могут договориться друг с другом, они обращаются к лидеру ― авторитету или эксперту в отрасли, который готов их рассудить. В кризисные времена лидер в коллективе помогает членам команды справиться с эмоциями, транслирует уверенность и выступает буфером для задач или ситуаций, которые приходят извне. В этом случае лидер отстаивает интересы команды.

Коуч. Инструмент современного лидера — коучинговый подход, в котором он вместе с сотрудником исследует слабые места, генерирует идеи и решения, даёт кредит доверия и сопровождает на каждом этапе. При таком подходе сотрудник понимает, что его ценят и ошибки — это точки роста, а не повод для увольнения.

Качества и компетенции лидера

Лидер не всегда наделён административным ресурсом и действует больше через эмоции и коммуникацию. Важные качества лидера — умение опираться на себя в сложных ситуациях и способность создать комфорт и определённость внутри команды. Лидер-профессионал смотрит за горизонт, считывает эмоции других людей и управляет своими, потому как это сильно влияет на состояние коллег, идущих за ним.

Современное эффективное лидерство предполагает использование мягких трендов в управлении. Жёсткое принципиальное лидерство, с сильными границами ответственности и делением на «свой-чужой», сменяется поиском взаимовыгодных решений, гибкостью, вниманием к подчинённым.

Как развить лидерские качества и стать лидером

Лидерские качества можно развить лишь до какой-то степени ― согласно биопсихосоциальной модели, на нашу модель поведения влияют биологические, психологические и социальные факторы. Существуют определённые шаги, с помощью которых можно оценить свой лидерский потенциал и приблизиться к позиции лидера внутри личной и профессиональной жизни:

1. Оценить лидерство в собственной жизни. Насколько комфортно человек ощущает себя в ситуациях, когда необходимо проявить инициативу и взять на себя ответственность. Например, управляющая компания дома некачественно высаживает цветы. Человек задает вопросы: «Могу ли я в этой ситуации что-то сделать? Написать жалобу, прийти и самостоятельно посадить цветок, который мне нравится? Готов ли я организовать собрание, чтобы мы вместе способствовали улучшениям?» Если человек делает что-то из этого, он уже проявляет лидерские качества.

2. Не стремиться к широкому лидерству в рабочей среде, а начинать с небольших процессов оптимизации. Например, ввести традицию поздравлять коллег с днем рождения (организовать сбор средств на подарки, придумать праздничную рассылку) или заявить о себе как о наставнике. Всегда полезно рассказать руководителю о желании проявить свой лидерский потенциал и навыки. Он может дать совет или передать проект, где у сотрудника появится возможность себя проявить. Хорошая схема для лидера: критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай.

Бывают истории, когда человек изначально не видел себя лидером, но потом становился им через развитие навыков управления. Например, из команды разработчиков уходит тимлид, и его обязанности берёт на себя рядовой сотрудник-программист. Он договаривается с собой, понимая, что никто кроме него лучше не справится с обязанностями лидера. Через год он чувствует удовольствие от работы и получает положительную обратную связь от коллег. Из состояния «мне надо стать тимлидом, потому что я не могу бросить команду» он переходит в «оказывается, у меня получается быть лидером, я могу быть счастливым на этом месте и делать много эффективных проектов вместе с командой».

Лидерство в управлении начинается с внутреннего ощущения и принятия своей позиции.

Содержание понятия лидерства в системе управления организации

Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями.

Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы/организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер — раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и о смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.

Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной

группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе.

Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство — это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций повышаются.

Власть и лидерство

В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношении в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В практике управления лидерство - это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

Лидеры пользуются властью, чтобы достичь своих целей. Вместе с тем между этими двумя понятиями имеются и существенные различия. Лидерство предполагает необходимость достижения целей, в то время как проявление власти не всегда будет основано на этом предположении. Лидерство, как правило, обращено к более низкому уровню — подчиненным. Власть же может распространяться во всех направлениях.

Виды власти:

В любой компании должен существовать баланс власти. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Власть всегда зависит от личности и ситуации. Существует власть подчиненных над руководством (например, контракты, которые могут получить артисты и спортсмены).

Основные виды власти:

Экспертная — разумная вера. Исполнитель верит, что руководитель обладает исключительными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. Данный тип власти менее устойчив, чем харизматическая.

Харизматическая власть. Слепая вера в личные качества руководителя. Свойства руководителя могут быть просто привлекательны для исполнителя.

Законная власть — исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы. Она основана на традициях. Может вредить организации. Подчиненные не хотят менять уклад руководства, структуру.

Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости их целей. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера, право на власть.

Формальная власть — это власть должности, обусловленная официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией, и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемам материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими. В этом случае власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают всю систему управления любой организации.

Реальная власть — это власть, как должности, так и влияние и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.

Заключение

Проблема лидерства и руководства в менеджменте изучена теоретически и практически: рассмотрены понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации, и даны рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Существует несколько подходов к теории лидерства. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Для лучшего управления персоналом руководителю необходимо проводить с подчиненными совещания и ввести систему поощрения. Это поспособствует хорошей психологической обстановке на предприятии и улучшению работы каждого сотрудника в отдельности.

Итак, в число наиболее важных способностей лидера, понимаемых как сочетание знаний, поведения и опыта; входят: умения реализовать, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценки, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирование информации, разработке программ, выявление тенденций, распределение усилий и времени.

Список литературы:

1. "45 татуировок личности" Максим Батырев

https://biblioteka-online.info/storage/app/uploads/public/aa2/9d3/dce/thumb__300_480_0_0_crop.jpg

2. "Психология влияния" Роберт Чалдини

file:///C:/Users/User/Downloads/chaldini_robert_psihologiya_vliyaniya.pdf

3. "4 правила успешного лидера" Стивен Кови [от автора бестселлера "7 навыков высокоэффективных людей"]

https://bo0k.net/kn/4-pravila-uspeshnogo-lidera-5fec0

4. "Управление поступками подчиненных. Эффективное оперативное управление" Александр Дрима

5. "Прокачай свое лидерство" Джон Максвелл

6. "Лидерство во льдах" Альфред Лансинг

Просмотров работы: 2454