Теория и практика физического воспитания и спорта показывает, что существует категория способностей, степень развития которых во многом определяет успешность овладения двигательными навыками, независимо от их содержания. Данные способности, ранее обозначавшиеся понятием «ловкость», в современной науке определяются как координационные[5].
Период обучения в школе - это время интенсивного формирования и развития организма ребенка, который чутко реагирует на условия и факторы, влияющие на уровень его здоровья.
Двигательную сферу школьника образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет. Развитие физических качеств, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья[5].
Координационные способности – это объединение физиологических, морфологических, психологических элементов организма. Для воспитания координационных способностей основным средством являются физические упражнения. Развитие координационных способностей соответствует двигательному развитию ребёнка и складывается из совокупности формируемых навыков крупной и мелкой моторики. Говоря о крупной моторике, мы имеем в виду способности сохранять равновесие и координировать движения тела. Мелкая моторика - это совокупность движений мелких мышц тела. Значит, уровень моторного функционирования является важным показателем не только физического, но и психического развития ребёнка. Чтобы успешно сформировать сложные и сложно-координированные навыки, ребёнку необходимо освоить базовые двигательные навыки, закладывающие фундамент на будущее. Есть общепринятая очередность формирования навыков крупной и мелкой моторики, отражающая порядок и сроки физического развития детей. Закономерностью этого процесса является то, что навыки каждой стадии развития составляют базис для выработки навыков следующей стадии. Очередность формирования навыков крупной моторики, прежде всего, связана с развитием способности удерживать равновесие и противостоять земному притяжению. Развитие мелкой моторики определяется уровнем развития способности стабилизировать своё тело и перерабатывать сенсорные ощущения[2].
Задачи:
- способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования игровых приемов на развитие координационных способностей.
Высокоэффективными средствами для воспитания координационных способностей для детей служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения по пересеченной местности, бег по песку, ходьба на лыжах, для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой [5].
Ниже предложены игровые приемы по развитию координационных способностей для детей младшего школьного возраста.
Игровые приемы для детей младшего школьного возраста на развитие координационных способностей:
1) Подвижная игра «Пятнашки».
Площадка: спортивный зал.
Цель: совершенствование координационных способностей применительно к циклическим локомоциям.
Ход игры:
Дети находятся в разных местах площадки (границы обозначает учитель). Назначенный воспитателем или выбранный детьми пятнашка (водящий), становится на середине площадки.
После сигнала воспитателя: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка запятнает всех игроков или когда истечет, обозначенное учителем время.
При повторении игры выбирается новый пятнашка. Если пятнашка не может поймать никого из играющих, учитель должен назначить другого водящего.
2) «Прыжки через скакалку».
Площадка: спортивный зал.
Цель: совершенствование координационных способностей применительно к циклическим локомоциям.
Материалы и оборудование: скакалка.
Ход игры. Двое участников держат за концы веревку и равномерно крутят ее в сторону стоящих детей, которые стоят в кругу, а те поочередно прыгают через скакалку, не задевая ее. Кто заденет, становится крутить скакалку.
3) Подвижная игра «День и ночь».
Цель — общее физическое развитие, совершенствование спортивных навыков.
Задачи:
- Тренировка двигательной активности;
- Улучшение координации движений, скорости физической реакции, ловкости;
- Развитие концентрации внимания, сосредоточенности;
- Воспитание умения действовать в коллективе, соблюдать правила, избегать конфликтов;
- Улучшение эмоционального состояния.
Правила подвижной игры «День и ночь».
Игра групповая или подгрупповая. Первым делом необходимо выбрать водящего. На первом этапе им может стать педагог, чтобы ребята поняли принцип проведения игры. Перед началом игры рекомендуется побеседовать с дошколятами на тему того, что день — это активное время суток, когда люди занимаются своими повседневными делами, а ночь — это время, когда положено отдыхать, когда нельзя шуметь.
Водящий становится перед остальными игроками, поворачивается на 180°, чтобы не видеть их, и говорит: «День». Услышав это слово, ребята начинают активно двигаться любыми способами: бегать, пританцовывать, прыгать. Рекомендуется включить бодрую музыку. Главное — дошколята не должны стоять на месте.
Внезапно водящий говорит: «Ночь». В это же мгновение ребята должны остановиться, замерев в той позе, которую они до этого приняли. Это будет означать, что игроки «заснули». Водящий поворачивается к игрокам, внимательно их разглядывает. Если он замечает, что какой-то игрок не устоял в своей позе, шевельнулся, то указывает на него. Пошевелившийся игрок либо выбывает из игрового этапа, если количества играющих ребят достаточно, либо заменяет водящего.
Нюанс музыкальной подвижной игры «День и ночь» в том, что игроки могут обхитрить водящего. Обычно ребята замирают с разных сторон от водящего, и у него просто не хватает угла обзора, чтобы следить одновременно за всеми. Когда водящий смотрит в другую сторону, игроки, оказывающиеся позади него, могут тайком двигаться. Так рисковать дошколятам обычно очень нравится. А еще один игрок может тайком смешить другого, корчить рожицы, чтобы второй, не удержавшись от смеха, проиграл. Водящий тоже может хитрить: говорить слова «ночь» и «день» не поочередно, а в хаотичной последовательности, тем самым запутывая ребят.
4) Подвижная игра «Совушка» (Ю.Ф. Курамшин).
Цель: развитие статокинетической устойчивости. Ход игры. Из числа играющих выбирается «совушка». Ее гнездо—в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде. По сигналу ведущего: «День наступает, все оживает!» — дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: «Ночь наступает, все замирает — сова вылетает!» — играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трех играющих. Затем «совушка» опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего — поймавшего большее количество игроков. «Совушке» запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному — вырываться. После двух-трех выходов «совушки» на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.
5) Подвижная игра «Пустое место» (В.Ф. Мишенькина,И.А. Рогов, А.А. Гераськин, О.С. Шалаев).
Цель: совершенствование координационных способностей применительно к циклическим и ациклическим локомоциям.
Ход игры. Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:
Вокруг домика хожу и в окошечки гляжу,
К одному я подойду и тихонько постучу.
После слова «Постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в впереди спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу; опоздавший становится водящим, и игра продолжается.
6) Подвижная игра «Волки во рву» (Г.Н. Васильков).
Цель: совершенствование координационных способностей применительно к циклическим и ациклическим локомоциям.
Ход игры. Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70—100 см одна от другой. Это коридор — ров. Его можно обозначить не совсем параллельными линиями; с одной стороны — уже, а с другой — шире. Двое водящих — «волки» — становятся во рву; остальные играющие — «козлята» — размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой ее стороне линией обозначается пастбище. По сигналу «козлята» бегут из дому в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются осалить как можно больше «козлят», за что «волкам» начисляются выигрышные очки. Пойманные «козлята» не выбывают из игры. После 3—4 перебежек (по договоренности) выбираются новые «волки» и игра повторяется. Выигрывают «козлята», не пойманные ни разу, и те «волки», которые набрали большее количество очков.
Заключение: Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
Список использованных источников
1. Былеева Л. В. Подвижные игры: учебник / Л. В. Былеева. – Москва: Физическая культура. -2008.-288 с.
2. Ильин, Е. П. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления [Текст]/ Е. П. Ильин [и др.]//Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта.- Санкт-Петербург, 2008. - Вып. 1 (35) - с. 35-38.
3. Капустин, А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности / А. Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2016 - №: 1 - с.15-19.
4. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст]/ И.В. Лях.- Москва : ТВТ Дивизион, 2006 - 290с.
5. Пенькова, И. В. Особенности физического воспитания детей / И. В. Пенькова, Н. В. Карпова, С. В. Шмелева // Редакционная коллегия. – 2017 – С. 281.