ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система учреждений здравоохранения состоит из трех типов учреждений здравоохранения:

— лечебно-профилактические учреждения;

— учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы;

— аптечные учреждения.

Каждый тип состоит из нескольких видов учреждений здравоохранения.

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:

1) больничные учреждения (областные, краевые, республиканские, окружные, районные, участковые больницы; госпитали, медико-санитарные части, специализированные больницы — инфекционные, туберкулезные, психоневрологические и др.; центры — наркологический реабилитационный, восстановительной терапии, профессиональной патологии и др.);

2) учреждения здравоохранения особого типа (бюро судебно-медицинской экспертизы, бюро медицинской статистики, патологоанатомическое бюро; лепрозории; хосписы; центры медицины катастроф — федеральные, региональные, территориальные; центры медицинской профилактики и др.);

3) диспансеры (врачебно-физкультурные, онкологические, психоневрологические, противотуберкулезные и т.д.);

4) амбулаторно-поликлинические учреждения (городские, районные поликлиники; детские поликлиники; специализированные поликлиники — консультативно-диагностические, стоматологические, физиотерапевтические; фельдшерско-акушерские пункты; центры — диагностические, восстановительного лечения для детей, лечебной физкультуры и спортивной медицины и др.; амбулатории, лечебницы);

5) учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови (станции переливания крови, скорой медицинской помощи);

6) учреждения охраны материнства и детства (дома ребенка, женские консультации, молочные кухни, родильные дома и др.);

7) санаторно-курортные учреждения (бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, курортные поликлиники, санатории (курорт), санатории-профилактории, детские санатории, санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия и др.);

8) клиники (клиники высшего медицинского образовательного учреждения, клиники медицинской научной организации).

В Ивановской области в настоящий момент времени функционируют частные клиники и государственные учреждения здравоохранения.

Например, ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" - областное бюджетное учреждение здравоохранения «Кинешемская центральная районная больница». Она была основана в 1869 году. Главный врач -Аминодов Сергей Александрович.

Кинешемская ЦРБ- занимает второе место по Ивановской области.

Целью является разработать конфигурацию для автоматизации учёта сведений о пациентах и проведенных для них флюорографических исследований.

Данная конфигурация может быть актуальна для частных и государственных клиник, на базе которых проводятся флюорографические исследования.

Для достижения данной цели дипломной работы необходимо было решить поставленные задачи:

  1. Проанализировать существующий процесс учёта данных о пациентах, персонале, последовательности обработки информации, возникающей в процессе записи на исследование и выдаче ответа о его

результате;

  1. Описать предметную область автоматизации;

  2. Проанализировать входную и выходную информацию;

  3. Разработать и обосновать проект автоматизации;

  4. Описать новую конфигурацию;

  5. Провести тестирование разработанной конфигурации;

  6. Составить программную и эксплуатационную документацию.

Одними из предметных областей могут быть кабинеты флюорографии частных или государственных клиник.

Анализ предметной области выполнен для кабинета флюорографии Кинешемской ЦРБ.

Как правило, большая часть времени работы врача или лаборанта тратится на работу с пациентом: выполнение снимка грудной клетки, чтение снимка и формирование результата исследования. Заполнение карточек пациента, записей на исследование, формирование результатов чаще всего происходит вручную и на бумажном носителе. Таким образом, не исключены ошибки в заполнении документов, увеличении времени работы специалистов.

Подобные проблемы в работе характерны не только для данной организации.

В качестве средства решения таких проблем, я считаю необходимым разработать небольшую конфигурацию, позволяющую автоматизировать процесс учета информации о персонале, пациентах и пройденных ими флюорографических исследований.

Для решения поставленной задачи существует следующий вариант:

1. Разработать информационную базу для учёта прохождения флюорографических исследований пациентов.

2. В качестве средства разработки выбрана платформа «1С: Предприятие» версии 8.3. Благодаря простоте использования и большому количеству достоинств данный программный продукт стал очень успешным на отечественном рынке программной продукции;

Вот лишь несколько преимуществ «1С: Предприятие»:

  1. Конфигурация "открыта". Любой программист 1С может прочитать программный код, разобраться в работе Вашей конфигурации и внести соответствующие доработки. Если в программе есть ошибки, то программист может их найти и исправить.

Рассмотрим программы-аналоги:

        1. Программа «Флюоротека» (Рис.1) - основное назначение - учёт и анализ флюорографических обследований.

Рис.1 Приложение «Флюоротека»

АРМ (АИС) "Флюоротека" (программа для флюорографии) предназначен для применения в лечебно-профилактических учреждениях, изначально проектировался по техническому заданию специалистов рентгенологов, с их непосредственном участием.

Основное назначение - учёт и анализ флюорографических обследований (сведений о флюорографии), контроль за периодичностью прохождения флюорографии с учётом отнесения людей к декретированным категориям населения (вредные производства, пищевики и так далее), ведение документации. Благодаря системе импорта / экспорта данных, на базе программы возможно построение системы мониторинга туберкулёза и масштабирование её до уровня, города, области, края. Автоматизированный импорт данных с цифровых флюорографов заметно упрощает и ускоряет процесс ведения БД (базы данных). Имеет мощную многофакторную подсистему формирования аналитических выборок (формирования отчётности по флюорографии). В значительной степени облегчает труд специалистов при формировании всевозможных профильных отчётов.

В "Флюоротеке" ("Электронной флюрокартотеке") применён уникальный алгоритм по автоматической привязке адресов к терапевтическим участкам, при этом неструктурированные адреса, импортированные из внешних источников, имеющие произвольный вид, алгоритм успешно обрабатывает и приводит к виду, позволяющему однозначно сопоставить их со справочником.

Ещё одной замечательной способностью является - SMS рассылка о необходимости прохождения флюорографии. Может работать в тесной связке с другими модулями Медсофт - К, взаимодополняя друг друга: «Вакцинопрофилактика", "Профосмотры", "Регистратура". Имеет удобный, наглядный, максимально дружественный интерфейс.

Здесь же, можно вывести на печать пофамильные списки пациентов (можно упорядочить по Ф.И.О. или по адресу проживания) и их карты флюорографических обследований. Примеры этих отчётов представлены ниже (Рис.2).

Рис.2. Примеры отчетов

Формирование произвольных, любой сложности аналитических выборок возможно с помощью данной формы (рис.3):

Рис.3. Примеры отчетов

Далее следует форма формирования отчётности по флюорографии. Все отчёты - реальные, которые постоянно требуются врачам-рентгенологам, участковой терапевтической службе. Всё можно рассчитать в разрезе учреждения в целом, терапевтического участка, населённого пункта, района за любой период времени (рис.4).

Рис.4. Примеры отчетов

Основные функции:

Учет пациентов больницы.

Формирование отчетов.

Учет о пациентах, которые прошли флюорографию.

Формирование произвольных, любой сложности аналитических выборок.

2.Подсистема регистрации и учёта флюорографических обследований.

Подсистема регистрации учёта флюорографических обследований в ЛПУ (далее Подсистема) предназначена для автоматизации работы медицинских регистраторов и врачей-рентгенологов.

Основной целью Подсистемы является создание единого информационного пространства ЛПУ и оптимизация работы медработников флюорокабинетов, путём оптимизации ряда бизнес-процессов, а так же сбора и хранения всей информации об обследованиях.

Журнал флюорографических обследований

Раздел «Журналы» содержит функции позволяющие выводить на экран, печатать и сохранять различную информацию в табличном представлении.

Журнал представляет собой список определенного вида и позволяет группировать, фильтровать и просматривать информацию по различным признакам.

Список представлен в виде таблицы, каждая строка которой содержит информацию определяемую колонками таблицы. Каждая колонка таблицы представляет собой значение определенного поля документа, например, даты его создания. Колонки таблицы можно свободно менять местами, а так же убирать или добавлять из заданного набора.

Добавление/удаление колонок производится посредством специального диалога вызываемого нажатием правой кнопки мыши.

Любое поле можно перетащить мышкой в место, помеченное надписью «Перетащите сюда заголовок столбца для группировки» (1, рис.5). В этом случае, все записи в таблице будут сгруппированы по этому полю в порядке возрастания, а так же будет подсчитано количество вхождений строк в эти группировки. Символ суммирования (2, рис.5) позволит подсчитать: количество, минимальное или максимальное значение в колонке, а для числовых величин так же и сумму. Кроме того, значок в виде воронки (рис.5) позволит фильтровать данные по заданным оператором критериям.

Каждый журнал можно сохранить в виде файла для программы MS Excel, например, для построения графиков или для более глубокого анализа с применением математического аппарата, заложенного в эту программу.

Журнал можно распечатать, воспользовавшись кнопкой «Печать».

Основные функции:

Учет пациентов;

Учет флюорографических обследований;

Учет флюорографических дообследованний;

Создание печатных форм.

  1. Программа ««1С:Медицина» - основное назначение - учёт и анализ флюорографических обследований.

Функциональные возможности

Прикладное решение «1С:Медицина. Поликлиника» позволяет создать единое информационное пространство медицинской организации с разделением доступа к данным по ролевому принципу. Имеется возможность вести учет по нескольким медицинским организациям в одной информационной базе.

Программа позволяет вести несколько медицинских карт для одного пациента - амбулаторную карту, стоматологическую карту и т.д. Для каждого медицинского работника указывается, к какому типу карт он имеет доступ. В программе имеются гибкие механизмы квотирования, которые позволяют устанавливать ограничения на объемы оказываемой медицинской помощи. Учет деятельности медицинского персонала ведется по медицинским услугам.

Предварительную запись пациентов может осуществлять как регистратура, так и врачи при выполнении назначений повторных приемов, консультаций, исследований, манипуляций. Для осуществления оперативного планирования врачебному медицинскому персоналу и кабинетам задаются графики работы, нормы загрузки, перечень выполняемых услуг. Оперативное планирование деятельности кабинетов осуществляется по данным предварительной записи пациентов.

Подсистемы и функциональные возможности:

  1. Регистратура

  2. Касса для расчетов с физическими лицами

  3. Листки нетрудоспособности (больничные) и электронные родовые сертификаты

  4. Call центр

  5. Персональные оповещения пациентов и врачей через SMS, email

  6. Маркетинг

  7. Договорной отдел

  8. Контроль исполнения медицинских услуг персоналом

  9. Операционный блок

  10. Руководитель и аналитическая (статистическая) служба

  11. Электронные медицинские карты (электронный медицинский документооборот)

  12. Стоматология

  13. Профосмотры

  14. Клинико-экспертная работа

  15. Диспансеризация и диспансерное наблюдение

  16. Радиологическая информационная система

  17. Взаимодействие с PACS и медицинским оборудованием по DICOM 3 и HL7 версии 2

  18. Интернет запись на прием и обмен данными с сайтами

  19. Совместное использование с другими программными продуктами

  20. Поддержка форматов обмена международной организации HL7 версии 3

  21. Обмен данными с внешними системами

  22. Интеграция с ЕГИСЗ

  23. Дополнительные функциональные возможности

  24. Логическая модель программного продукта

Исходя из рассмотренных аналогов программного обеспечения, можно сделать вывод, что данные программы являются дорогими целевыми решениями и некоторые из них имеют избыточный функционал, которые могут не пригодиться для флюорографического кабинета. Разработанная мной конфигурация не потребует дополнительных затрат, и может быть использована в кабинете флюорографии.

В процессе проектирования был разработан проект, в котором производится учет следующей информации: о пациентах, персонале, их согласиях на обработку персональных данных и результатах исследований, журналах ежедневных исследований и карте профилактических флюорографических исследований.[6, c.67]

Конфигурацию может использовать врач-рентгенолог и лаборант. Данные пользователи имеют возможность добавлять новую информацию или вносить изменения.

Описание входной информации

Справочники:

1. Пациенты (Дата рождения, Контактная информация, Адрес, Пол, Полис, Организация, Профессия, Статус, Паспортные данные);

2. Персонал (Дата рождения, Паспортные данные, Контактная информация, Адрес, Пол, Образование, Должность, Специализация, Место работы, ИНН, Стаж, Опыт работы, Достижения, Сертификаты);

Документы:

1. Результаты исследований (Фамилия имя отчество, Место работы, Результат, Врач, Изменения, Наличие патологических изменений);

2. Согласие на обработку персональных данных (ФИО пациента, Адрес, Документ, Серия, Номер паспорта, Выдан, Дата подписания);

3. Запись на исследование (Дата приема, ФИО пациента, Контактная информация, Услуга, Персонал);

4. Журнал ежедневных исследований (Дата начала, Дата окончания, ФИО пациента, Дата рождения, Количество снимков, Направивший врач, Область исследования, Цель исследования);

5. Карта профилактических флюорографических исследований (Длительно не обследовался флюорографически, Фамилия имя отчество, Год рождения, Профессия, Место работы, Наличие отягощающих хронических заболеваний, Обязательный контингент, Наименование учреждения, Код формы по ОКУД, Код формы по ОКПО, Адрес (домашний), Заключение по флюорограмме, Пол, Дата флюорографии, Дата флюорограммы, Результаты оценки флюорограммы, Чтение1, Вид патологии, Локализация, Подпись врача, Контр до обследования, Результаты оценки флюорограммы1, Чтение2, Вид паталогии1, Локализация1, Подпись врача1, Контр дообследования1);

Описание выходной информации

Выходной информацией для системы является печатные формы документов и отчетов.

Наименование конфигурации: Разработка конфигурации 1С: Предприятие 8.3 «Учет медицинских исследований флюорографического кабинета».

Областью применения данной конфигурации могут являться кабинеты флюорографических исследований частных либо государственных учреждений здравоохранения. Разработанная конфигурация позволит вести учет о флюорографических исследованиях, пациентах и их картах, персонале, а также формировать различную документацию. Программа имеет возможность ввода, редактирования, удаления информации, проста в использовании, не затруднит в работе, следовательно, облегчит труд сотрудникам.

Основанием для данной разработки служит задание, выданное для преддипломной практики;

  1. Исполнитель: Кульбицкий Даниил Олегович

  2. Соисполнители: Нет.

Специальных технических требований не предъявляется.

Конфигурация должна обеспечить возможность выполнения перечисленных ниже основных функций:

  1. Возможность ввода, редактирования и фильтрации информации в справочниках;

  2. Возможность формирования печатных форм документов;

  3. Возможность авторизированного доступа в систему с помощью ролей;

  4. Возможность формирования записи на исследования;

  5. Возможность создания и хранения согласий на обработку персональных данных;

  6. Возможность формирования карты профилактических флюорографических исследований;

  7. Возможность введения журнала флюорографических исследований;

  8. Возможность автоматического формирования отчетности по пациентам.

Надежное функционирование программы должно быть обеспечено выполнением совокупности организационно-технических мероприятий, перечень которых приведен ниже:

1. Организацией бесперебойного питания технических средств;

2. Использованием лицензионного программного обеспечения;

3. Регулярным выполнением требований ГОСТ 51188-98. Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов

4. Осуществление возможности контроля вводимой информации;

5. Обеспечение целостности;

Время восстановления после отказа, вызванного сбоем электропитания технических средств (иными внешними факторами), не фатальным сбоем (не крахом) операционной системы, не должно превышать 30-ти минут при условии соблюдения условий эксплуатации технических и программных средств. Время восстановления после отказа, вызванного неисправностью технических средств, фатальным сбоем (крахом) операционной системы, не должно превышать времени, требуемого на устранение неисправностей технических средств и переустановки программных средств.

Отказы программы возможны вследствие некорректных действий пользователя при взаимодействии с операционной системой. Во избежание возникновения отказов программы по указанной выше причине следует обеспечить работу конечного пользователя без предоставления ему административных привилегий.

Конфигурация должна иметь простой и понятный интерфейс. Информационная база должна содержать полную информацию, необходимую для дальнейшей доработки. Язык программирования – 1С, модификации и дальнейшая доработка программы осуществляется на этом же программном языке.

Климатические условия эксплуатации, при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к техническим средствам в части условий их эксплуатации.

Минимальное количество персонала, требуемого для работы программы, должно составлять 2 штатные единицы – врач-рентгенолог и лаборант. Конечный пользователь должен иметь следующие минимальные требования к уровню образования:

  1. Базовые навыки работы с персональным компьютером;

  2. Базовые знания работы с типовыми конфигурациями «1С: Предприятие 8.3»;

Особых требований к составу и параметрам технических средств не предъявляется.

Система должна работать под управлением семейства операционных систем Windows 10.

Конфигурация работает под управлением платформы 1С: Предприятие 8.3.

Пользователь должен иметь возможность просматривать и редактировать данные (добавление, изменение, удаление).

Дополнительные требования не предъявляются.

Доступ в систему осуществляется с помощью паролей с использованием двух учетных записей. Каких-либо дополнительных требований больше не предъявляется.

Будущая конфигурация должна автоматизировать учет флюорографических исследований пациентов, а также обеспечить:

  1. Ввод, редактирование и сортировку информации;

  2. Возможность авторизированного доступа в систему с помощью ролей;

  3. Возможность вывода на печать выходной информации в виде отчетов.

Состав программной документации должен включать в себя:

  1. Руководство пользователя;

  2. Программу и методики испытаний;

  3. Описание программы;

Ориентировочная экономическая эффективность не рассчитывается.

Разработка должна быть проведена в три стадии:

  1. Разработка технического задания;

  2. Рабочее проектирование;

  3. Внедрение.

На стадии разработки технического задания должен быть выполнен этап разработки, согласования и утверждения настоящего технического задания.

На стадии рабочего проектирования должны быть выполнены перечисленные ниже этапы работ:

  1. Разработка программы;

  2. Разработка программной документации;

  3. Испытания программы.

На стадии внедрения должен быть выполнен этап разработки подготовка и передача программы.

На этапе разработки технического задания должны быть выполнены перечисленные ниже работы:

  1. Постановка задачи;

  2. Определение и уточнение требований к техническим средствам;

  3. Определение требований к программе;

  4. Определение стадий, этапов и сроков разработки программы и документации на неё;

  5. Согласование и утверждение технического задания;

На этапе разработки программы должна быть выполнена работа по программированию и отладке программы.

На этапе разработки программной документации должна быть выполнена разработка программных документов в соответствии с требованиями к составу документации.

Приемочные испытания проводятся на объекте заказчика в оговоренные сроки. Приемочные испытания программы должны соответствовать согласно разработанной исполнителем и согласованной заказчиком программы. Ход проведения приемочных испытаний заказчик и исполнитель документируют в протоколе проведения испытаний.

Приёмка работы программы должна осуществляться сотрудником. На основании протокола проведения испытаний

Исполнитель совместно с заказчиком, подписывает акт приемки-сдачи программы в эксплуатацию.

Конфигурация «Учет медицинских исследований флюорографического кабинета» должна обеспечить возможность выполнения перечисленных

ниже основных функций:[2,c.67]

  1. Возможность ввода, редактирования и фильтрации информации в справочниках;

  2. Возможность формирования печатных форм документов;

  3. Возможность авторизированного доступа в систему с помощью ролей;

  4. Возможность формирования записи на исследования;

  5. Возможность создания и хранения согласий на обработку персональных данных;

  6. Возможность формирования карты профилактических флюорографических исследований;

  7. Возможность введения журнала флюорографических исследований;

  8. Возможность автоматического формирования отчетности по пациентам.

  9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  10. Ощенко И.А. Азбука программирования в 1С: Предприятие 8.3. Год: 2019 стр.-285.

  11. Хрусталева Е, Максим Радченко. Практическое пособие разработчика 1С: Предприятие 8.3. Год: 2019 стр.-983.;

  12. Хрусталева Е. Возможности встроенного языка «1С: Предприятие 8.3. Элемент». Год: 2022стр.-133.

  13. Филатова, В. 1С для начинающих. Понятный самоучитель. Год 2019. - 256 c.

  14. Чистов Д. В. Практикум по программе "1С:Упрощенка 8.3" / - М.: 1С-Паблишинг. Год 2020. - 436 c.

  15. Кашаев Сергей 1С:Предприятие 8.2. Программирование и визуальная разработка на примерах, Год 2019. - 50 c

  16. Бойко, Э. В. 1С: Предприятие 8.3. Универсальный самоучитель ,Год 2020. - 232 c.

Интернет – ресурсы:

        1. 1С. Информационно-технологическое сопровождение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://its.1c.ru/#books, свободный;

        2. Книги по программированию [Электронный ресурс] Режим доступа: http://progbook.ru/1c/, свободный;

        3. Бесплатное учебное тестирование 1С:Профессионал [Электронный ресурс] Режим доступа: uc1.1c.ru/uchebnoe-testirovanie, свободный;

        4. 1C:Предприятие 8.3 практическое пособие разработчика используем 1C:EDT [Электронный ресурс] Режим доступа: https://its.1c.ru/db/pubdevguideedt, свободный;

        5. Сборник лабораторных работ для студентов учебных заведений, изучающих программирование в системе 1С:Предприятие 8.3 (1С:Enterprise 8.3) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://its.1c.ru/db/publab82021, свободный;

        6. 6.1С:Программирование для начинающих детям и родителям, менеджерам и руководителям разработка в системе "1С:Предприятие 8.3"[Электронный ресурс] Режим доступа: https://its.1c.ru/db/pubprogforbeginners , свободный;

        7. Язык запросов «1С:Предприятия 8.3» "[Электронный ресурс] Режим доступа: https://its.1c.ru/db/pubqlang, свободный;

        8. Бесплатное изучение программ «1С:Предприятие» "[Электронный ресурс] Режим доступа: https://e-office24.ru/support/course/free-samouchitel-1c/, свободный

Просмотров работы: 10