Учебные нагрузки, дедлайны, экзамены — все это может вызывать значительное умственное напряжение у студентов. Как результат, физическое и психическое благополучие может страдать, а организм становится уязвимым и неустойчивым перед стрессом. Повышенный уровень стресса может отрицательно сказываться на здоровье и способности к концентрации. Однако, физическая активность может играть важную роль в укреплении организма студентов и защите их от умственного перенапряжения и стрессовых ситуаций во время сессии.
Цель данной научной статьи - рассмотреть важность физической активности во время сессии для укрепления организма студентов и защиты их от умственного перенапряжения и стресса. Мы исследуем взаимосвязь между физической активностью и эффективностью учебной деятельности, а также предложим практические рекомендации по включению физической активности в повседневную жизнь студентов во время сессии.
Регулярная активность улучшает физическое состояние человека: гибкость, выносливость, улучшает работу легких, печени и сердечно-сосудистой системы. Занятия спортом помогают поддерживать в норме обменвеществ, что способствует положительному влиянию на умственное развитиечеловека. Кроме того, физические нагрузки оказывают благотворное влияниена развитие таких ценных человеческих качеств, как трудолюбие, выдержка,настойчивость, самообладание.Эти качества не позволяют студентубеззаботно относиться к учебному процессу, а также делают его проще. [2, с. 5]
Физические упражнения принимают участие в формировании психофизической устойчивости к различным факторам внешнейсреды (устойчивость внимания, памяти, восприятия и концентрации). Занятия физическими нагрузками помогают проводить профилактические меры против нервных срывов и психоэмоционального переутомления, способствуют повышению
продуктивности учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельностях. [3, с. 2]
Физическая активность играет важную роль в улучшении кровообращения и поставке кислорода к мозгу. Когда мы занимаемся физическими упражнениями, наш сердечно-сосудистый система работает более эффективно, что приводит к увеличению объема крови, переносимому в мозг. Это позволяет доставить больше кислорода и питательных веществ к мозговым клеткам, что способствует их оптимальной работе.
Повышение кислорода и питательных веществ в мозге благотворно влияет на когнитивные функции, такие как память, внимание и концентрация. Многочисленные исследования показывают, что регулярная физическая активность может улучшить способность учиться, запоминать и сосредотачиваться, что особенно важно во время сессии, когда студенты сталкиваются с умственным напряжением и интенсивными требованиями к учебе.
Кроме того, физическая активность стимулирует выработку нейротрансмиттеров, таких как эндорфины и серотонин. Эти химические вещества известны как естественные антидепрессанты и создают ощущение благополучия и повышенного настроения. Повышенный уровень эндорфинов и серотонина, вызванный физической активностью, помогает снизить уровень стресса и улучшить психическое состояние студентов во время сессии.
Не менее важно, что регулярная физическая активность помогает балансировать уровень гормонов стресса, таких как кортизол. Во время стрессовых ситуаций, например, во время сессии, кортизол может быть повышен, что может иметь негативный эффект на здоровье. Физическая активность помогает снизить уровень кортизола, что позволяет справиться с негативными эффектами стресса и улучшить общее самочувствие и психологическую устойчивость студентов.
Регулярные физические нагрузки приводят к функциональному совершенствованию нервной системы, к положительному влиянию на ее состояние, улучшению нервной регуляции функций, что связано с мощным потоком нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему (ЦНС) от органов чувств, воспринимающих информацию от внешних раздражителей, а также с изменениями во внутренней среде организма.Чем больше человек тренируется, тем больше расширяются функциональные возможности организма, движения и действия становятся более точными и синхронизованными.
Нервная система оказывает мощное воздействие на гармоничную работу
сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Функционирование ЦНС зависит от физической активности человека. Доказано, что целенаправленная физическая тренировка приводит к расширению функциональных возможностей центральной нервной системы. [5, с. 2]
Для повышения работоспособности в течение учебного дня целесообразно
использовать так называемые формы физического воспитания – физкультурные
перерывы – то есть выполнение физических упражнений в перерывах между занятиями.
К «малым формам» физической культуры относят:
− утренняя гигиеническая гимнастика, перерывы на физические упражнения;
− микроперерывы с использованием физических упражнений.
Утренняя гигиеническая гимнастика –ускоряетприведение организма в рабочее состояние, усиливает приток крови и лимфы ковсем частях тела, ускоряет дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро выводит продукты разложения, накопленные за ночь. Систематические упражнения улучшают кровообращение, укрепляют нервную, сердечно-сосудистую, и дыхательнуюсистемы, улучшают работу органов пищеварения, способствуют продуктивной деятельности коры головного мозга.
Полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте,
сгибание и выпрямление рук в упоре и так далее) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5 циклов сокращения и сильного напряжения мышц –антагонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.
При длительной интенсивной умственной работе рекомендуется через каждые
30-60 минут использовать позотонические упражнения. Выполнять динамическиеупражнения каждые 2 часа.
Использование «малых форм» физической культуры в учебной деятельности студентов играет существенную роль в улучшении их условий, повышении работоспособности [1, с. 5–6]
Российские исследователи И. Д. Белая и С. Д. Мишнева, фокусируя
внимание на рассмотрении влияния занятий физической культурой на
психическое здоровье студентов, на основании проведенного эксперимента с
участием студентов Уральского Государственного Университета Путей
Сообщения делают вывод о положительном влиянии спорта на эмоциональное
состояние человека. В частности, исследователи разделили студентов на
две группы, участники одной из которых занимались физической культурой какв стенах университета в рамках освоения дисциплины «Физическая культура испорт», так и дополнительно в тренажерном зале. Вторая группа обучающихсяне занималась дополнительно физической активностью вне университета.
Подводя итоги эксперимента, ученые выяснили, что студенты группы, которая занималась спортом дополнительно, отмечали повышение
стрессоустойчивости, снижение уровня раздражительности и развитие
самодисциплины. Кроме того, участники эксперимента отметили, что
физическая активность простимулировала рост мотивации к погружению в
учебный процесс, а также повысила уровень концентрации при выполнении
учебных задач. Вторая группа студентов, которая не занималась спортом вне
стен университета, показала высокий уровень стресса и раздражительности, а
также отмечала проблемы со сном, общую усталость и снижение
работоспособности. [2, с. 5]
Кроме непосредственных физиологических эффектов, физическая активность может также способствовать улучшению сна, что является важным фактором для эффективности учебной деятельности. Хороший сон влияет на качество мышления, память и концентрацию, что способствует более высокой эффективности и лучшим учебным результатам.
Известно, что любая физическая активность приводит к
увеличению обменных процессов в организме. Однако не стоит забывать,
что существенное увеличениеобъёма и интенсивности интеллектуальной и физической активности может вызвать у человека быстрое утомление и
перенапряжение. Вследствие этого может возникнуть замедление скорости
переработки информации, ухудшение памяти и усвоения теоретического
материала. Тем самым, важно не переходить грань при распределении
физической активности на свою жизнь. [4, с. 3–4]
Оптимально подобранный режим физической активности
положительным образом воздействует на психические процессы,
формирование умственной устойчивости к напряденной интеллектуальной
деятельности. Для этого необходимо выполнять различные физические
упражнения оптимальной длительности и интенсивности, что приведет к
повышению умственной работоспособности человека [4, с. 3]
Включение физической активности в расписание студентов во время сессионного периода может существенно способствовать достижению лучшей устойчивости организма к умственным нагрузкам и стрессу. Вот несколько практических рекомендаций для студентов:
1. Регулярные перерывы на физическую активность: необходимо запланировать короткие перерывы на физическую активность в свое расписание, когда предстоит умственная активность. Например, выделять 20–30 минут каждые 1,5–2 часа для небольшой разминки, прогулки или стретчинга. Это поможет очистить ум, повысить энергию и снять напряжение.
2. Соблюдайте активность в течение дня: при необходимости перемещаться пешком или на велосипеде вместо использования общественного транспорта или автомобиля. Это позволит вам получить дополнительную физическую активность в течение дня и сэкономить время на тренировку или занятия спортом.
3. Участие в групповых занятиях: можно присоединиться к спортивным клубам или групповым занятиям по фитнесу, йоге или танцам. Участие в групповых занятиях не только предоставит вам регулярную физическую нагрузку, но и создаст социальные связи и возможность проводить время с единомышленниками.
4. Можно изучить возможности для физической активности, предоставляемые университетом. Многие кампусы имеют спортивные залы, бассейны или спортивные поля, которые вы можете использовать, а также различные спортивные секции по командным видам спорта и тренажерный зал. Можно принять участие в университетских спортивных мероприятиях или клубах для студентов.
5. Осуществляйте тренировки вместе с друзьями: можно заключить договоренность с друзьями или одногруппниками о проведении совместных тренировок. Это не только сделает тренировки более интересными, но и создаст дополнительную поддержку и мотивацию.
6. Уделите должное внимание качественному сну и правильному питанию, чтобы обеспечить восстановление организма после физической активности и сессионных нагрузок. Умеренная физическая активность и здоровый образ жизни исключаются без достаточного отдыха и питания.
Внедрение этих практических рекомендаций поможет студентам во время сессии внести физическую активность в свою рутину и достичь лучшей устойчивости организма к умственным нагрузкам и стрессу. Это приведет к улучшению когнитивных функций, повышению энергии и уровня концентрации, что в конечном итоге отразится на их успеваемости и общем благополучии.
В целом, физическая активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни и имеет прямую связь с психическим благополучием. Поэтому студенты должны включить физическую активность в свою рутину во время сессии, чтобы укрепить организм, защититься от умственного перенапряжения и справиться со стрессовыми ситуациями. Регулярная физическая активность позволит им улучшить свою умственную работоспособность, справиться с сессионным стрессом и достичь большего успеха в учебной деятельности.
Список литературы
Межман Игорь Францевич. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ // Наука-2020. 2021. №7 (52) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskie-uprazhneniya-kak-sredstvo-povysheniya-rabotosposobnosti-studentov-vo-vremya-ekzamenov, свободный. – Загл. с экрана – Яз. рус.
Колосов Григорий Николаевич ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА // E-Scio. 2023. №5 (80) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-na-psihologicheskoe-sostoyanie-cheloveka, свободный. – Загл. с экрана – Яз. рус.
Тюрина А.Е. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ // Вестник науки. 2022. №6 (51). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih-nagruzok-na-psihoemotsionalnoe-sostoyanie-studentov, свободный. – Загл. с экрана – Яз. рус.
Шерматов Г.К. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ // Экономика и социум. 2022. №4–3 (95). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskoy-aktivnosti-na-umstvennye-sposobnosti-studentov, свободный. – Загл. с экрана – Яз. рус.
Попова Анастасия Дмитриевна, Лукьянова Людмила Михайловна ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА // Наука-2020. 2021. №8 (53). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih-nagruzok-na-nervnuyu-sistemu-cheloveka, свободный. – Загл. с экрана – Яз. рус.