В настоящий период развития общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Необходимо обеспечить школьникам подготовку к осознанному выбору профессии, чтобы они могли сформировать реалистичное и четкое представление о будущей профессиональной сфере, в которой они будут работать. Этот этап выбора профессии является жизненно важным для успешной карьеры и личностного развития. Эту тему в своих работах исследовали А.И.Осипчук, И.А.Килина, Т.А.Соболева, Е.А.Бельницкая и др.
Например, А.И.Осипчук рассматривает профориентацию в организациях среднего профессионального образования. В процессе проведения профориентационных занятий, для обучающихся организуется педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития на всех этапах уровневой профессиональной подготовки [1].
В своих работах И.А.Килина отмечает, что важно уделять внимание развитию комплексного, непрерывного сопровождения профессионального самоопределения, реализуемого на локальном, муниципальном и региональном уровнях. Предлагает использовать систему профориентационных мероприятий для обучающихся и их семей; коммуникативную инфраструктуру, объединяющую ответственных за профориентацию в муниципалитетах и образовательных организациях, обеспечивающую возможность для диалога всех субъектов, заинтересованных в ходе и результатах профориентационной работы [2].
В педагогической науке имеются многочисленные труды, в которых раскрыта специфика организации дополнительного образования детей и показаны воспитательные возможности данной образовательной системы. Этой темой занимались В.П.Бедерханова, М.И.Болотова, В.П.Голованов, Е.Б.Евладова, А.В.Золотарева, Б.В.Куприянов, Л.Г.Логинова, Н.Л.Селиванова, О.А.Селиванова, А.И.Щетинская и др.
В работах В.П.Бедерхановой раскрыто влияние профессиональной позиции педагога на формирование ценностных ориентаций детей, представлена модель педагогического сопровождения инновационной деятельности в дополнительном образовании [3].
В текущих условиях развития цифровизации общества, компетентность обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий является одной из ключевых и охватывает практически все виды учебной деятельности школьников. Исследованием данной темы занимались такие авторы И.В.Трапезникова, О.А.Сучкова, Е.С.Локоткова, В.П.Игнатьев и др.
В своем исследовании И.В.Трапезникова предлагает целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации; оперировать данными при решении задачи; выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе, для вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий [4].
О.А.Сучкова в своих работах считает, что использование информационно-коммуникационных технологий в системе педагогического сопровождения личностного саморазвития будущих педагогов в вузе повысит их мотивацию к профессиональной деятельности, повышению уровня самоактуализации личности, социально-психологической адаптации, развитию таких профессионально значимых качеств личности, как коммуникативные и организаторские склонности, педагогическая направленность, эмпатийность, снижение уровня агрессивности [5].
В настоящее время в российской системе образования существует значительный дефицит кадров в области образования. Согласно информации, опубликованной на всероссийском сайте "Работа России", в 2023 году имеется более 20 тысяч вакансий педагогов по всей стране [6].
В России существует недостаток педагогических кадров, и положение ухудшается из года в год. Молодое поколение не выбирает профессию педагога из-за многих причин. Не рассматривая низкую заработную плату, особенно для начинающих педагогов, выделим ряд социально-педагогических проблем, с которыми сталкиваются педагоги:
отсутствие социального статуса - педагогическая профессия не считается престижной и не имеет высокого социального статуса;
трудные условия работы - педагоги сталкиваются со многими трудностями, такими как большое количество учеников в классе, отсутствие поддержки родителей, сложности в обучении детей с особыми потребностями;
низкий уровень авторитета учителей - им часто не уделяется должного уважения, что может привести к недовольству и дискомфорту в работе;
низкий уровень автономии и творческой свободы - учителя часто не имеют возможности самостоятельно выбирать методы обучения, программы и материалы для занятий;
отсутствие перспективы карьерного роста - учителям не всегда предоставляются возможности для повышения квалификации и профессионального развития.
Современная государственная система отмечает важность проблемы обеспечения квалифицированными кадрами в системе образования и принимает меры для их решения, одной из которых является открытие профильных педагогических классов в школах по всей стране. Как сообщает Минпросвещение России, к 2023 году уже функционирует более 3,5 тысяч таких классов, а планируется более 5 тысяч [7]. По указанию министра просвещения России Сергея Кравцова только по Ивановской области в 2023-2024 учебном году уже функционирует 22 педагогических класса.
Современные педагогические классы представляют собой специализированные формы обучения, которые помогают введению учащихся в педагогическую культуру и профессию. Они создают открытую профессионально-образовательную среду и обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение для социального развития студентов. В педагогических классах ученики могут развивать свои способности, учиться проектированию и коммуникации, получать опыт профессиональных проблем в социальной сфере и взаимодействовать с другими студентами и преподавателями.
Педагогические вузы имеют возможность и обязанность содействовать формированию профессиональной мотивации у учащихся педагогических классов. Они имеют возможность влиять на формирование отношения обучающихся педагогических классов как к самому вузу, так и к выбору будущей педагогической сферы деятельности. Одним из способов взаимодействия вуза с педагогическими классами могут служить курсы дополнительного образования, которые помогут развить необходимые профессиональные компетенции и умения для работы в педагогических классах. В рамках обучения школьники изучают современные методы и технологии обучения, психологию развития детей и молодежи, а также получают опыт работы педагогов-практиков. Это помогает им не только получить теоретические знания, но и практические навыки, которые могут применять в будущем.
Таким образом, построение результативной профориентационной работы в классах педагогического профиля сталкивается с рядом проблем:
объективной потребностью отечественной системы образования в педагогических кадрах и недостаточной мотивированностью школьников к обучению в классах с педагогическим профилем подготовки и дальнейшим поступлением в ВУЗы на специальности педагогического направления;
наличием потенциальной возможности взаимодействия педагогического вуза с педагогическими классами школ с целью повышения мотивации выпускников школ к выбору педагогической профессии и отсутствием или слабой разработанностью теоретической и методической базы для организации этого взаимодействия;
между возрастающей ролью цифровых технологий в профессиональной деятельности современного педагога, высоким мотивирующим фактором данных технологий в построении образовательного процесса и недостаточной разработанностью методических приемов использования потенциала цифровых технологий в профориентационной работе с обучающимися педагогических классов.
Проблемой нашего исследования является ответ на вопрос - какими должны быть содержание, условия и методические приемы организации вузом дополнительного образования в области цифровых образовательных технологий чтобы положительно повлиять на повышение профессиональной мотивации у обучающихся педагогических классов?
Цель нашего исследования заключается в выявлении сущностных особенностей, содержания, условий организации и методических приемов педагогической поддержки вузом профессионального выбора обучающихся педагогических классов путем включения их в дополнительное образование в области цифровых образовательных технологий.
В качестве объекта исследования нами выбран процесс формирования у школьников педагогических классов профессиональной мотивации. В качестве предмета исследования - организация вузом занятий в рамках дополнительного образования в области цифровых образовательных технологий.
Список использованной литературы:
Осипчук А.И. Профориентация в организациях среднего профессионального образования // Наука молодых - будущее России. - Курск, 2020. - Т. 2. - С. 293-296. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44504861
И.А. Килина Особенности профориентации в условиях перехода к постиндустриальному обществу // Профессиональное самоопределение - дорога в постиндустриальный мир. - Москва, 2021. - С. 124-132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46512440
Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности // Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования. - Краснодар, 2000. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21244582
Трапезникова И. В., Шляхова С. А., Симаков М. А., Бойко Н. А. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Вестник Белгородского института развития образования. 2020. Т. 7, № 4 (18). С. 53–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44348968
Сучкова, О. А. Информационно-коммуникационные технологии в системе педагогического сопровождения личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза / О. А. Сучкова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 6. – С. 190-201. – DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50056663
Вакансии в образовательных учреждениях России : сайт - Россия, 2023 - . - Обновляется в течении суток. - URL: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_title=%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C (Дата обращения 11.12.2023)
Минпросвещения России : сайт - Россия, 2023 - . - Обновляется в течении суток. - URL: https://edu.gov.ru/press/3524/minprosvescheniya-rossii-sozdast-pyat-tysyach-pedagogicheskih-klassov