АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Екимова Л.Н. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учебные программы основываются на сформированности зрительного восприятия у детей, которое к школьному возрасту считается достаточно зрелым [7]. М. М. Безруких (2012) отмечает, что у значительной части детей, поступающих в первый класс, развитие не соответствует возрасту в связи с несформированностью школьно-значимых функций [5]. Исследователи отмечают, что при оценке готовности детей к школе уделяется недостаточно внимания диагностике сформированности и определению факторов риска характеристик зрительного восприятия у дошкольников [4]. В связи с этим необходимо своевременное выявление недостаточно развитых характеристик зрительного восприятия у дошкольников и проведение работы по их развитию [6]. Учёные отмечают, что у девочек психофизиологическое, нейропсихологическое созревание идёт быстрее по сравнению с мальчиками, в связи с чем уровень развития характеристик зрительного восприятия выше, чем у мальчиков, поэтому в вопросе особенностей их созревания необходимо подходить с учётом пола ребёнка [1].

В связи с этим предметом нашего исследования явились такие характеристики зрительного восприятия, как опознание перечёркнутых изображений и опознание изображений в шуме.

Это позволило определить цель исследования – проанализировать некоторые характеристики зрительного восприятия мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Исследовательская работа была проведена в 2022-2023 гг. на базе детского сада г. Архангельска. В эксперименте приняли участие 60 детей (29 мальчиков и 31 девочка) в возрасте 5-6,5 лет.

Обследование поводилось с согласия родителей, воспитателей и самих детей в первой половине дня с соблюдением всех принципов Хельсинкской декларации 2013 г. Все обследованные, с медицинской точки зрения, были практически здоровы, не имели в анамнезе хронических или острых заболеваний ЦНС.

В соответствии с задачами исследования была подобрана методика исследования – «Диагностика развития зрительно-вербальных функций» Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева [2].

Для обработки результатов исследования использовался пакет статистического анализа «SPSS statistics 23.00» for Windows (лицензионное соглашение № Z125-3301-14, Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова), в частности описательные статистики.

Отмечено, что большинство детей (72%) имеют низкий уровень опознания перечёркнутых изображений (рис. 1).

Рисунок 1. Количество дошкольников (%) с разным уровнем развития опознания перечёркнутых изображений (проба «Опознание перечёркнутых изображений» Т. В. Ахутиной)

Показатель «Опознание перечёркнутых изображений» рассматривается как исследование способности выделять определённое контурное изображение, отделив его от посторонних элементов фона[2].

В ходе исследования выяснилось, что 72% дошкольников (86,3% мальчиков и 58% девочек) испытывают трудности в опознании перечёркнутых изображений. Полученные данные в 2 раза превышают результаты исследования Т. В. Ахутиной (2001), где данный показатель выделяется у 32-46% детей [3]. Как показало исследование, уровень опознания перечёркнутых изображений у мальчиков ниже, чем у девочек. Трудности в опознании перечёркнутых изображений могут быть связаны с первичными трудностями зрительного гнозиса, недостаточной активностью, речевыми трудностями, слабостью холистической стратегии восприятия [2].

Наиболее чувствительными к трудностям опознания оказались 3 картинки: балалайка, кувшин, ландыш. В ответах детей были представлены перцептивно-вербальные (балалайка – «гитара»; кувшин – «графин», «стакан», «ковш», «ваза», «ведро», «чайник»; ландыш – «колокольчик», «цветок», «подснежник»; бабочка – «летучая мышь»), перцептивно-близкие (балалайка – «зелье»; кувшин – «мороженое»; расчёска – «пила», «сосульки»), фрагментарные (бабочка – «крылья»; молоток – «золото», «мелок», ландыш – «уши»). Чаще всего допускались перцептивно-вербальные ошибки, реже – перцептивно-близкие и фрагментарные. Картинки, которые чаще всего дети не могли опознать: балалайка, кувшин, расчёска.

Т. В. Ахутина (2001) подчёркивает, что задания на зрительный гнозис имеют нарастающую сложность, при этом третье задание более чем вдвое труднее предыдущих. В пробе на опознание перечеркнутых изображений количество ошибок возрастает, хотя в целом первые две пробы близки между собой по набору ошибок. Небольшое отличие состоит в том, что в этой пробе у детей появляются вербальные ошибки, свидетельствующие о трудностях подбора искомого слова [3].

При исследовании определено, что большинство детей (66%) имеют низкий уровень опознания изображений в шуме (рис. 2).

Рисунок 2. Количество дошкольников (%) с разным уровнем развития опознания изображений в шуме (проба «Опознание изображений в шуме» Т. В. Ахутиной)

Опознание изображений в шуме рассматривается как исследование возможности выделения полезного сигнала из помех [2].

Результаты исследования показали, что 66% дошкольников (69% мальчиков и 64,5% девочек) испытывают трудности в опознании незаконченных изображений (рис.2). Таким образом, большинство детей имеют низкий уровень по данному показателю. Уровень опознания изображений в шуме у мальчиков ниже, чем у девочек. Полученные данные в 2 раза превышают результаты исследования Т. В. Ахутиной (2003), где данный показатель достигает 33,3% детей [2].

Результаты исследования согласуются с результатами исследования Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой (2001), где данный показатель выделяется у 33,3% детей [3]. Как показало исследование, уровень опознания незаконченных изображений у мальчиков ниже, чем у девочек. Трудности в опознании изображений в шуме могут быть связаны с несформированностью холистической (правополушарной) стратегии восприятия [2].

Наиболее чувствительными к трудностям опознания оказались 3 картинки: ключ, кувшин и молоток. В ответах детей были представлены перцептивно-вербальные (кувшин – «графин», «чайник»; молоток – «пила», «топор»), перцептивно-близкие (ключ – «цветок», «кран», «труба», «удочка», «гриб», «сапог»; кувшин – «гитара», «кошечка», «мишка», «птичка», «кубок»; лопата – «чупа-чупс», «знак», «вишня», «зонтик», «ягода», «шарик»; молоток – «гриб»; очки – «два котёнка»), перцептивно-далёкие (лопата – «бабочка», «чайник»; молоток – «заяц», «черепаха»; очки – «цветы»). Чаще всего допускались перцептивно-близкие и перцептивно-далёкие ошибки, реже перцептивно-вербальные.

Таким образом, как показали результаты исследования, большинство детей дошкольного возраста имеют низкий уровень развития опознания перечёркнутых изображений и опознания изображений в шуме.

Описательная статистика показала, что у мальчиков чаще отмечается низкий уровень развития опознания перечёркнутых изображений и опознания изображений в шуме, чем у девочек.

Итак, в зоне риска развития зрительного восприятия оказываются мальчики дошкольного возраста, так как у них чаще всего отмечается низкий уровень развития этих показателей.

Результаты исследования показывают важность диагностики и своевременного выявления детей групп риска и оказания коррекционной, профилактической помощи с учётом пола ребёнка.

Список литературы:

  1. Антропова, М. В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой; Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1983. – 160 с.

  2. Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций (альбом и методическое пособие) [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – М. : Академия, 2003. – 64 с.

  3. Ахутина, Т. В. Индивидуально-типологические различия в развитии зрительно-вербальных функций у дошкольников [Текст] / Т. В. Ахутина // Школьный психолог. – 2001. – № 43. – С. 1-7.

  4. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб. : Питер, 2008. – 332 с.

  5. Безруких, М. М. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как способ раннего выявления рисков дезадаптации [Текст] / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, В. А. Байдина // Новые исследования. – 2012. – № 1(30). – С. 145-157.

  6. Бородулина, С. Ю. Формирование школьно-значимых функций у детей дошкольного возраста [Текст] / С. Ю. Бородулина // Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики: материалы международной заочной научно-практической конференции. – 2017. – С. 185-189.

  7. Скитяева, Н. М. Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с ЗПР в группе подготовки к школе [Текст] / Н. М. Скитяева // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 5. – С. 81-88.

Просмотров работы: 39