Современные условия, которые модернизируют системы образования России, влекут за собой решения такой задачи как формирование компетенций, способствующих успешной самореализации учащихся в обучении и дальнейшей трудовой деятельности. Одним из успешных механизмов достижения хорошего результата обучения у обучающихся, является интеграция урочной и внеурочной форм работы, в частности и при обучении математике.
Наиболее эффективным способом повышения развития, выявления способностей и интересов у обучающихся являются предметные олимпиады.
Отличие задач олимпиады от обычных задач учебного курса математики заключается в том, что для их решения, порой, нужно найти непредсказуемый и небанальный подход.
На выполнение олимпиадных задач отводится строго определенное количество времени, в качестве заданий предлагаются не задачи обязательного или повышенного уровня (по школьным меркам), а задания нестандартные.
Каждая олимпиадная задача имеет определённую сложность. Именно сложность задачи является объективной её характеристикой, которая определяется её структурой [11]. Сложность задачи зависит от:
1. Размера данных (количества определений, взглядов и т.п.), требуемого для ее решения;
2. Количества сведений в задаче;
3. Числа взаимосвязей между ними;
4. Количества всевозможных выводов из условия задачи;
5. Количества взаимопроникновения при решении задачи;
6. Длины размышлений при её решении;
7. Общего числа шагов решения, привлеченных аргументов и т.д.
Задания школьного этапа олимпиады должны удовлетворять следующим требованиям:
Задачи не должны носить характер обыденной простой задачи, подобной обычной контрольной работе по различным темам школьной математики. Большая часть заданий должна включать в себя элементы (научного) творчества;
Задания олимпиады должны содержать задачи по уже пройденным ранее темам хотя бы по одному из базовых учебников по математике, алгебре и геометрии в соответствующем классе к моменту проведения олимпиады;
Задачи обязательно должны быть различного уровня сложности, для того чтобы каждый обучающийся смог решить хотя бы базовые задания, а также чтобы по итогам олимпиады можно было выявить наиболее сильных учеников. Желательно, чтобы с первым заданием успешно справлялись не менее 70% участников, со вторым – около 50%, с третьим –20%-30%, а с последними – лучшие из участников олимпиады;
Формулировки задач должны быть запоминающимися и интересными;
Условия задачи должно быть чётко, корректно и понятно сформулировано. В формулировке заданий не должно быть терминов и понятий, которые по возрастным критериям ещё не знакомы обучающимся;
Каждый вариант олимпиады должен содержать в себе по 4-6 задач. Среди задач, по возможности, должны присутствовать все разделы школьной математики: арифметика, алгебра, геометрия. А также, логические задачи (4-6 классы) и комбинаторика.
Таким образом, для 6 классов в перечень заданий рекомендуется включить задачи по арифметике, логические задачи, задачи по наглядной геометрии, задачи с использованием понятия четности.
Примеры заданий городской олимпиады по математике для 6 класса 2021/22 учебного года представлены в таблице 1 [14].
Таблица 1 – Заданий городской олимпиады по математике для 6 класса
Номер задания |
Примечание |
Условие задания |
Задание № 1 |
По мотивам задачи Всероссийской олимпиады школьников, 1 этап, 2019-2020 уч. год. |
На занятии по робототехнике ребята создали модель, которая выжигает линии на дощечке. Петя нанёс на дощечку прямоугольник 3 × 5, разлинованный по клеткам 1 × 1. На выжигание всего прямоугольника робот потратил 19 минут. Сколько минут потребуется, чтобы выжечь все линии разлинованного по клеткам квадрата 6 × 6? Скорость выжигания линий считать постоянной. |
Задание № 2 |
Фольклор |
Найдите значение выражения 2022-2020+2018-2016+...+6-4+2 |
Задание № 3 |
По мотивам задачи кружка Малого мехмата МГУ, 1999-2000 уч. год. |
На олимпиаду по математике пришло 60 человек: пятиклассники, шестиклассники, и, возможно, родители. Общее количество шестиклассников в 4 раза меньше числа пятиклассников. Общее число девочек в 7 раз больше общего числа мальчиков. Сколько пришло родителей? |
Задание № 4 |
По мотивам задачи кружка Малого мехмата МГУ, 2013-2014 уч. год. |
Найдите площадь данной фигуры. В ответ запишите количество клеток. |
Задание № 5 |
По мотивам задачи №277 книги «Сказки и подсказки». Автор Козлова Е.Г. |
Одна из пяти сестёр испекла маме торт.
Мама знает, что трое из ее дочерей всегда говорят правду. Кто испёк торт? |
Задание № 6 |
Фольклор |
Дрессировщик кошек Володя хотел, чтобы после выступления на сцене все его подопечные построились в ряды. Сначала Володя построил кошек в 4 ряда, при этом кошка Маруся осталась лишней. Тогда он построил в 5 рядов, и снова Маруся осталась лишней. Когда же кошке Марусе не нашлось места и в 6 рядах, дрессировщик решил, что она не будет в этот раз выступать. Кошка Маруся загрустила. Немного подумав, Володя решил, что если выстроить кошек в 7 рядов, то никого лишнего не останется. Какое наименьшее количество подопечных могло быть у дрессировщика? |
Задание № 7 |
По мотивам задачи книги «Логические задачи». Авторы Раскина И.В., Шноль Д.Э. |
На острове живут рыцари, которые всегда говорят правду, и лжецы, которые всегда лгут. Когда на площади собралось 200 аборигенов, путешественник решил узнать, сколько среди них рыцарей и сколько лжецов. Он задавал всем пришедшим один и тот же вопрос: «Кого здесь больше, не считая вас самих: рыцарей или лжецов»? После того, как все 200 ответили ему «лжецов», путешественник прекратил опрос. Сколько рыцарей собралось на площади? |
Задание № 8 |
По мотивам задачи Новосибирской региональной открытой устной олимпиады школьников, 2017 г. |
Однажды Илья сказал Кате: «Я загадал такие три числа, что их произведение равно 72, а сумма ― твоему возрасту. Угадай, что за числа я загадал?». Катя, подумав немного, ответила: «Я не могу угадать наверняка!». Тогда Илья добавил: «Одно из этих чисел больше двух других». И Катя тут же назвала все три числа. Сколько лет Кате? |
Критерии оценивания: точное совпадение ответа — 1 балл за каждое задание.
Задания олимпиады должны составляться из разных источников, это необходимо для того, чтобы не допустить наличие всех знакомых для ученика задач в одном варианте. Предпочтительно использование различных источников, незнакомых участникам Олимпиады, либо включение в варианты новых задач.
Список литературы
Алексеева Г. И. Из истории становления и развития математических олимпиад: опыт и проблемы: Дисс. канд. пед. наук. – Якутск, 2002. 144 с.
Бегунец А. В. Олимпиада «Ломоносов» по математике. – М. : Издательство ЦПИ при механико-математическом факультете МГУ, 2008.
Виленкин Н. Я. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений // Н. Я. Виленкин, В. И., Жохов, А. С., Чесноков, С. И. Швацбурд. 25-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2009. 288 с.
Гусев В. А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы / В. А. Гусев. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 456 с.
Дробышев Ю. А., Дробышева И. В. Математические олимпиады как средство развития исследовательских способностей, обучающихся: учебно-методическое пособие / Ю. А. Дробышев, И. В. Дробышева. Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2015. С. 208.
Организация и проведение школьных олимпиад как механизм обеспечения индивидуальных образовательных достижений. URL: https://doc4web.ru/pedagogika/programma-speckursa-podgotovka-uchaschihsya-k-olimpiade-po-matem.html/ (дата обращения 9.12.2023)
Мерзляк А. Г. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2014. 304 с.
Математика. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. / С. М. Никольский Никольский С. М. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений [и др.] ; М.: Просвещение, 2012. 256 с.
Петраков И. С. Математические олимпиады школьников. М.: Просвещение, 1982. 385 с.
Разбор заданий городской олимпиады по математике для 6 класса 2021/22 учебный год. URL: https://ctrigo.ru/pic/f-3115.pdf (дата обращения 17.12.2023).