ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития и роста коммерческих отношений торговля является заключительным этапом движения товаров от производителя до потребителя, и оптовая торговля играет важную роль в этом процессе.

Предприятия оптовой торговли преобразуют производственный ассортимент в торговый, определяют структуру и направление товарных потоков, выступают посредниками на рынке между промышленностью и звеном розничной торговли, обеспечивая тем самым функционирование единого потребительского рынка страны.

Оптовая торговля имеет важное значение для организации и функционирования всей системы товароснабжения.

Оптовая торговля не завершает процесс изменения форм стоимости и не приносит потребительную стоимость потребителю, а лишь приближает товары к изменению форм их стоимости и к потребителю. Следовательно, это только начальный этап торговли товарами народного потребления, который осуществляет первоначальную продажу товаров для производства и организацию их рациональной доставки розничным торговцам.

Оптовая торговля (по своей экономической сути) - это процесс продажи товаров для дальнейшей перепродажи, а по своему материальному содержанию - процесс поставки этих товаров с производства на предприятия розничной торговли с целью последующего доведения их до потребителей.

Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, что оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Она является одной из ключевых составляющих не только самого предпринимательства, но и российской рыночной экономики.

Законодательство Российской Федерации не имеет четкого определения понятия «оптовая торговля».

Впервые данный вопрос был актуализирован Конституционным Судом Российской Федерации, который в постановлении от 30.01.2001 № 2-П указал, что само понятие «реализация товаров (работ, услуг) в розницу или оптом за наличный расчет» является юридически неопределенным.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет:

  • реализацию товаров путем розничной купли-продажи, когда покупателю товар передается для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательством (ст. 492 ГК РФ);

  • реализацию товаров путем поставки, когда продавец передает производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их последним в своей предпринимательской деятельности (ст. 506 ГК РФ).

Исходя из этого, основным критерием отличия розничной торговли от оптовой торговли является конечная цель использования приобретенного покупателем товара. Различные авторы по-разному трактуют понятие оптовой торговли (табл. 1).

Таблица 1

Понятия оптовой торговли, трактованные различными авторами, источниками

Автор, источник

Определение

ГОСТ Р 51303-2013

Оптовая торговля – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

ГК РФ (ст. 506)

В комментариях к статье 506 ГК РФ можно найти разъяснение, что речь идет, в том числе и об оптовой торговле. «Договор поставки применяется при продаже товаров для использования их в качестве промежуточного потребления, то есть для предпринимательской деятельности (извлечения дальнейшей прибыли)»

Краткий экономический словарь

Оптовая торговля - одна из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйственными предприятиями.

Энциклопедический словарь экономики и права

Оптовая торговля - торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников, по оптовым ценам, предусматривающим дилерские скидки и меньшим, чем розничные.

Советский энциклопедический словарь

Оптовая торговля характеризуется как часть внутренней продажи, охватывающая продажу крупных партий товаров предприятиями-производителями предприятиям розничной продажи или, в части средств производства, предприятиям-потребителям этой продукции.

Подводя итог всему вышесказанному, можно дать следующее определение. Оптовая торговля - это вид предпринимательской деятельности по продаже владельцами, производителями или посредниками любых товаров, разрешенных для оборота розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям, или для их использования в производстве, другого профессионального использования или использования в качестве промежуточного потребления (для последующего получения прибыли), осуществляемого по безналичному или наличному расчету.

Также, в результате рассмотрения приведённых выше определений, можно сделать вывод, что оптовая торговля является главным звеном товарообращения на рынке и основой общественного распределения товаров.

Задачи оптовой торговли:

  • поиск поставщиков товаров для предприятий розничной торговли и других покупателей;

  • закупка крупных партий товаров у предприятий-изготовителей;

  • увеличение количества этапов промежуточных пользователей продуктов;

  • формирование торгового ассортимента и его приспособление к потребностям промежуточных и конечных потребителей;

  • проведение политики своевременного обновления и улучшения качества товаров;

  • обеспечение производителей сбытом их товаров;

  • маркетинговые исследования для производителей товаров и предприятий розничной торговли;

  • информационное обслуживание;

  • принятие риска при обращении с товаром.

На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции:

- интегрирующую (по обеспечению взаимоотношений между партнерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта);

- оценочную (для определения уровня общественно необходимых затрат труда посредством ценообразования);

- организующую и регулирующую (по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономических систем с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения).

Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в различные функции предприятий оптовой торговли: экономическая интеграция территории и преодоление пространственного разрыва; преобразование производственного ассортимента в торговый; формирование товарных запасов; сглаживание цен, хранение, доработка, доведение товаров до требуемого качества, упаковка, упаковка, кредитование, маркетинговые исследования рынка и организация рекламных кампаний.

Функции оптовой торговли на микроуровне:

  • распределение (закупка товаров специализированного производственного ассортимента у различных производителей и комплектация ассортимента с учетом дифференцированного спроса (формирование торгового ассортимента путем подсортировки товаров);

  • транспортировка (обеспечивает ритмичность и гарантию доставки товаров в розничную сеть небольшими партиями);

  • накопление и хранение (накопление временного интервала между различными сезонами);

  • организация товародвижения (преодоление пространства, когда поставщик-производитель и предприятие розничной торговли находятся на достаточном расстоянии, а отгрузка осуществляется крупными партиями (в то время как оптовое предприятие централизованно доставляет товары предприятиям розничной торговли небольшими партиями);

  • контроль (обеспечение качества товаров, поставляемых на розничное предприятие);

  • регулирование рынка (выравнивание цен за счет закупок большого количества товаров и получения значительных скидок на приобретенные товары);

  • кредит (финансирование предприятий розничной торговли, когда поставка товаров осуществляется без оплаты и существует временной интервал между поставкой и оплатой);

  • маркетинговая (исследование и освоение рынка с помощью рекламы, маркетинга, системы ценообразования за счет привлекательной упаковки товаров и т.д.).

Данные функции представлены также на схеме (рис. 1).

Рис. 1 – Функции оптовой торговли

Функции оптовой торговли на микроуровне трансформируются в разнообразные функции оптовых торговых предприятий.

Функции оптовой торговли по отношению к поставщикам:

  • концентрация коммерческой деятельности;

  • поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

  • инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

  • минимизация коммерческого риска;

  • маркетинговое исследование рынка.

Функции оптовой торговли по отношению к оптовым покупателям:

  • выявление потребностей и оценка спроса;

  • трансформация промышленного ассортимента в торговый;

  • накопление и хранение товарно-материальных запасов;

  • фасовочно-упаковочная деятельность;

  • доработка, доведение товара до требуемого качества;

  • доведение товаров до розничных торговых предприятий (доставка товаров);

  • финансирование;

  • информационные и консультационные услуги.

Выполнение этих функций составляет основу коммерческой работы оптовой торговли.

Чёткое выполнение данных функций составляет основу коммерческой работы по оптовой продаже товаров.

Существует 3 основных вида оптовых компаний, а также несколько соответствующих подвидов.

1. Оптовики-купцы. Такие компании получают право собственности на продукцию, то есть они являются независимыми коммерческими предприятиями, которые приобретают право собственности на товары, с которыми они имеют дело. На них приходится 50% всей оптовой торговли, как по объему продаж, так и по количеству предприятий. Оптовики-торговцы подразделяются на 2 вида: оптовиков полного цикла обслуживания и ограниченного цикла обслуживания.

Оптовики с полным циклом обслуживания. Выполняйте весь список функций, связанных с обслуживанием клиентов. Во-первых, они покупают продукт, неся ответственность за его дальнейшую реализацию. Товары хранятся на их собственных базах и складах, тем самым освобождая производителей и потребителей этого продукта от этой задачи. В процессе хранения оптовики адаптируют товары к требованиям и желаниям покупателей или преобразуют производственный ассортимент в торговый. Важные функции этих оптовых торговцев включают информационные и посреднические услуги, а также рекламную деятельность.

Дистрибьютор. По сути, это компания, которая закупает продукцию у производителя крупными партиями и поставляет ее розничным торговцам или другим посредникам. Производитель заключает договор с дистрибьютором и поставляет ему свой товар большими партиями. Задача дистрибьютора - найти как можно больше различных точек продаж и обеспечить рост продаж для себя и производителя. Дистрибьютор часто является единственным представителем производителя на определенной территории (регион, район и т.д.) и обеспечивает продвижение продукции, а также гарантийное обслуживание.

Оптовики с ограниченным циклом обслуживания. В отличие от оптовых торговцев с ограниченным циклом обслуживания, эти оптовые торговцы предоставляют гораздо меньше услуг своим клиентам и поставщикам. Существует несколько типов предприятий оптовой торговли с ограниченным набором услуг:

А) Оптовик, торгующий за наличный расчёт и без доставки товара. Он имеет дело с ограниченным ассортиментом ходовых товаров (товаров, которые пользуются большим спросом на рынке и легко продаются), которые он продает мелким розничным торговцам с немедленной оплатой, обычно доверяя им заботу об экспорте купленного. Например, мелкий розничный торговец, который управляет рыбным магазином, как правило, идет к такому оптовику ранним утром, покупает у него несколько ящиков рыбы, сразу же расплачивается, сам отвозит товар в свой магазин и сам его разгружает.

Б) Оптовик-коммивояжер. Он не только реализует товар, но и самостоятельно поставляет его покупателям. Такой торговец занимается ограниченным ассортиментом продуктов кратковременного хранения (молоко, хлеб, закуски и т.д.), которые он продает за наличные, тем самым он сам ходит по супермаркетам, небольшим продуктовым и продуктовым магазинам, ресторанам, заводским кафетериям и гостиницам.

В) Оптовик-организатор. Этот оптовый торговец занимается продажей таких товаров, для которых характерны бестарные перевозки, таких как древесина, тяжелая техника, автомобили и т.д. Такой оптовый торговец не хранит товары на склады и не имеет дела с ними напрямую. Оптовики-организаторы, получив заказ, находят производителя, забирают отгруженную для покупателя продукцию, пока доставка не будет завершена, берут на себя право собственности на товар и все связанные с ним риски. Поскольку оптовики не держат товарных запасов, производители вполне могут сэкономить свои деньги.

Г) Оптовик-консигнант. Они обслуживают розничных торговцев, занимающихся продажей продуктов питания и медикаментов, предлагая им в основном непродовольственные товары. Оптовик-консигнант отправляет в магазин фургон, его представители оборудуют отделы игрушек, недорогих книг, хозяйственных инструментов, косметических и лекарственных средств и так далее. Они сами устанавливают цены на свои товары, улучшают их в случае необходимости, оборудуют витрины внутри магазинов, ведут учет. Оптовики-консигнанты сохраняют за собой право собственности на товары и выставляют счета розничным торговцам только за то, что было приобретено потребителями. Они проводят мало мероприятий по продвижению и стимулированию сбыта, так как в основном занимаются товарами известных компаний, которые уже активно рекламируются.

Д) Оптовик-посылторговец. Это оптовый посредник, который продает товары, рассылая каталоги потенциальным покупателям. Используя каталоги, посылторговец информирует потребителя о перечне ассортимента товаров. После получения заказа от покупателя оптовик отправляет готовую партию товара по почте, автомобилем или другим эффективным видом транспорта.

Посреднические оптовые структуры могут выступать в качестве предприятий-агентов, брокерских предприятий, комиссионеров, консигнаторов и т.д. Они действуют по поручению клиента и в основном за его счет, не имеют права собственности на товары, которые они продают.

2. Агенты и брокеры. Агенты и брокеры отличаются от оптовиков-торговцев двумя показателями: они не берут на себя право собственности на товар и выполняют лишь ограниченное количество функций. Их основная задача - содействовать заключению договоров купли-продажи, с которых они получают комиссионное вознаграждение, обычно от двух до шести процентов от суммы сделки. Часто такие торговцы специализируются только на определенных товарах или клиентах.

Брокер. Это юридическое лицо, которое выполняет посреднические функции между продавцом и покупателем, между страховщиком и страхователем, между судовладельцем и фрахтователем. Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг является лицензированным видом деятельности. Основная задача брокера - свести покупателей с продавцами и помочь им договориться. Брокеру платит тот, кто его привлек. Брокер не хранит товарные запасы, не участвует в финансировании сделок и не принимает на себя никаких рисков.

Брокер нанимается для поиска покупателя на партию товара; он не берет на себя никакого риска, только помогает сторонам вести переговоры.

Агенты. Это лицо, действующее от имени и в интересах производителя или покупателя (потребителя). Он выполняет лишь ограниченное число функций. Агент не принимает на себя право собственности на товар. Его основная функция заключается в содействии процессу купли-продажи.

Агенты представляют либо продавцов, либо покупателей, но на более или менее постоянной основе. Есть агенты, которые занимаются только покупками или только продажами, а также комиссионеры, которые вступают во владение товаром перед его продажей, несут все связанные с ним риски, а после реализации рассчитываются с поставщиком, получая заранее оговоренные комиссионные.

Существует несколько видов агентов:

А) Агенты производителей. Это посредник, который заключает контракты, принимая заказы от имени производителей (их еще называют представителями производителей). Такой агент представляет двух или нескольких производителей взаимодополняющих продуктов. Он заключает официальные письменные соглашения с каждым отдельным производителем относительно ценовой политики, территориальных границ деятельности, порядка передачи заказов, услуг по доставке товаров, гарантий, выдаваемых на эти товары, и размера комиссионных ставок. Он хорошо знаком с ассортиментом продукции каждого производителя и организует продажу его товаров, опираясь на свои широкие контакты с клиентами. К услугам агентов компаний-производителей прибегают при торговле такими товарами, как одежда, мебель и электротовары.

Б) Полномочные агенты по сбыту. Это служащий, нанятый компанией или предпринимателем для контроля или мониторинга распределения своих товаров в определенной сфере. Агенты по сбыту заключают контракты с производителями, получая права на продажу всей продукции, произведенной конкретным производителем. Агент согласовывает все условия договоров между предпринимателем и третьей стороной, при этом самим не являясь участником договора. Он служит как бы отделом сбыта производителя и оказывает значительное влияние на цены, сроки и условия продажи. Его деятельность обычно не ограничивается какими-либо территориальными рамками. Полномочные торговые агенты работают в таких сферах товарного производства, как текстильная промышленность, производство промышленного оборудования, угля, химических веществ и металлов.

В) Агенты по закупкам. Это люди или компании, которые предлагают купить товары или имущество от имени другой стороны. Обычно они оформляют долговременные отношения со своими клиентами и закупают для них необходимые товары, часто получая эти товары, проверяя их качество, организуя складирование и последующую доставку к месту назначения. Эти закупщики обладают обширными знаниями и предоставляют своим покупателям полезную информацию о рынке, а также ищут наиболее подходящие для них товары по самым выгодным ценам.

Г) Оптовики-комиссионеры. Это агенты, которые вступают в физическое владение товарами и самостоятельно заключают сделки на их продажу. Как правило, они не работают на основе долговременных отношений. К их услугам чаще всего прибегают при продаже своей продукции фермеры, которые не хотят самостоятельно продавать продукцию и не являются членами сельскохозяйственных производственных кооперативов. Комиссионный оптовик пригоняет грузовик с товарами на центральный рынок, продает всю партию по самой выгодной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и расходы и передаёт оставшуюся сумму производителю.

3. Оптовые отделения и конторы производителей. Это подразделения фирм, созданные для того, чтобы обойтись без привлечения услуг профессиональных оптовиков. Этот третья основная разновидность оптовой торговли состоит из операций, осуществляемых продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения независимых оптовиков. В этом случае функции оптовика выполняет непосредственно либо розничный торговец, либо производитель продукции. Часто для этой цели в компании формируется специальное структурное подразделение, отдел. Существует два вида предприятий, занимающихся такой деятельностью.

Собственные сбытовые отделения и конторы. Производители нередко приобретают собственные сбытовые отделения и конторы, чтобы держать деятельность по управлению товарными запасами, быту и рекламные мероприятия под более строгим контролем. Отделы сбыта хранят товарные запасы, которые встречаются в таких отраслях, как лесная промышленность, производство автомобильного оборудования и запчастей. Сбытовые конторы не хранят товарныъ запасы и чаще всего встречаются в сфере текстильных и галантерейных товаров. На долю сбытовых отделений и контор приходится около 11% от общего числа оптовых предприятий и 36% от общего оптового оборота.

Различные специализированные оптовые торговцы. Такие торговцы характерны лишь для некоторых отраслей. Это могут быть покупатели сельскохозяйственной продукции у фермеров, шкур пушных зверей у народов Сибири и Крайнего Севера, оптовики-аукционисты и т.д.

Все вышеперечисленные виды оптовых компаний в целом представлены на схеме (рис. 2).

Рис. 2 – Виды оптовых компаний

Оборот оптовой торговли является основным торгово-экономическим показателем. Он характеризует объем продаж продукции предприятиям розничной торговли и общественного питания.

Оптовый товарооборот - это продажа товаров коммерческими предприятиями другим предприятиям, которые используют эти товары либо для последующей продажи, либо для промышленного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.

В результате оптовой торговли товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Другими словами, при оптовом обороте товар продается для последующей переработки или перепродажи.

Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по:

  • назначению;

  • форме организации товародвижения.

Таблица 2

Классификация оптового товарооборота

По назначению

1. Оптовый товарооборот по реализации — это продажа товаров розничным торговцам, предприятиям общественного питания, поставки нерыночным потребителям, на экспорт и безналичный расчет.

2. Внутрисистемный оптовый товарооборот — это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями от имени других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый оборот используется для маневрирования товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.

Таким образом, оптовый товарооборот характеризует процесс прямой оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот — это перемещение товаров между звеньями оптовой торговли.

Сумма двух видов оптового оборота составляет валовой оптовый оборот.

По форме организации товародвижения

1. Складской оптовый товарооборот – это продажа товаров со складов предприятий оптовой торговли.

2. Транзитный оптовый товарооборот – это поставка товаров производителями непосредственно в розничную торговлю, минуя складские звенья.

Транзитный оптовый товарооборот, в свою очередь, подразделяется на:

- транзитный товарооборот без участия в расчётах (организованный);

- транзитный товарооборот с участия в расчётах.

Другими словами., торговая компания участвует в этом процессе либо как посредник, который получает комиссионное вознаграждение за организацию перемещения товаров, либо как сотрудник, оплативший стоимость товара.

Сумма складского и транзитного оборота с участием в расчетах составляет оптовый оборот с участием в расчетах.

Список использованных источников

Нормативные документы

1.1 ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст)

1.2 Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция)

Учебные пособия и монографии

2.1 Александров, Ю.Л. Оптовый товарооборот: текст лекции / Ю.Л. Александров; Краснояр. гос. торг. экон. ин – т. - Красноярск, 2021.

2.2 Диксон П.Р. Управление маркетингом / П.Р. Диксон. - М.: БИНОМ, 2020.

2.3 Диянова, С. Н. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебное пособие / С.Н. Диянова, Н.И. Денисова. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021. — 384 с. - ISBN 978-5-9776-0241-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1067398

2.4 Иванов, Г. Г. Оптовая торговля: учебное пособие / Г. Г. Иванов, А. Ф. Никишин, С. С. Шипилова. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. — 96 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-8199-0554-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1844300

2.5 Лифиц М.М. Экономика и организация продажи / М.М. Лифиц, Г.Л. Рубинштейн. - М.: Экономика, 2020.

2.6 Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк, В. В. Лукашевич; под ред. д.э.н., проф. Т. Н. Парамоновой. — 2-e изд., стер. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. — 282 с.

2.7 Организация торговли: Учебник / О. В. Памбухчиянц. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. — 296 с.

2.8 Основы коммерческой деятельности: Учебник / О. В. Памбухчиянц. — 2-е изд., стер. — М.: Издатель- ско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 284 с.

2.9 Щур, Денис Леонидович, Основы торговли. Оптовая торговля: справ. рук., гл. бухгалтера и юриста, 3-е изд., перераб. и доп.

Просмотров работы: 65