ГАРМОНИЯ ТЕЛА И УМА: КАК ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ СПОСОБСТВУЮТ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ГАРМОНИЯ ТЕЛА И УМА: КАК ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ СПОСОБСТВУЮТ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Бычкова А.С. 1, Журавлев А.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение иностранных языков – это сложный умственный процесс, требующий от изучающего усиленной концентрации, хорошей памяти и умения собирать и систематизировать необходимую информацию. Изучение иностранных языков дает огромное количество преимуществ. Помимо очевидных – свобода общения, карьерные перспективы, образование и международный опыт, это еще и отличный тренажер для мозга. Ученые давно наблюдают за изучающими языки и заметили много интересного, например, то, как на нашу способность усвоить новый язык оказывает значительное влияние состояние нашего физического здоровья. В этой статье мы рассмотрим, как физическая активность может повлиять на нашу способность изучать иностранные языки.

Известно, что физическая нагрузка увеличивает приток крови к мозгу, благодаря чему улучшается его снабжение кислородом и глюкозой. Это способствует не только активизации работы внутри нейронов, но и формированию у них новых отростков и связей, посредством которых они контактируют друг с другом. [1] Физическая активность способствует улучшению кровоснабжения мозга, что ведет к усовершенствованию когнитивных функций, таких как внимание, концентрация, память, речь и интеллект. Этот феномен ключевым образом объясняется более эффективным кровообращением, повышенным потреблением кислорода, а также формированием новых двигательных стереотипов во время физических тренировок. Поддерживая активный образ жизни и регулярно занимаясь физическими тренировками, мы можем повысить нашу способность усваивать и запоминать новую информацию, включая новую лексику и грамматические правила изучаемого иностранного языка.

Изучение иностранных языков может быть увлекательным и захватывающим процессом, но иногда он может вызывать стресс и утомление. Однако, одним из наиболее эффективных способов справиться со стрессом от изучения иностранных языков является физическая активность. Она может включать в себя занятия в фитнес-центре, прогулки на свежем воздухе или даже занятия йогой или танцами. Упражнения и спорт помогают снять напряжение, повысить уровень энергии и улучшить настроение. Когда мы занимаемся физическими упражнениями, наше тело вырабатывает эндорфины – гормоны счастья, которые могут помочь нам справиться с негативными эмоциями и улучшить наше психическое состояние для эффективного изучения языка. Однако, психологический эффект физической активности нельзя свести к банальному выбросу эндорфинов. Физическая активность также влияет на выработку многих других биохимических веществ, в том числе тех, которые наделяют нас энергией, избавляют от тревоги и помогают наладить общение. Физические упражнения снижают уровень воспаления в мозге, что со временем способно защитить от депрессии, тревожности и одиночества. [2] Регулярные занятия физическими упражнениями воздействуют на структуру мозга, делая человека более восприимчивым к положительным эмоциям и общению. Подобное воздействие физической активности на мозг аналогично эффекту, который оказывают самые современные методы лечения депрессии и зависимостей. Поэтому советую вам попробовать различные виды физической активности и найти то, что вам наиболее подходит. Не забывайте, что стресс – это естественная реакция на новые вызовы, такие как изучение иностранных языков, и важно научиться справляться с ним эффективно.

Психологи утверждают, что при изучении иностранных языков мотивация в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. Не подвергается сомнению тот факт, что изучение иностранных языков требует постоянной мотивации и усилий, особенно при неизбежном столкновении с трудностями или усталостью, когда человек наиболее подвержен тому, чтобы остановиться на достигнутом и прекратить свое обучение. Так, в 1950–1960-х годах психолог Джон Аткинсон разработал Теорию ожидаемой ценности, а в 1980-х педагог-психолог Жаклин Экклс расширила его идеи на сферу образования. Согласно этой теории, мотивация учиться складывается из двух компонентов:

  • насколько человек ожидает, что успешно справится с заданием (сможет ли он выучить иностранный язык).

  • насколько выполнение задания для него ценно (действительно ли ему нужно выучить иностранный язык).

Каждый из этих компонентов тоже делится на составляющие. Так, ожидание успеха включает в себя два аспекта:

  • представления человека о своих возможностях (насколько он талантлив в изучении языков, сможет ли уделять учёбе достаточно времени, доступны ли ему подходящие учебные пособия или курсы);

  • воспринимаемую трудность задания (например, вера в то, что немецкий язык очень сложный, а вот английский могут освоить все).

Чем выше представления человека о своих возможностях и чем ниже воспринимаемая трудность задания, тем больше он будет ожидать успеха от своей деятельности.

Ценность задания также формируется из нескольких элементов:

  • внутренний интерес (получает ли человек удовольствие от изучения иностранных языков);

  • практическая польза (насколько знание языка поможет продвинуться по карьерной лестнице, сменить профессию, переехать в другую страну или наладить контакт с иностранными бизнес-партнерами);

  • личная значимость (считает ли человек изучение языка важной ступенью в саморазвитии);

  • ценность альтернативных вариантов (считает ли человек, что потратить ресурсы на изучение иностранного языка будет полезнее, чем на другие активности). [4]

Несмотря на то что в теории выделяются все эти элементы, в реальности люди зачастую определяют ценность задания интуитивно. Огромную роль в этом играет прошлый жизненный опыт: если человек ранее уже выучил один иностранный язык, и это изменило его жизнь к лучшему, он с большей охотой возьмется за изучение второго. Напротив, неудачные попытки в прошлом и трудности при изучении иностранных языков в настоящем могут отбить желание и снизить мотивацию до нуля. Физическая активность в свою очередь может стать мощным инструментом для повышения мотивации и улучшения результатов в изучении иностранных языков. Регулярные тренировки могут помочь сохранить высокий уровень энергии и настройки на достижение наших языковых целей. Мотивация к учебе подкрепляется также стимулированием возникновения положительных эмоций и ярких впечатлений от занятий спортом.

Ключевой целью изучения иностранного языка является расширение своих возможностей в области общения и взаимодействия с людьми непосредственно других стран, народов, культур. Для эффективного общения и взаимодействия в свою очередь необходим достаточный уровень развития коммуникационных умений. Коммуникационные умения – широкое понятие, трактовка которого в различных предметных областях наук может быть различной. Чаще всего этим понятием обозначают навыки общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Однако, при коммуникации на иностранном языке люди часто сталкиваются со страхом провала и развивающейся на его фоне неуверенностью в себе – когнитивного искажения, которое заставляет избегать рисков. Оно проявляется в виде сильной тревоги, негативных мыслей, нежелания действовать. [5] Физическая активность может быть отличным способом улучшить коммуникационные навыки для взаимодействий на иностранном языке, такие как слушание, понимание и говорение. При занятии любой физической активностью, тело человека вырабатывает несколько видов гормонов, которые помогают повысить уверенность в себе. Кроме того, физическая активность может предоставить вам возможность практиковать коммуникацию на иностранном языке в реальных ситуациях. Например, вы можете присоединиться к спортивной команде или группе фитнеса, где вы будете общаться с другими участниками на иностранном языке. Это поможет вам применить свои знания языка на практике и развить свои навыки в реальном времени. Физическая активность, особенно в командных видах спорта, способствует развитию коммуникационных навыков. Общение с партнерами по игре или тренером требует использования языка для координации действий и передачи информации.

Физическая активность оказывает положительное влияние на способность человека изучать иностранные языки. Она способствует совершенствованию когнитивных функций, снятию стресса, повышению мотивации и развитию коммуникационных навыков. Поэтому, помимо систематического изучения, изучающему иностранные языки стоит не забывать о включении физической активности в свою повседневную жизнь, чтобы максимизировать свой языковой потенциал и добиться поставленных целей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гузева Л.И. Как физическая активность влияет на работу мозга? / Л.И. Гузева – Текст: электронный // Мой медицинский центр: интернет-портал. URL: https://www.groupmmc.ru/news/2023/62235/?sphrase_id=81095 (дата обращения: 16.12.2023)

  2. Макгонигал К. Радость движения. Как физическая активность помогает обрести счастье, смысл, уверенность в себе и преодолеть трудности / К. Макгонигал. – Санкт-Петербург: МИФ Саморазвитие, 2020. ISBN 978-5-001-69107-5.

  3. Кондратьев И.М., Дудорова Е.В. Особенности академической и спортивной мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-akademicheskoy-i-sportivnoy-motivatsii-studentov-zanimayuschihsya-i-ne-zanimayuschihsya-sportom (дата обращения: 18.12.2023).

  4. Kriegbaum K., Becker N., Spinath B. The relative importance of intelligence and motivation as predictors of school achievement: A meta-analysis / Текст: электронный // Educational Research Review: Elsevier, 2018. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1747938X18300691#preview-section-abstract (дата обращения: 18.12.2023)

  5. Gustafsson H., Sagar S.S., Stenling A. Fear of failure, psychological stress, and burnout among adolescent athletes competing in high level sport. / Текст: электронный // Scand J Med Sci Sports, 2017. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27882607/ (датаобращения: 21.12.2023)

Просмотров работы: 66