Исследование влияния проигрыша соревнований на эмоциональное состояние подростков 14-16 лет является важным направлением в области психологии и физиологии. Это связано с тем, что спортивные соревнования являются неотъемлемой частью жизни многих подростков, занимающихся спортом, и их результаты могут оказывать значительное влияние на эмоциональное и физическое состояние [1].
Одним из главных аспектов исследования является изучение реакции нервной системы на проигрыш. В ответ на проигрыш, нервная система может активироваться, что приводит к увеличению уровня стрессовых гормонов (кортизол, адреналин и норадреналин) в крови. Это может привести к повышению артериального давления, ускорению сердечного ритма и дыхания, а также к изменению работы желудочно-кишечного тракта [2].
Кроме того, проигрыш может вызвать мысли о неудаче и низкой самооценке, что может привести к депрессии и другим психологическим проблемам. Некоторые люди могут испытывать чувство вины или обиды на себя за проигрыш, что также может негативно сказаться на их эмоциональном состоянии [1].
Однако не все люди реагируют на проигрыш одинаково. Некоторые могут быть более устойчивыми к стрессу и разочарованию, в то время как другие могут испытывать более сильные эмоциональные реакции. Также, реакция на проигрыш может зависеть от того, насколько человек был подготовлен к соревнованию и насколько он ожидал успеха, а также от индивидуальных особенностей человека. Важно помнить, что здоровый подход к соревнованиям должен включать умение принимать поражение и извлекать уроки из неудач [1].
Для того чтобы понять как подростки относятся к поражению на соревнованиях, было проведено анкетирование среди спортсменов различных спортивных школ через ГУГЛформы. Всего в опросе приняло участие 54 человека из таких спортивных школ, как СШОР "Самотлор" г. Нижневартоск, ДЮСШ г. Лангепас, ДЮСШ г. Верхний Уфалей. Вопросы в анкете касались как эмоций, испытываемых сразу после проигрыша, так и через несколько дней.
Результаты анкетного опроса представлены в таблице (табл. 1).
Таблица 1 – Результаты анкетного опроса по проблеме эмоционального состояния после проигрыша на соревнованиях спортсменов
Вопросы |
Варианты ответа |
Процент проголосовавших |
|
Грусть |
29,6 |
Злость |
58,3 |
|
Никаких |
12 |
|
|
Негативно |
6,5 |
Нейтрально |
64,8 |
|
Положительно |
28,7 |
|
|
Да |
5,6 |
Нет |
94,4 |
|
В первые минуты после неудачного выступления на соревнованиях кого вы вините в случившемся? |
Судью, тренера или обстоятельства |
37 |
Себя |
60,2 |
|
Никого |
2,8 |
|
|
Да |
46,3 |
Нет |
53,7 |
|
Нужна ли вам поддержка после проигрыша на соревнованиях от тренера, родителей или друзей? |
Да |
63,9 |
Нет |
36,1 |
|
|
В первый час |
9,3 |
На следующий день |
67,6 |
|
Через 2-3 дня |
23,1 |
|
|
Да |
97,2 |
Нет |
2,8 |
|
|
Положительно |
90,7 |
Нейтрально |
8,3 |
|
Негативно |
0,9 |
|
Хотелось ли вам начать дополнительно самостоятельно тренироваться после проигрыша на соревнованиях? |
Да |
58,3 |
Нет |
41,7 |
В ходе опроса выяснилось, что в целом подростки справляются с негативными эмоциями после проигрыша на соревнованиях, но иногда им нужна поддержка тренера, родителей и друзей. Большей части подростков становилось легче уже на следующий день, соответственно 94% всё равно хотели продолжать заниматься выбранным видом спорта после неудачного выступления. К сожалению, подростки в первую очередь винят себя в допущенных ошибках, из-за чего могут возникнуть проблемы с самооценкой.
В целом, исследование влияния проигрыша соревнований на эмоциональное состояние у подростков 14-16 лет является важным направлением для понимания влияния спорта на здоровье и эмоциональное благополучие подростков. Реакция на проигрыш на соревнованиях может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Некоторые из подростков могут быть более устойчивыми к стрессу, в то время как другие могут испытывать более сильные эмоции. Исследование также может помочь в разработке методов профилактики негативных последствий проигрыша на соревнованиях.
Список литературы:
Долгова В. И. Эмоциональная устойчивость личности : монография / В. И Долгова, Г. Ю. Гольева – Москва : Изд-во «Перо», 2014.–173 с. - ISBN 978-5-91940-929-8 – Текст : непосредственный.
Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под ред. М. В. Гамезо. - Москва : пед. о-во России, 2003. - 508 с. - ISBN 5-93134-195-1 – Текст : непосредственный.