Исследование влияния проигрыша соревнований на эмоциональное состояние у подростков 14-16 лет - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Исследование влияния проигрыша соревнований на эмоциональное состояние у подростков 14-16 лет

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исследование влияния проигрыша соревнований на эмоциональное состояние подростков 14-16 лет является важным направлением в области психологии и физиологии. Это связано с тем, что спортивные соревнования являются неотъемлемой частью жизни многих подростков, занимающихся спортом, и их результаты могут оказывать значительное влияние на эмоциональное и физическое состояние [1].

Одним из главных аспектов исследования является изучение реакции нервной системы на проигрыш. В ответ на проигрыш, нервная система может активироваться, что приводит к увеличению уровня стрессовых гормонов (кортизол, адреналин и норадреналин) в крови. Это может привести к повышению артериального давления, ускорению сердечного ритма и дыхания, а также к изменению работы желудочно-кишечного тракта [2].

Кроме того, проигрыш может вызвать мысли о неудаче и низкой самооценке, что может привести к депрессии и другим психологическим проблемам. Некоторые люди могут испытывать чувство вины или обиды на себя за проигрыш, что также может негативно сказаться на их эмоциональном состоянии [1].

Однако не все люди реагируют на проигрыш одинаково. Некоторые могут быть более устойчивыми к стрессу и разочарованию, в то время как другие могут испытывать более сильные эмоциональные реакции. Также, реакция на проигрыш может зависеть от того, насколько человек был подготовлен к соревнованию и насколько он ожидал успеха, а также от индивидуальных особенностей человека. Важно помнить, что здоровый подход к соревнованиям должен включать умение принимать поражение и извлекать уроки из неудач [1].

Для того чтобы понять как подростки относятся к поражению на соревнованиях, было проведено анкетирование среди спортсменов различных спортивных школ через ГУГЛформы. Всего в опросе приняло участие 54 человека из таких спортивных школ, как СШОР "Самотлор" г. Нижневартоск, ДЮСШ г. Лангепас, ДЮСШ г. Верхний Уфалей. Вопросы в анкете касались как эмоций, испытываемых сразу после проигрыша, так и через несколько дней.

Результаты анкетного опроса представлены в таблице (табл. 1).

Таблица 1 – Результаты анкетного опроса по проблеме эмоционального состояния после проигрыша на соревнованиях спортсменов

Вопросы

Варианты ответа

Процент проголосовавших

  1. Какие эмоции вы испытываете чаще всего после проигрыша на соревнованиях?

Грусть

29,6

Злость

58,3

Никаких

12

  1. Как вы относитесь к замечаниям тренера сразу после проигрыша?

Негативно

6,5

Нейтрально

64,8

Положительно

28,7

  1. Хотели ли вы перестать заниматься спортом после неудачного выступления на соревнованиях?

Да

5,6

Нет

94,4

В первые минуты после неудачного выступления на соревнованиях кого вы вините в случившемся?

Судью, тренера или обстоятельства

37

Себя

60,2

Никого

2,8

  1. Чувствуете ли вы изменения в своём организме
    (повышение артериального давления, ускорение сердечного ритма и дыхания) после стресса?

Да

46,3

Нет

53,7

Нужна ли вам поддержка после проигрыша на соревнованиях от тренера, родителей или друзей?

Да

63,9

Нет

36,1

  1. Через какое время вам становится легче после проигрыша на соревнованиях?

В первый час

9,3

На следующий день

67,6

Через 2-3 дня

23,1

  1. Делаете ли вы анализ своих ошибок после соревнований?

Да

97,2

Нет

2,8

  1. Как вы относитесь к критике спортсменов из своей команды?

Положительно

90,7

Нейтрально

8,3

Негативно

0,9

Хотелось ли вам начать дополнительно самостоятельно тренироваться после проигрыша на соревнованиях?

Да

58,3

Нет

41,7

В ходе опроса выяснилось, что в целом подростки справляются с негативными эмоциями после проигрыша на соревнованиях, но иногда им нужна поддержка тренера, родителей и друзей. Большей части подростков становилось легче уже на следующий день, соответственно 94% всё равно хотели продолжать заниматься выбранным видом спорта после неудачного выступления. К сожалению, подростки в первую очередь винят себя в допущенных ошибках, из-за чего могут возникнуть проблемы с самооценкой.

В целом, исследование влияния проигрыша соревнований на эмоциональное состояние у подростков 14-16 лет является важным направлением для понимания влияния спорта на здоровье и эмоциональное благополучие подростков. Реакция на проигрыш на соревнованиях может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Некоторые из подростков могут быть более устойчивыми к стрессу, в то время как другие могут испытывать более сильные эмоции. Исследование также может помочь в разработке методов профилактики негативных последствий проигрыша на соревнованиях.

Список литературы:

  1. Долгова В. И. Эмоциональная устойчивость личности : монография / В. И Долгова, Г. Ю. Гольева – Москва : Изд-во «Перо», 2014.–173 с. - ISBN 978-5-91940-929-8 – Текст : непосредственный.

  2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под ред. М. В. Гамезо. - Москва : пед. о-во России, 2003. - 508 с. - ISBN 5-93134-195-1 – Текст : непосредственный.

Просмотров работы: 101