Идеомоторная тренировка- это мысленное представление движений.Сущность идеомоторной тренировки в следующем. Представляя движение, спортсмен как бы видит себя со стороны. Способность видеть себя со стороны является немалым преимуществом для совершенствования техники спортсмена в процессе тренировки.
Очень важно для спортсмена иметь в своем арсенале способность к развитию и совершенствованию тех ощущений, которые соответствуют выполнению определенной деятельности. Многие тренеры помогают своим воспитанникам заблаговременно вывести на необходимый уровень напряжение соответствующих мышечных групп. Спортсмены, которым необходимо повысить свой эмоциональный настрой перед выходом на старт, стараются представить себя в ответственных соревновательных ситуациях. Те же спортсмены, кому, наоборот, надо снять излишнее напряжение, стремятся увидеть себя отдыхающими или выполняющими упражнения в спокойных условиях [4, 1].
Бег с барьерами (барьерный бег) — легкоатлетическая дисциплина, в которой спортсмены соревнуются в спринтерских видах бега, преодолевая барьеры. Эта дисциплина требует четко отработанной и поставленной техники.
Внедрение идеомоторной тренировки для совершенствования техники квалифицированных спортсменов в беге с барьерами является важной частью их тренировочного процесса.
Одни спортсмены находят, что идеомоторная тренировка полезна, другие, напротив, не только не умеют ее использовать, но и уверены, что она мешает им, отнимает их время. Причиной разочарования таких спортсменов в эффективности ее применения в тренировочном и соревновательном процессе является не сама ее сущность, а лишь неправильное применение данного метода [2].
Для понимания сущности идеомоторной тренировки нужно определить разницу между мысленным представлением движений и обычным процессом образных представлений человека. Идеомоторная тренировка включает тщательное целенаправленное изучение и повторение одного образа при целой серии представлений.
Техническое мастерство спортсмена во многом зависит от того, как он умеет пользоваться закономерностями, которым подчиняется процесс представления [4].
Закономерности:
1.Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее выполняемое движение.
2.Идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения связан с мышечно- двигательными ощущениями спортсмена.
3.Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, когда они облекаются в точные словесные формулировки.
4.При разучивании нового движения надо представлять его исполнение в замедленном темпе.
5.При овладении новым движением следует представлять его в той позе, которая близка к реальному выполнению этого движения.
6.Во время идеомоторного представления движения оно начинает осуществляться настолько сильно и явственно, что спортсмен начинает невольно двигаться.
7.Перед выполнением упражнения не следует думать о конечном результате [4, 1].
Процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, индивидуализации. Кроме них необходимо учитывать и следующие специальные принципы:
1.Принцип мотивированной заинтересованности, предполагающий привитие спортсменам серьезного отношения к методу.
2.Принцип универсальной эффективности. Идеомоторная подготовка эффективна во многих аспектах: обучении технике, настройке на выступление, воспитании творческого отношения к тренировочному процессу.
3.Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными.
4.Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия по этому методу не дают результата. Это происходит из-за отсутствия программ представления движения и связей в коре головного мозга.
5.Принцип индивидуальности. Варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуально- психологических различий спортсмена. Спортсмены с сильной нервной системой обычно начинают идеомоторные выполнения движения непосредственно перед стартом. Со слабой нервной системой проделывают это намного раньше, и используют ее чаще и намного эффективнее.
6.Принцип содержательной эффективности. Наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в мышечно- двигательных образах основных опорных точках техники.
7.Принцип вербализации. Проговаривание или четкое словесное обозначение основных моментов действия усиливает тренирующий эффект представления движения.
8.Принцип дозирования. Целесообразно мысленно повторять задание 5 раз, а сложные задания- однократно [4, 1].
1.2 Методика подготовки квалифицированных спортсменов в беге с барьерами с применением идеомоторной тренировки
1-я задача. Совершенствование техники преодоления барьера.
Средства:
Стоя лицом к стенке на расстоянии 1,1–1,5 м, имитировать работу рук с одновременным подниманием бедра маховой ноги и последующим выбрасыванием голени пяткой вперёд;
стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии 0,9–1,2 м сбоку барьера, держаться за жердь на уровне груди, переносить толчковую ногу через барьер;
переход барьера или нескольких барьеров, поставленных на небольшом (2–3 м) расстоянии друг от друга;
то же в медленном беге с высоким подниманием бедра и незначительным продвижением вперёд;
преодоление учебных барьеров в медленном темпе.
Методические указания: перед выполнением упражнений спортсмен мысленно представляет образ движения, который связан с его мышечно-двигательными ощущениями. Во время визуализации следит за синхронностью действий маховой и толчковой ноги, за активным продвижением таза вперед [3, 5].
2-я задача. Совершенствование бега между барьерами с преодолением препятствий.
Средства:
те же, что и при решении 1-й задачи, но с увеличением расстояния и высоты барьеров;
бег сбоку барьеров в три шага;
бег с барьерами в три шага при их сближенной расстановке.
Методические указания: перед выполнением упражнений спортсмен мысленно представляет образ движения, который связан с его мышечно-двигательными ощущениями. Во время визуализации следит за активным входом на барьер, непрерывностью перехода в беге после схода с барьера, отсутствием прыжкообразного бега между барьерами [3, 5].
3-я задача. Совершенствование техники бега с низкого старта.
Средства:
специальные упражнения барьериста;
бег с низкого старта сбоку от барьера;
бег с низкого старта с преодолением 1–3 барьеров;
пробегание полной соревновательной дистанции.
Методические указания: специальные упражнения должны быть подобраны индивидуально, их многократное повторение должно сочетаться с пробеганием барьерной дистанции.Перед выполнением упражнений спортсмен мысленно представляет образ движения, который связан с его мышечно-двигательными ощущениями. Во время визуализации следит за ритмом бега между барьерами в соответствии с естественным шагом в гладком беге, а также за преодолением барьеров на повороте. Мысленное представление сложных моментов в технике следует выполнять в замедленном темпе.
Основные ошибки при преодолении барьера.
1. Отталкивание производится слишком далеко от первого барьера.
Причины: первые шаги со старта слишком короткие; слишком пассивные действия рук [3, 5].
Исправление:
активнее оттолкнуться от стартовых колодок и увеличить длину первого шага;
увеличить амплитуду движений рук в процессе разбега;
мысленное представление правильного выполнения активного входа на барьер.
2. Барьерист преодолевает барьер слишком высоко.
Причины: спортсмен подходит слишком близко к барьеру при отталкивании; стопа толчковой ноги ставится на пятку и слишком далеко от проекции центра тяжести [3,5].
Исправление:
спортсмен должен активнее проводить стартовый разбег;
следует несколько сократить длину шагов, ускоряя бег;
при отталкивании на барьер необходимо ставить толчковую ногу не на плоскую стопу;
наклон туловища при отталкивании на барьер для эффективной атаки барьера должен быть большим по сравнению со спринтерским бегом;
не подседать перед барьером;
проговаривание или четкое словесное обозначение основных моментов действий в технике, где у спортсмена прослеживается ошибка.
3. Спортсмен задевает толчковой ногой барьер.
Причина: спортсмен перепрыгивает через барьер, а не перебегает через него [3, 5].
Исправление:
при отталкивании нога должна быстро перемещаться вперёд с активным сокращением мышц бедра;
усиленное представление правильно выполненного движения с акцентом на основные опорные точки техники, при котором мысленный образ движения связан с мышечно-двигательными ощущениями спортсмена.
4. Спортсмен теряет баланс при сходе с барьера
Причины: рука и противоположная ей толчковая нога движутся не параллельно; маховая нога не ставится активно на поверхность дорожки [3, 5].
Исправление:
использовать упражнения, позволяющие спортсмену двигаться строго вперёд;
движения рук выполнять вперёд-назад, не разводя рук в стороны;
следует перемещаться близко над барьером;
спортсмен должен опускать маховую ногу после того, как центр тяжести пройдёт над барьером;
использовать мысленное воспроизведение, при котором мысленный образ связан с координационными ощущениями правильного схода с барьера.
5. Спортсмен ударяется о барьер.
Причины: потеря ритма; слишком близкий подход к барьеру; потеря концентрации [3,5].
Исправление:
спортсмен, преодолевая дистанцию, не должен менять технику бега;
за 15 м до барьера спортсмен должен смотреть на него и агрессивно перемещаться к нему;
концентрироваться на ритме бега между барьерами;
использование мысленного воспроизведения в замедленном темпе, там где фиксируется ошибка спортсмена.
В результате анализа литературы, выявлено, что идеомоторная тренировка подходит квалифицированным спортсменам, как средство эффективного улучшения техники в беге с барьерами.
Список литературы
Белкин А.А. Идеомоторная тренировка в спорте / А. А. Белкин. – Москва: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с. : ил. – (Наука – спорту. Психология). – Библиогр. : с. 122-127. – 0.50.
Найдиффер Р .М. Психология соревнующегося спортсмена[Текст] : [Пер. с англ.] / [Предисл. А. В. Родионова]. – Москва: Физкультура и спорт, 1979. – 224 с. : граф. ; 20 см.
Жилкин А. В. Легкая атлетика :Учебное пособие для студентов факультет физической культуры высших педагогических учебных заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. – Москва : Издательский центр «Академиям», 2003. – 463, [1] с. : ил. ; 22 см. – (Высшее образование) ; ISBN 576951146X.
Гаязова А.Ф. Идеомоторная тренировка в спорте. [Электронный ресурс] // Башкирский государственный университет: реферат. – 2018. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/7488749/ (дата обращения 13.12.2023).
Кобринский М. Е. Легкая атлетика : учебник / М. Е. Кобринский, Т. П. Юшкевич, А. Н. Конников. – Минск : Тесей, 2005. – 336 с. ; ISBN 985-463-194-X.