Формирование коммуникативной компетенции - одна из важнейших задач в современной системе школьного образования. Поскольку владея данной компетенцией человек способен выражать свои мысли и идеи, слушать и понимать других, участвовать в диалоге и дискуссии, адаптироваться к различным ситуациям общения.
Одним из методов, способствующих формированию коммуникативных навыков учащихся, является метод проектов, который организует учебный процесс в форме проектной деятельности, в ходе которой учащиеся самостоятельно исследуют определенную проблему, разрабатывают и реализуют проект, представляя результаты.
В ходе работы над проектом ученики создадут мультимедийную презентацию на английском языке. Учащиеся должны владеть программами Microsoft Word и Microsoft PowerPoint. Используя эти программы и свои жизненные навыки, они могут составить и выполнить следующий план по созданию презентации для презентации своего проекта:
Определить тему и уточнить цель конечного результата, распределить рабочие группы, определить источники информации.
Поиск необходимой информации, переработка информации и выполнение самой презентации.
Выступление и защита своей работы перед классом и педагогом [3].
Стоит отметить, что представляют результаты своего проекта учащиеся чаще всего используют презентации, созданные в Power Point. Но есть и другие интернет-ресурсы, которые ученики могут использовать в процессе работы над проектом [2].
Самое банальное, но, тем не менее, полезное применение Интернета для создания проектов по иностранным языкам - использование глобальных сетей в качестве источника дополнительных учебных материалов и информации. Конечно, в этом случае используется лишь малая часть его потенциала, но все же он дает учащимся доступ к актуальной и аутентичной информации, которую не всегда можно получить из других источников. Это значительно повышает интерес и мотивацию учащихся к проекту. В этом отношении очень полезны сайты Британского совета и Британской вещательной корпорации (BBC) [1].
Одним из таких сервисов является StoryJamper (https://www.storyjumper.com/ ). Этот ресурс используется для создания ярких и красочных интерактивных книг. Сервис прост в использовании, а все функции проиллюстрированы фотографиями. Имеется библиотека иллюстраций, а также можно загружать собственные фотографии и графические элементы.
Преимущества StoryJamper заключаются в следующем:
- возможность писать и иллюстрировать истории;
- простые и понятные встроенные инструменты;
- имеется база данных существующих фотографий;
- ученики могут загружать собственные фотографии в качестве фона для сцен или вставлять их в рассказ, чтобы сделать его более индивидуальным;
- есть возможность записывать свой голос, а также вводить текст.
Однако у сервиса StoreJamper есть как преимущества, так и недостатки:
- многие из имеющихся шрифтов не совместимы с русскими макетами;
- книги можно только скачать, т.к. получить бумажные издания возможно только за плату.
Следующим интернет-ресурсом, который может использоваться в проектной деятельности, является блог. В современных условиях потенциал использования блогов в образовательном процессе возрастает. Блог - это веб-сайт, основным содержанием которого является регулярное добавление записей, содержащих текст, изображения и мультимедиа.
Можно выделить следующие наиболее популярные блог-платформы:
- Живой журнал (http://www.livejournal.com)
- LiveInternet.ru (http://www.liveinternet.ru)
- Diary.ru (http://www.diary.ru)
- Рамблер-Планета (http://planeta.rambler.ru)
- Я.ру (http://my.ya.ru) [4].
Блоги создаются отдельными учениками или группами учеников. Создание таких блогов побуждает учеников искать дополнительные материалы и ссылки на созданные сайты. Таким образом, блоги становятся мини-проектами, поощряющими самостоятельную работу, независимость и ответственность учеников. Такие блоги интерактивны, и ученики могут обсуждать прочитанный материал, оставлять комментарии, предложения и замечания в блоге. Это также хорошая возможность для учеников попрактиковаться в написании текстов при создании блога.
Использование метода проектов в учебном процессе способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Во-первых, участие в проекте требует от учащихся активного общения и сотрудничества. Во-вторых, выполняя проекты, учащиеся вынуждены четко и ясно излагать свои мысли и идеи, убеждать других в правильности своего подхода. Это помогает им развивать навыки убедительной речи и аргументации. На наш взгляд, перечисленные интернет-ресурсы отлично подходит для выполнения проектов.
В заключение отметим, что эффективность использования интернет-технологий в учебном процессе во многом зависит от педагогической и методической обоснованности их применения на конкретных этапах обучения. Однако мы считаем, что это описание требует более глубокого теоретического осмысления и анализа опыта наших коллег, что даст вектор для дальнейшего развития нашего исследования.
Список литературы
Agapova, T. V. The role of modern pedagogical technologies in development of students' cognitive interests / T. V. Agapova, L. Yu. Aisner // Проблемы современной аграрной науки : Материалы международной научной конференции , Красноярск, 15 октября 2018 года. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2018. – P. 225-228. – EDN YONVTN.
Николаева Т. А., Заеко О. В. Обзор интернет-ресурсов, применяемых в процессе обучения английскому языку // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №2.
Семененко, Н. И. Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС / Н. И. Семененко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 286-288
Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. — 2012