ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Лисачёва А.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «художественно-эстетическое воспитание» связан с понятиями «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание» соответственно. Чтобы определить, что же такое «художественно-эстетическое воспитание», для начала необходимо обратиться к этим двух понятиям. Так как само понятие «воспитание» неразрывно связано с педагогикой, следует обратиться к педагогическому словарю для определения понятий «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание».

Так, согласно педагогическому энциклопедическому словарю, эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности [1]. В то время как художественное воспитание – это формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства [1, 2].

Несмотря на то, что оба термина неразрывно связаны с влиянием искусства на формирование личности человека, художественное воспитание больше связано с формированием мировосприятия ребёнка; средством осуществления данного процесса выступает искусство. Эстетическое же воспитание представляет собой процесс не только формирования, но и развития уже сознания и соответствующей ему деятельности; средством в данном случае выступает не только искусство, но и разнообразные эстетические объекты и явления действительности [6].

Рассмотрев понятия «художественное воспитание» и «эстетическое воспитание», можно перейти к определению понятия самого художественно-эстетического воспитания. Таким образом, из всего вышесказанного получается, что художественно-эстетическое воспитание – это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие сущностных сил и художественно-творческих способностей человека, утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству.

В процессе изучения английского языка в средней школе, происходит формирование разнообразных коммуникативно-речевых умений: аудирование, чтение, письмо, устная речь. Кроме того, осуществляется ознакомление с культурой и жизнью зарубежных сверстников. Обратимся для начала к рецептивным видам речевой деятельности.

Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием устного сообщения [5].

В процессе аудирования детям предлагаются аудиозаписи различных текстов: диалоги, монологи, отрывки из художественных текстов, стихотворения. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся учились слушать и понимать иностранную речь, определять не только смысл сказанного, но и настроение говорящего. Работая над интонационным строем речи можно использовать приемы, которые характерны и для музыкального образования. Можно предложить ученикам «продирижировать» текст, показывая интонацию. Такой прием учит говорить с правильной интонацией и знакомит детей с особенностями музыкального искусства.

Обучение аудированию происходит и при просмотре видеофильмов. В средней школе это видеофильмы, видеоролики о традициях, праздниках родной страны и стран изучаемого языка. Учащиеся учатся замечать красоту окружающего мира, находить сходства и различия в жизни разных людей, приобщаются к культурному наследию как родной страны, так и страны изучаемого языка. Учащиеся приобретают эстетические знания, формируют эстетический вкус.

Еще одной важной задачей урока английского языка является обучение чтению. Чтение, как форма письменного речевого общения, представляет собой перцептивно-мнемическую мыслительную деятельность [5]. Чтение играет большую роль в формировании эстетической культуры. Огромное влияние на эстетическое развитие личности среднего школьника оказывают художественные произведения. На начальном этапе это простые тексты, рассчитанные только на понимание, в дальнейшем это более сложные произведения. При чтении художественного текста возникает эстетическая реакция, ощущается и понимается красота языка. Вовлечение учащихся в художественно-эстетическую деятельность дает высокую творческую продуктивность.

Перейдем к продуктивным видам речевой деятельности, обучение которым происходит на уроках английского языка.

Огромный простор для эстетического творчества предоставляет обучение письму. В эпоху активного распространения Интернета и общения посредством социальных сетей, письменная речь как вид речевой деятельности становится почти лидирующей в жизни современного человека. Таким образом, обучение письменной речи способствует осуществлению художественно-эстетического развития, так как оно позволяет интегрировать темы художественно-эстетического плана в повседневную жизнь и связать художественно-эстетическое воспитание на уроках иностранного языка с окружающей действительностью.

Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего [5].

Говорение в отличие от аудирования или чтения предполагает более активную речевую деятельность, а значит, художественно-эстетическое развитие на уроке английского языка может осуществляться в виде выражения обучающимися своей точки зрения (монологическая речь) по одному или нескольким художественным или эстетическим вопросам, например, на основе прочитанного произведения или просмотренного театрального вступления, прослушанной музыки. Это связывает данный вид речевой деятельности с аудированием и чтением.

Чтение, говорение, письмо, аудирование очень тесно связаны между собой. Поэтому многие творческие задания строятся так, чтобы задействовать различные виды речевой деятельности.

К таким заданиям можно отнести проектную деятельность. Метод проектов основывается на теоретических концепциях «прагматической педагогики» (pragma - дело, действие) и проблемного обучения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952) [3].

С педагогической точки зрения метод проектов - это творческая учебная деятельность, в процессе которой учащиеся приучаются творчески мыслить и реализовывать усвоенные ими средства и способы работы. Важно отметить то, что проектная деятельность обладает огромным потенциалом художественно-эстетического развития, так как при подготовке и представлении проектов обучающимися осуществляются не только все четыре вида речевой деятельности, но и декоративно-прикладная деятельность, которая является одним из главных средств формирования и развития художественно-творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности.

Окружающая среда также оказывает влияние на развитие эстетического воспитания. В данном случае это кабинет, где проходят уроки иностранного языка. Эстетически оформленный кабинет участвует в процессе формирования эстетической культуры учащихся. Уроки английского языка в средней школе дают неисчерпаемые возможности для формирования эстетической культуры среднего школьника.

Эстетика проникает во все области деятельности ребёнка, в том числе и речевую. Данная деятельность включает в себя чтение, говорение, письмо, аудирование. В ходе работы над этими видами деятельности формируются:

 эстетический вкус;

 умения и навыки эстетической деятельности;

 эстетическое восприятие;

 эстетические оценочные суждения;

 эстетические знания:

 эстетические потребности.

Можно сделать вывод, что наибольшие возможности и условия для формирования эстетической культуры среднего школьника предоставлены при обучении чтению и письму. Специфика эстетической деятельности не всегда позволяет организовывать ее в достаточном объеме на уроках аудирования и говорения. Основными средствами воспитания являются музыка и изобразительное искусство, использование которых на уроках английского языка даёт возможность решать все задачи эстетического воспитания, среди которых развитие эстетического восприятия и способностей к эстетическому творчеству.

Огромное значение для формирования эстетической личности имеет использование средств театрального искусства. Драматизация развивает умение выражать эмоции, реагировать на речь и поступки других. Использование неречевой деятельности учащихся развивает у них способность к сопереживанию, пониманию и ощущению мира, обучает выражать эти чувства разными выразительными средствами, радоваться успехам своих товарищей [4].

Художественно-эстетическое воспитание на уроках иностранного языка помогает познать красоту мира через чужой язык, культуру и обычаи других народов. Средние школьники эмоционально отзывчивы, обладают целостностью восприятия мира, готовностью к освоению того духовного опыта, который накоплен человечеством. Это дает возможность для формирования ценностных ориентаций среднего школьника эстетических чувств, вкуса, взглядов и убеждений, а также формируется эстетическое отношение учащегося к окружающему его миру.

Список литературы

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.

3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Перевод Н.М.Никольской. Редакция Ю.С.Рассказова. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999.

4. Лосева, Т. В. Организация эстетического воспитания на уроках английского языка в начальной школе / Т. В. Лосева, К. В. Кузнецова, Г. М. Игейсинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105).

5. Основы методики обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – М.: Кнорус, 2017.

6. Словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1986. - 320с.

Просмотров работы: 29