Влияние занятий танцами на интеллектуальные способности людей является предметом изучения учёных со всего мира уже много лет. Современные исследователи отмечают благотворное влияние физических нагрузок на умственные способности людей. Это связано с тем, что они непрерывно воздействуют на центральную нервную систему человека. Включаясь в работу, мышечная система приводит человеческий организм к значительным изменениям в нём. Такие нагрузки действуют не выборочно, а комплексно на весь организм тренирующегося. Доказано, что занятия физическими упражнениями и, в частности, танцами повышают умственную активность, ускоряют мыслительные процессы. Из этого следует вывод, что должный уровень физической подготовки напрямую связан с хорошей трудоспособностью и интеллектуальным развитием человека.
На основе научных исследований установлено, что уровень развития интеллектуальных способностей тесно взаимосвязан с двигательной активностью и тренированностью человека. Регулярные физические нагрузки нацеленно воздействуют на мозг тренирующегося и приводят в действие различные его участки. Тренировки, сочетающие в себе силовые упражнения и работу на кардио тренажёре, дают лучшие результаты, по сравнению с обыкновенными нагрузками, поскольку их итогом является не только улучшение физической формы, но и укрепление внимательности, развитие мышления, а также памяти спортсмена [1].
Правильно подобранная физическая нагрузка способствует улучшенной работе различных органов и тканей человеческого организма, а также воздействует на нервные клетки. Посредством этого разветвлённые отростки нейронов - дендриты быстрее развиваются и происходит их разветвление. Интеллектуальные процессы напрямую зависят от их развития. Вместе с тем, занятия физическими упражнениями приводят к выбросу нейромедиаторов, которые уменьшают тревожность и отвечают за создание состояния эйфории [2]. Функционирование человеческого мозга происходит при помощи связей нейронов, которые претерпевают изменения в течение всей жизни индивида в результате умственных и физических нагрузок. Некоторые учёные называют данное явление нейропластичностью. Регулярные занятия спортом оказывают полезное воздействие на нервные клетки мозга, несколько изменяя их. Также следствием влияния физической активности служит образование в организме человека новых нервных клеток.
В настоящее время доказано, что любая физическая активность оказывает влияние на мозг человека, и именно танцы больше всего. Это связано с тем, что при прослушивании приятной музыки люди становятся счастливее, также при выполнении физических упражнений улучшается настроение. От того, что во время танца два этих процесса происходят единовременно, тренирующийся получает прилив сил и испытывает приятные эмоции. Человек приводит в действие своё тело под заданный темп, чувствует ритм и следит за движениями танца. Он учится управлять и руководить своим телом, что требует немалой собранности и координации. На это требуется значительная работа мозга, поскольку необходимо контролировать движения, запоминать их и успевать за темпом музыки.
В процессе танца, человеку приходится принимать решение за считанные мгновения, поскольку от этого зависят последующие передвижения, в итоге задействуются различные отделы мозга, отвечающие за осуществление эмоциональной, кинестетической, музыкальной и рациональной функций. Также во время занятий танцами в теле человека усиливаются процессы кровообращения, вследствие чего его организм получает большее количество кислорода и питательных веществ.
Профессор-нейробиолог из Америки Венди Сузуки рекомендует учить минимум одно танцевальное движение ежедневно и повторять его на протяжении четырёх минут под приятную музыку. Это будет создавать новые нейронные связи в мозге, что обусловит его развитие, вследствие чего возрастёт и уровень интеллекта. Доказано, что занятия танцами помогают развивать мышечную память, бороться со стрессом, а также улучшить взаимодействие между нервными системами (центральной и периферической) человеческого организма. Это позволяет подтянуть навыки к обучению, а также оказывает влияние на умственные способности.
В процессе танца в человеческом организме задействуется несколько областей мозга. Они отвечают за ориентацию в пространстве, силу и скорость движений, а также душевные переживания танцора. Это связано с тем, что во время занятий танцами функционируют три основных канала восприятия информации. Это визуальный (отвечает за зрение), аудиальный (слух) и кинестетический (включает в себя тактильность, а также обоняние, вкус). Танец представляет собой выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Музыка воздействует на центр удовольствия, и в результате происходит выработка «гормона счастья» серотонина, что также помогает в борьбе с депрессией, а движения запускают различные двигательные и сенсорные процессы в теле человека. При частых танцевальных занятиях мозг тренирующегося совершенствует свою работу, активизирует свои ресурсы, а также развивает память. Согласно доводам учёных, к компонентам танцев относятся умственная работа и взаимодействие в коллективе. Также занятия танцами предупреждают риск возникновения и развития деменции и болезни Паркинсона у людей пожилого возраста, создают новые нейронные связи, обеспечивающие долговременную память и пространственное мышление.
По данным исследований, наиболее полезным для женщин является танец живота. Это связано с тем, что в современном ритме жизни человек много времени проводит в сидячем положении, тогда как в процессе данного танца кровь приливает к органам таза, что очень полезно для женского здоровья. Для мужчин же лучшим вариантом является танго, поскольку оно развивает творческое мышление и интеллектуальные способности танцующего [3].
Из всего вышесказанного следует вывод, что если человек регулярно занимается танцами и физическими упражнениями, то это стимулирует его мозговую деятельность и развивает интеллектуальные способности.
Использованная литература:
Лучинина И. Г. Влияние физических упражнений на умственную производительность студентов [Электронный ресурс] / И. Г. Лучинина, Т. Э. Сулохин, Д. Д. Попов // E-Scio – 2019. – № 6 (33). – С. 1-7. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih-uprazhneniy-na-umstvennuyu-proizvoditelnost-studentov, доступ из НЭБ «КиберЛенинка» (дата обращения: 07.05.2023). – Загл. с экрана.
Романова Д.С. Взаимосвязь спорта и интеллекта. Как физическая активность влияет на мозговую деятельность [Электронный ресурс] / Д.С. Романова, Н.Е. Курочкина // Вестник науки – 2018. – №9 (9). – С. 72-73. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-sporta-i-intellekta-kak-fizicheskaya-aktivnost-vliyaet-na-mozgovuyu-deyatelnost, доступ из НЭБ «КиберЛенинка» (дата обращения: 07.05.2023). – Загл. с экрана.
Рязанцев А.А. Влияние занятий танцами на совершенствование памяти студентов [Электронный ресурс] / А.А. Рязанцев, Н.А. Рязанцева // Образование и право – 2021. – №5. – С. 254-257. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-tantsami-na-sovershenstvovanie-pamyati-studentov, доступ из НЭБ «КиберЛенинка» (дата обращения: 07.05.2023). – Загл. с экрана.