ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТУРИЗМА

Першина Г.В. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Определяющим фактором функционирования туристического бизнеса является коммерческая деятельность. Это утверждение можно объяснить тем, что любые созданные туроператором или турагентом туристические услуги необходимо продать. Ни для кого ни секрет, что коммерческая деятельность в туризме характеризуется товарно-денежным и торгово-обменными операциями, ее сущность заключается в операциях и сделках по купле-продаже и перепродаже туристских услуг. Серьезный подход за организацией коммерческой деятельности поможет сформировать основу для эффективной работы в компании.

Термин «коммерция» происходит от латинского слова «соттегcium», что в переводе означает торговля. Еще В. И. Даль определял коммерцию как торг, торговые обороты, купеческие промыслы. Коммерция подразумевает выгодность заключаемых сделок, прибыльность купли-продажи [11].

Коммерческая деятельность представляет собой совокупность процессов, связанных с куплей-продажей, удовлетворением спроса, минимизацией расходов и получением прибыли. Однако коммерческая деятельность означает не просто акты купли-продажи, а совокупность операций и процессов, направленных на обеспечение эффективной купли-продажи с ориентацией на спрос и получение максимально возможной прибыли [14].

Для того, чтобы коммерческая деятельность в туризме была эффективной, необходимо уметь выявлять все недостатки в организационном и торгово-технологическом процессах и устранять их. Современная практика коммерческой деятельности требует самых разнообразных знаний и умений. Ведь необходимо уметь исследовать рыночную ситуацию, своевременно интерпретировать и учитывать тенденции, оценивать уровень риска при принятии коммерческих решений.

Коммерция - важная область предпринимательской деятельности. Торговля играет многогранную и сложную роль. В рыночной экономике она прежде всего направлена на удовлетворение потребностей потребителей. Это также процесс установления отношений со всеми участниками рынка, такими как поставщики, покупатели, посредники, инфраструктура и т.д. Маркетинговая деятельность предполагает исследование и анализ существующих источников снабжения и целевых рынков. Таким образом, для освещения данной темы, прежде всего, необходимо дать определение понятиям «коммерция» и «коммерческая деятельность».

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля определяет коммерцию как “торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы” [11]. Коммерция — форма бизнеса, проявляющаяся в создании и функционировании предприятий, деятельность которых направлена на получение прибыли за счет продажи товаров, находившихся в их собственности. С.А. Каплина также подчеркивает широту понятия «коммерция». По ее мнению, «коммерция - это деятельность в сфере распределения и обмена товарно-материальных ценностей, которые создают условия для качественного осуществления процессов производства и потребления» [15].

Третьяк С.Н. рассматривает коммерческую деятельность в качестве элемента товарного рынка, которая не учитывает процесс производства товаров или услуг, но охватывает весь комплекс операций, который гарантирует куплю и продажу товара [17]. Коммерческая деятельность– это система целенаправленных мероприятий, процедур и видов работ по сокращению издержек обращения, максимизации прибыли, установлению хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка, обеспечению рентабельности объекта в условиях товарно-денежных отношений, основывающаяся на законах рынка и ориентированная на спрос покупателей [14].

Таким образом, мы приходим к выводу, что коммерческая деятельность – это сложная оперативно-организационная система, призванная обеспечить осуществление торговли с учетом текущих и перспективных изменений на рынке с целью качественного и своевременного удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Это деятельность, которая обеспечивает успешное взаимодействие всех участников торговли с учетом взаимной выгоды на всех этапах торговли.

Для того, чтобы понять сущность коммерческой деятельности, надо знать хотя бы основные понятия рынка. Существует много определений рынка: рынок - это сложный механизм функционирования экономики, основанный на различных формах собственности, использовании отношений между товарами и деньгами, финансово-кредитной системы; рынок - это механизм, который сводит вместе покупателей, которые представляют спрос, и продавцов, которые представляют предложение материальных благ по определенной цене. Основными составляющими рынка являются спрос, предложение и цена, которые тесно связаны между собой и влияют друг на друга, определяя таким образом состояние рынка. Состояние рынка - это соотношение между спросом и предложением при определенном уровне цен. Регулирующими факторами торговли является рыночная среда и рыночная конъюнктура. Одним из важнейших критериев рынка является наличие конкуренции. Для того, чтобы рынок был конкурентным, на нем должно быть много независимых покупателей и продавцов.

Эффективная коммерческая деятельность может эффективно осуществляться только при наличии полной и достоверной информации о рыночных условиях, то есть социальных, экономических, демографических, коммерческих, организационных и других условиях, при которых товары продаются в определенное время и в определенном месте.

Коммерческая деятельность должна учитывать, как экономические, так и социальные цели. Прежде всего, речь идет о получении прибыли, которая, в свою очередь, является средством достижения других не менее важных целей.

Основными задачами коммерческой деятельности явля­ются:

1. развитие взаимовыгодных отношений между участниками рынка.

2. повышение надежности контрактов на поставку и укрепление договорной дисциплины.

3. развитие и повышение эффективности прямых экономических связей

4. защита и приоритетность интересов потребителей

5. повышение уровня оценки спроса и обеспечения экономического обоснования спроса на товары

6. совершенствование механизмов управления товарными потоками, спросом и предложением, формирование конкурентоспособного предложения товаров

7. стимулирование сбыта товаров и услуг и создание дополнительных стимулов

8. своевременное и адекватное реагирование на рыночные изменения.

Для достижения положительного бизнес-результата коммерческая организация всегда должна стараться максимизировать свои преимущества, даже если она является успешной на рынке. Коммерческая работа должна быть активной, чтобы систематически увеличивать продажи товаров и услуг, обеспечивая при этом прибыльность коммерческой организации.

Туризм уже давно признан одной из самых прибыльных и интенсивных отраслей в мире. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10 % мирового валового национального дохода.

Практически все субъекты туристской деятельности вынуждены заниматься маркетингом. Конечно, цели туроператора, ресторана или авиакомпании отличаются. Туроператор, например, пытается максимизировать свою прибыль, удовлетворяя потребности своих клиентов. Туризм принципиально не отличается от других видов экономической деятельности. Поэтому все основные принципы современного маркетинга полностью применимы к туризму. Однако существуют определенные особенности, которые отличают туризм не только от торговли товарами, но и от других видов торговли услугами. Здесь задействованы как торговля услугами, так и торговля товарами (по оценкам экспертов, 75 % туризма - это торговля услугами, а 25 % - торговля товарами).

В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. Туристический продукт - это, по сути, услуга, которая удовлетворяет потребности туристов и за которую они платят. Туристические услуги включают отели, транспорт, медицинская страховка и другие услуги. Однако термин «туристический продукт» можно понимать, как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле туристические продукты - это услуги, предоставляемые определенным сектором туристической индустрии (например, гостиничные продукты, продукты туроператоров, продукты транспортных операторов и т.д.). Туристический продукт - это, по сути, набор услуг, т.е. совокупность стандартизированных услуг, продаваемых туристам в «пакете». Туристический продукт должен быть, прежде всего, хорошим предложением. Маркетинг в этом смысле - это непрерывные усилия туристического бизнеса, направленные на достижение этой цели. Поэтому логично и обоснованно определить туристический маркетинг именно таким образом.

Туризм, в соответствии с определением Всемирной торговой организации, является не только экономическим, но одновременно социальным, культурным, экологическим и политическим явлением. Поэтому маркетинг должен максимально учитывать все эти факторы. Таким образом, маркетинг в значительной степени отражает интересы как туристического бизнеса, так и потребителей туристических услуг.

Наряду со знанием покупательского спроса особо важным моментом в политике реализации стало его формирование на основе изучения проблем туристов-потребителей. «Отыщите потребности и удовлетворите их» - это выражение достаточно полно характеризует суть концепции маркетинга в туризме.

Концепция усиленной маркетинговой деятельности фокусируется на существующих туристических продуктах и требует интенсивной маркетинговой деятельности и стимулирования для обеспечения прибыльных продаж. Маркетинговая концепция фокусируется на клиентах компании с их потребностями и ожиданиями. Можно выделить следующие уровни маркетинга в сфере туризма:

  1. Маркетинг туристических предприятий (туроператоров и турагентств) - это процесс приспособления их возможностей к потребностям потребителей. Результатом этого процесса является предоставление туристам услуг, которые отвечают их потребностям, и получение прибыли, необходимой для развития бизнеса и лучшего удовлетворения потребностей потребителей в будущем.

  2. Маркетинг поставщиков туристических услуг концептуализируется как интегрированная система исследования потребностей и спроса с целью организации обслуживания, наилучшим образом отвечает потребностям каждого отдельного потребителя, а также обеспечение наиболее эффективных форм и методов предоставления услуг.

  3. Маркетинг общественных туристических организаций - это деятельность, направленная на создание, поддержку или изменение положительного общественного мнения.

  4. Маркетинг территорий и регионов - это деятельность, направленная на создание, поддержку или изменение положительного отношения. Отношение потребителей к определенным местам, регионов или даже стран в целом. Эта деятельность осуществляется органами регулирования и координации туризма на местном, региональном и национальном уровнях.

Таким образом, концепция маркетинга фокусируется на потребностях и желаниях клиентов, которые должны быть удовлетворены посредством комплексной деятельности. Маркетинг - это непрерывный процесс, так как всегда необходимо выявлять новые потребности клиентов и контролировать достигнутые.

Сейчас индустрия туризма является одной из форм торговли услугами, которая развивается динамично. В этой сфере также работает очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с предоставлением туристических услуг. Кроме значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, рост ее значения в глазах мирового сообщества и граждан.

Анализ коммерческой деятельности туристической фирмы является одним из самых действенных инструментов учета и контроля уровня использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, что определяется практическим использованием его результатов в планировании производства и оценке эффективности и качества работы. Анализ выявляет эффективность использования предоставленных в распоряжение туристической организации ресурсов, резервы дальнейшего роста производительности труда, снижения себестоимости турпродукта и повышения рентабельности деятельности.

Одним из основных требований функционирования туристических организаций и их ассоциаций в условиях рыночной экономики является безубыточность хозяйственной и иной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача туристических организаций - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности туристических организаций, выступают валовой доход, прочие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность.

Валовый доход (или валовая прибыль) – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени [18]. В нормативных документах валовая прибыль определена как «…выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг» [18].

Издержки обращения относятся к денежным затратам труда и капитала, связанным с перемещением товаров от производителя к покупателю, или "стоимость материалов, денег и труда, связанных с передачей товаров от производства к потреблению".

Прибыль в туризме, независимо от его характера, генерируется исключительно трудом работников отрасли. Прибыль является главной целью предпринимательской организации. Поэтому прибыль является основным источником финансовых ресурсов организации. Он служит мерилом экономической эффективности хозяйственной деятельности, используется для расчета эффективности использования всех видов финансовых ресурсов организации, формирует экономическую заинтересованность всех участников деятельности и является важнейшим источником формирования доходной части бюджета.

Рентабельность является важным качественным показателем эффективности производства. Он характеризует степень возмещения затрат и степень использования ресурсов предприятия, объединения и отрасли в целом в процессе производства и реализации продукции. Рентабельность показывает процентное отношение суммы прибыли к какому-либо показателю и отражает взаимосвязь прибыли с другими показателями. Показатели рентабельности предоставляют информацию о результатах деятельности предприятия в целом, прибыльность различных видов деятельности, окупаемость затрат и тому подобное. Они являются более полными, чем прибыль, и отражают конечный результат управления, поскольку их значение показывает взаимосвязь между воздействием и имеющимися или использованными ресурсами. Они используются для оценки эффективности деятельности компании, а также как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп [12]:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек и инвестиционных проектов,

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж,

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут быть рассчитаны на основе валовой прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли. Чистая прибыль определяется как отношение прибыли от реализации к полной себестоимости реализованной продукции, выраженное в процентах. Этот показатель показывает, сколько прибыли приходится на одну гривну продаж, то есть отражает рентабельность всех текущих расходов. Он показывает, сколько прибыли предприятие получает с каждой гривны, затраченной на реализацию туристического продукта. Он может быть рассчитан для предприятия в целом, для его отдельных составляющих и для видов товаров (продуктов, услуг).

Второй показатель рентабельности - эффективность использования капитала, который определяется как отношение прибыли от продаж к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств. Таким образом, оба показателя рентабельности (уровень рентабельности) характеризуют рентабельность текущих расходов и рентабельность совокупных основных средств.

Рентабельность продаж (оборота) – отношение прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме полученной выручки.

Рп = Прибыль / Объем продаж

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по туристической организации и отдельном видам товаров (работ, услуг).

Кроме этого исчисляются рентабельность основного капитала.

Рск = Прибыль / Основной капитал

И рентабельность собственного капитала

Рск = Прибыль / Собственный капитал

Рентабельность собственного капитала - это показатель эффективности использования капитала, инвестированного туристическим предприятием в свою хозяйственную деятельность за счет собственных финансовых ресурсов. Различные показатели эффективности не только позволяют оценить эффективность деятельности туристического предприятия, но и предоставляют альтернативный способ поиска путей повышения эффективности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)

  2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» N 132-ФЗ от 24.11.1996 (с изменениями на 18.04.2018) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)

  3. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об обществах с ограниченной ответственностью" // [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.03.2023)

  4. ГОСТ Р 50690-2017. - Туристские услуги. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2017 N 1561-ст)

  5. ГОСТ Р 54600-2011. - Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.12.2011 N 734-ст)

  6. ГОСТ Р ЕН 13809-2012. - Туристские услуги. Туроператоры и турагенты. Терминология (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1609-ст)

  7. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.11.2020) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791)

  8. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Дело и Сервис, 2017. – 506с.

  9. Коммерческая деятельность: Учебник для бакалавров /Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов; Под ред. д.э.н., проф. Л. П. Дашкова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 — 286 с.

  10. Грачев, А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия/ А.В. Грачев. – М.: Финпресс, 2016. – 306с.

  11. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах (комплект). - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 172 c.

  12. Организация и технология коммерческой деятельности : учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. Г. Иванов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 272 с.

  13. Ковалев, В.В, Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятий/ В.В.Ковалев. О.Н. Волкова, – М.: Проспект, 2018. – 353с.

  14. Коммерческая деятельность: учебное пособие / О. М. Калиева, Т. Ф. Мельникова, Е. Г. Кащенко, И. Б. Береговая, О. П. Михайлова, Н. В. Лужнова, И. С. Яне; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 193 с.)

  15. Каплина, С.А. Организация коммерческой деятельности. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С.5-7.)

  16. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность фирмы. / Ф.П. Половцева. – М.:ИНФРА-М, 2018. – 211 с.

  17. Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность. Часть I. Основы теории и организации: Учеб. пособие / – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1999. – 354 с.)

  18. Лекции.Орг [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://lektsii.org

  19. Audit-it.ru [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://www.audit-it.ru/contragent/

  20. RusProFile [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://www.rusprofile.ru/

Просмотров работы: 24