Современный этап развития российского общества остро поставил задачу гражданско-патриотического воспитания молодежи. Общественный прогресс в России невозможен без формирования чувств уважения к Родине. Гражданско-патриотическое воспитание настолько значимо, сложно и многообразно, что на каждом этапе развития нашей страны этот вопрос ставится снова и снова. Учреждения сферы культуры и искусства всегда были и будут достойными хранителями патриотической традиции в нашей культуре. И сегодня их опыт воспитания подрастающего поколения в духе верности Отечеству нуждается в поддержке, изучении и распространении.
Понимание сущности гражданско-патриотического воспитания с позиций разных теоретико-методологических подходов позволяет определить иерархию его категорий, проблем, дать характеристику его структуре и содержанию в контексте целостности и диалектического единства традиций и инноваций. Основу содержания патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности: человек, труд, семья, знания, культура, Отечество, земля, мир. В содержании патриотического воспитания раскрываются веками закрепленные в историческом опыте государства и народа ценностные отношения в системе философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир, на природу, общество и человека, которые характеризуют патриотическую направленность мировоззрения личности.
Б.П. Павлов, исследуя концептуально-методологические основы развития патриотического воспитания на современном этапе, рассматривает ценностно-патриотическое мировоззрение личности, в структуре которого он выделяет систему взглядов, убеждений, ценностных установок и идеалов, определяющих высокую степень субъективной позиции личности в ее гражданско-патриотическом самоопределении [5, с.24].
Патриотизм как качество личности, как цель и результат патриотического воспитания рассматривается многими исследователями (Ю.С. Васютин, А.Н. Вырщиков, Л.В. Рощин, В.С. Серый, А.С. Царев и другие) в разных исторических, социально-политических условиях, в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от авторской интерпретации различных подходов и факторов. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание – одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но и происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического мультикультурного общества [4, с.16].
Патриотизм - понятие всеобъемлющее. В разные времена в обществе формируются свои, присущие только данной эпохе ценности. Но любовь к Родине, верность героическим традициям, знание своего народа – являются основой системы воспитания любого гражданского общества, любого государственного строя.
Патриотизм в конечном итоге становится связующей нитью разных поколений, а потому библиотеки придают особое значение вопросам патриотического воспитания.
Воспитание патриотизма – педагогическая и государственная задача в любой стране мира. Патриотизм – то чувство, которое нужно культивировать. В противном случае мы окажемся людьми без корней. Это серьезная задача, которую мы пытаемся решать [5, с.12].
В современных условиях в содержании гражданско-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
гражданственность;
приоритет общественно-государственных интересов над личными;
лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
патриотизм, преданность своему Отечеству;
преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Процесс гражданско-патриотического воспитания молодежи осуществляется по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.
Задачами деятельности культурно-досуговых учреждений по гражданско-патриотическому направлению:
утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
воспитание у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
развитие и совершенствование системы патриотического воспитания молодых граждан с учётом современных условий и потребностей российского общества;
создание условий для воспитания патриотического сознания через изучение истории родного края и опыта старшего поколения.
К учреждениям культуры относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты.
Мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание молодежи, проводятся с использованием различных форм культурно-досуговой деятельности, таких как:
развлекательно-познавательные и тематические программы тематические концерты;
уроки мужества;
беседы;
конкурсы чтецов, песен и рисунков;
тематические выставки;
акции;
показы фильмов и т.д.
Патриотическое воспитание в домах культуры, клубных учреждениях выявило наиболее активные формы культурно-досуговой деятельности:
Трибуна общественного мнения:
Сход граждан;
Вечер вопросов и ответов;
Политическая информация;
День открытого письма;
Аукцион идей.
Жанры клубного тематического вечера:
Вечер-репортаж;
Вечер-митинг;
Вечер-портрет. «А зори здесь тихие» «Аты-баты, шли солдаты» «Батальоны просят огня» «Белорусский вокзал» «В августе 44-го» «В бой идут одни старики» «В огне брода нет» «Великая Отечественная» «Весна на Одере».
Мероприятия спортивно-оздоровительного направления:
семейные праздники;
конкурсы на лучшую песню, танец, исполненные всей семьей;
показ моделей одежды;
концерты самых маленьких посетителей;
конкурсы семейных ансамблей;
викторины;
спортивные соревнования;
балы, ярмарки;
открытые уроки ритмической гимнастики;
любительское движение в виде объединений патриотической направленности.
Мероприятия, посвященные Дню Победы:
конкурсы рисунков;
творческие конкурсы;
военно-спортивные игры;
конкурс военно-патриотических песен;
участие во Всероссийских акциях: «Окна России», «День России», «Чтобы помнили», «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Своих не Бросаем», «Вахта Памяти»;
возложение венков и цветов к обелискам Славы.
Таким образом, Культурно-досуговые учреждения формируя у подрастающего поколения на данном этапе развития общества стойкую гражданскую позицию, способствуют восприятию детьми национальных ценностей и чувства патриотизма. Посредством мероприятий культурно-досуговые учреждения воспитывают любовь к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный сайт Правительства РФ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
Лутовинов, В.И. Военно-патриотические объединения (клубы): концептуальные и организационно-методические основы функционирования и развития Уч. – метод. пособие. – М., Сотис. – 2019. – 312 с.
Патриотизм: история, современность, образ будущего. – Ульяновск. –УлГТУ. – 2015. – 313 с.
Патриотическое воспитание детей и подростков: педагогические и библиотечные технологии : науч.-практ. статьи, метод. материалы, худож. произв. / ред. Г. В. Варганова. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. - 328 с.