Изучение иностранных языков – это сложный умственный процесс, требующий от изучающего усиленной концентрации, хорошей памяти и умения собирать и систематизировать необходимую информацию. Изучение иностранных языков дает огромное количество преимуществ. Помимо очевидных – свобода общения, карьерные перспективы, образование и международный опыт, это еще и отличный тренажер для мозга. Ученые давно наблюдают за изучающими языки и заметили много интересного, например, то, как на нашу способность усвоить новый язык оказывает значительное влияние состояние нашего физического здоровья. В этой статье мы рассмотрим, как физическая активность может повлиять на нашу способность изучать иностранные языки.
Известно, что физическая нагрузка увеличивает приток крови к мозгу, благодаря чему улучшается его снабжение кислородом и глюкозой. Это способствует не только активизации работы внутри нейронов, но и формированию у них новых отростков и связей, посредством которых они контактируют друг с другом. [1] Физическая активность способствует улучшению кровоснабжения мозга, что ведет к усовершенствованию когнитивных функций, таких как внимание, концентрация, память, речь и интеллект. Этот феномен ключевым образом объясняется более эффективным кровообращением, повышенным потреблением кислорода, а также формированием новых двигательных стереотипов во время физических тренировок. Поддерживая активный образ жизни и регулярно занимаясь физическими тренировками, мы можем повысить нашу способность усваивать и запоминать новую информацию, включая новую лексику и грамматические правила изучаемого иностранного языка.
Изучение иностранных языков может быть увлекательным и захватывающим процессом, но иногда он может вызывать стресс и утомление. Однако, одним из наиболее эффективных способов справиться со стрессом от изучения иностранных языков является физическая активность. Она может включать в себя занятия в фитнес-центре, прогулки на свежем воздухе или даже занятия йогой или танцами. Упражнения и спорт помогают снять напряжение, повысить уровень энергии и улучшить настроение. Когда мы занимаемся физическими упражнениями, наше тело вырабатывает эндорфины – гормоны счастья, которые могут помочь нам справиться с негативными эмоциями и улучшить наше психическое состояние для эффективного изучения языка. Однако, психологический эффект физической активности нельзя свести к банальному выбросу эндорфинов. Физическая активность также влияет на выработку многих других биохимических веществ, в том числе тех, которые наделяют нас энергией, избавляют от тревоги и помогают наладить общение. Физические упражнения снижают уровень воспаления в мозге, что со временем способно защитить от депрессии, тревожности и одиночества. [2] Регулярные занятия физическими упражнениями воздействуют на структуру мозга, делая человека более восприимчивым к положительным эмоциям и общению. Подобное воздействие физической активности на мозг аналогично эффекту, который оказывают самые современные методы лечения депрессии и зависимостей. Поэтому советую вам попробовать различные виды физической активности и найти то, что вам наиболее подходит. Не забывайте, что стресс – это естественная реакция на новые вызовы, такие как изучение иностранных языков, и важно научиться справляться с ним эффективно.
Психологи утверждают, что при изучении иностранных языков мотивация в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. Не подвергается сомнению тот факт, что изучение иностранных языков требует постоянной мотивации и усилий, особенно при неизбежном столкновении с трудностями или усталостью, когда человек наиболее подвержен тому, чтобы остановиться на достигнутом и прекратить свое обучение. Так, в 1950–1960-х годах психолог Джон Аткинсон разработал Теорию ожидаемой ценности, а в 1980-х педагог-психолог Жаклин Экклс расширила его идеи на сферу образования. Согласно этой теории, мотивация учиться складывается из двух компонентов:
насколько человек ожидает, что успешно справится с заданием (сможет ли он выучить иностранный язык).
насколько выполнение задания для него ценно (действительно ли ему нужно выучить иностранный язык).
Каждый из этих компонентов тоже делится на составляющие. Так, ожидание успеха включает в себя два аспекта:
представления человека о своих возможностях (насколько он талантлив в изучении языков, сможет ли уделять учёбе достаточно времени, доступны ли ему подходящие учебные пособия или курсы);
воспринимаемую трудность задания (например, вера в то, что немецкий язык очень сложный, а вот английский могут освоить все).
Чем выше представления человека о своих возможностях и чем ниже воспринимаемая трудность задания, тем больше он будет ожидать успеха от своей деятельности.
Ценность задания также формируется из нескольких элементов:
внутренний интерес (получает ли человек удовольствие от изучения иностранных языков);
практическая польза (насколько знание языка поможет продвинуться по карьерной лестнице, сменить профессию, переехать в другую страну или наладить контакт с иностранными бизнес-партнерами);
личная значимость (считает ли человек изучение языка важной ступенью в саморазвитии);
ценность альтернативных вариантов (считает ли человек, что потратить ресурсы на изучение иностранного языка будет полезнее, чем на другие активности). [4]
Несмотря на то что в теории выделяются все эти элементы, в реальности люди зачастую определяют ценность задания интуитивно. Огромную роль в этом играет прошлый жизненный опыт: если человек ранее уже выучил один иностранный язык, и это изменило его жизнь к лучшему, он с большей охотой возьмется за изучение второго. Напротив, неудачные попытки в прошлом и трудности при изучении иностранных языков в настоящем могут отбить желание и снизить мотивацию до нуля. Физическая активность в свою очередь может стать мощным инструментом для повышения мотивации и улучшения результатов в изучении иностранных языков. Регулярные тренировки могут помочь сохранить высокий уровень энергии и настройки на достижение наших языковых целей. Мотивация к учебе подкрепляется также стимулированием возникновения положительных эмоций и ярких впечатлений от занятий спортом.
Ключевой целью изучения иностранного языка является расширение своих возможностей в области общения и взаимодействия с людьми непосредственно других стран, народов, культур. Для эффективного общения и взаимодействия в свою очередь необходим достаточный уровень развития коммуникационных умений. Коммуникационные умения – широкое понятие, трактовка которого в различных предметных областях наук может быть различной. Чаще всего этим понятием обозначают навыки общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Однако, при коммуникации на иностранном языке люди часто сталкиваются со страхом провала и развивающейся на его фоне неуверенностью в себе – когнитивного искажения, которое заставляет избегать рисков. Оно проявляется в виде сильной тревоги, негативных мыслей, нежелания действовать. [5] Физическая активность может быть отличным способом улучшить коммуникационные навыки для взаимодействий на иностранном языке, такие как слушание, понимание и говорение. При занятии любой физической активностью, тело человека вырабатывает несколько видов гормонов, которые помогают повысить уверенность в себе. Кроме того, физическая активность может предоставить вам возможность практиковать коммуникацию на иностранном языке в реальных ситуациях. Например, вы можете присоединиться к спортивной команде или группе фитнеса, где вы будете общаться с другими участниками на иностранном языке. Это поможет вам применить свои знания языка на практике и развить свои навыки в реальном времени. Физическая активность, особенно в командных видах спорта, способствует развитию коммуникационных навыков. Общение с партнерами по игре или тренером требует использования языка для координации действий и передачи информации.
Физическая активность оказывает положительное влияние на способность человека изучать иностранные языки. Она способствует совершенствованию когнитивных функций, снятию стресса, повышению мотивации и развитию коммуникационных навыков. Поэтому, помимо систематического изучения, изучающему иностранные языки стоит не забывать о включении физической активности в свою повседневную жизнь, чтобы максимизировать свой языковой потенциал и добиться поставленных целей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гузева Л.И. Как физическая активность влияет на работу мозга? / Л.И. Гузева – Текст: электронный // Мой медицинский центр: интернет-портал. URL: https://www.groupmmc.ru/news/2023/62235/?sphrase_id=81095 (дата обращения: 16.12.2023)
Макгонигал К. Радость движения. Как физическая активность помогает обрести счастье, смысл, уверенность в себе и преодолеть трудности / К. Макгонигал. – Санкт-Петербург: МИФ Саморазвитие, 2020. ISBN 978-5-001-69107-5.
Кондратьев И.М., Дудорова Е.В. Особенности академической и спортивной мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-akademicheskoy-i-sportivnoy-motivatsii-studentov-zanimayuschihsya-i-ne-zanimayuschihsya-sportom (дата обращения: 18.12.2023).
Kriegbaum K., Becker N., Spinath B. The relative importance of intelligence and motivation as predictors of school achievement: A meta-analysis / Текст: электронный // Educational Research Review: Elsevier, 2018. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1747938X18300691#preview-section-abstract (дата обращения: 18.12.2023)
Gustafsson H., Sagar S.S., Stenling A. Fear of failure, psychological stress, and burnout among adolescent athletes competing in high level sport. / Текст: электронный // Scand J Med Sci Sports, 2017. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27882607/ (датаобращения: 21.12.2023)