ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Скорозвон К.Н. 1, Матвеева Н.В. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития мирового общества остро стоит вопрос развития гибких навыков и компетенций обучающихся в процессе получения ими среднего или высшего образования. Стремительные изменения в геополитике, экономике и культурном ракурсе требуют от личности умения быстро адаптироваться к вновь возникающим обстоятельствам, готовности справляться с многозадачностью, сложностью и непредсказуемостью современного мира. Рост конкурентоспособности, успеха и благополучия личности определяется способностью к творчеству в самом широком контексте, возможностью вести конструктивный диалог с людьми разных культур и национальностей. Достижению этой цели может способствовать формирование и развитие межкультурной, креативной, полилингвальной компетенции.

В настоящее время полилингвальное образование педагогической общественностью рассматривается как целенаправленный процесс приобщения подрастающего поколения к мировой культуре средствами нескольких языков, когда каждый из изучаемых языков выступает в качестве способа постижения сферы специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных народов.

Полилингвальное обучение способствует освоению традиций родной, российской и мировой культур и культурно-исторического наследия; формированию готовности к межкультурной коммуникации, созидательной и ответственной позиции по отношению к миру, уважения к другим людям, народам, культурам; активному взаимодействию с представителями различных культур при сохранении собственной идентичности [1].

Именно поэтому в современном обществе полилингвальная модель образования, формирование поликультурной личности, владеющей несколькими языками, является одним из важных направлений образовательного пространства. Полилингвизм, характеризует людей, свободно владеющих всеми языками, или тех, кто активно использует более одного языка, даже если они не достигли свободного владения всеми из них. Это люди, которые могут при необходимости переключаться с одного языка на другой, говорят на одном языке и понимают при этом другой и могут выступать посредниками между людьми, не имеющими общего языка. [2]

Принципы полилингвального образования. В Установочном документе ЮНЕСКО «Образование в многоязычном мире», принятом ООН в 2002 г., представлен свод руководящих принципов, относящихся к вопросам развития языков и становления многоязычного образования в XXI в. Руководящие принципы составлены на основе ранее принятых ЮНЕСКО деклараций и рекомендаций и отражают существующее многообразие подходов стран-членов ООН. Эти руководящие принципы подразделяются на несколько групп.

1. Основополагающим принципом многоязычного образования выступает принцип обучения на родном языке, как одно из средств повышения качества образования. Международное исследование, посвященное языкам мира, подтверждает вывод о том, что обучение на родном языке способствует пол-ному овладению первым языком, твердому освоению второго языка, достижению хорошей успеваемости по школьным предметам. Поэтому обучение в школе начинается, как правило, на родном языке. Обучение на родном языке должно включать в себя как изучение самого языка, так и преподавание предметов на этом языке.

2. Ведущим в организации билингвального образования выступает принцип пошаговой реализации двуязычия, который реализуется путем:

1) введения второго языка в качестве предмета изучения в более раннем возрасте;

2) использования второго языка как средство обучения в начальной школе;

3) планомерного увеличения количества часов на изучение и преподавание второго языка;

4) перехода к преподаванию отдельных предметов на втором языке только после достаточного овладения учащимися этим языком;

5) использования двух языков (родного и второго) в образовательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе, вплоть до поступления в университет.

3. Принцип овладения тремя языками к моменту окончания школы выступает как одно из средств содействия обеспечению социального равенства в мире. Владение тремя языками должно стать обычной нормой в XXI в. Под выражением «владение языком» подразумевается наличие умения общаться на языке: высказывать устно и письменно любую мысль так, чтобы её поняли носители языка.

В совокупности полилингвальная, межкультурная и креативная компетенции формируют личностные характеристики и когнитивные навыки, лежащие в основе адаптивности. Системная адаптация - это сочетание внешней и внутренней активной адаптации, способность формировать активно преобразующие связи с окружающей средой, анализировать текущие социальные и психологические ситуации.

Итак, молодому поколению необходимо усвоить, что полилингвальный выпускник конкурентоспособен, если он владеет продуктивным полилингвизмом. Наряду с информационной и коммуникативной компетенциями, сегодня поликультурность определена мировым образовательным сообществом как базовая компетенция образования и одной из главных направлений формирования мирового образовательного пространства. Полилингвальность – веление времени, полиязычным быть престижно. Всё это предполагает толерантное отношение к языковым и культурным различиям, сформирует у обучающихся культуру межнационального общения.

Список использованных источников

1. Иксанова Р.М., Киреева З.Р., Хабибуллина З.А., Абдюшева С.А. Опыт внедрения полилингвальной модели поликультурного образования в субъектах Северо-Кавказского Федерального округа // Современные проблемы науки и образования. – 2021.

2. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Strasbourg, FR: Council of Europe, 2018. P .273

3. Kharkhurin A. V. Plurilingual Creativity: A new framework for research in multilingual and creative practices. Routledge Handbook of Plurilingual Language Education, London. UK: Routledge, 2021. P. 225–244.

Просмотров работы: 193