Эвтаназия и ее правовое регулирование в Российской Федерации - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Эвтаназия и ее правовое регулирование в Российской Федерации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На данный момент назрела огромнейшая проблема, которая заключается в разногласиях между работниками юриспруденции, церкви, медицины, а также философов и социологов, которые по-разному высказываются относительно легализации уже присутствующей в нашей жизни эвтаназии. Каждый объясняет феномен жизни с позиции своей профессии и внутренних убеждений. Для одних - это небесный подарок, священный дар и этот дар ни в коем случае не должен прерываться, кроме как по воле господа. По мнению других жизнь не должна превращаться в мучения для тех, кто болен неизлечимыми болезнями. Ведь в данном случае страдает не только больной, но и его родные таже принимают страдания, наблюдая за медленной смертью близкого человека.

Главным доводом в борьбе за или против эвтаназии является её запрет на уровне законодательства и возможность применения по результатам социологических опросов.

Современное трактование эвтаназии включает множество взаимосвязанных аспектов, но чаще всего применяют только биолого-медицинский, морально-нравственный, юридический и религиозный.

До недавнего времени в России не уделяли должного внимания рассмотрению и обсуждению такой актуальной, в настоящее время, теме, как эвтаназия. Активные научные дискуссии приходились на период с 2006 по 2014 года. Среди авторов не сложилось единого понимания рассматриваемого термина. Кроме того, необходимо обратить внимание, что большая часть населения не знают, что такое эвтаназия или обладают ошибочным пониманием.

Половина граждан нашей страны (51%) имеют представление о сущности и значении эвтаназии только в общих чертах. Большая часть опрошенных респондентов имела высшее образование (65%) и возраст 45-59-лет (63%). К сожалению, 37% россиян не знают, что такое эвтаназия. Ещё 8% опрошенных дали неправильный ответ.1

Термин euthanasia - (от греч. - хорошая, лёгкая смерть) был введён Ф. Бэконом. Следовательно, под эвтаназией подразумевается наделение правом человека причинить себе смерть по своей воле.

Сложность восприятия такой актуальной проблемы состоит в том, что естественное право на жизнь и реализация эвтаназии, т.е. воплощение права на смерть идут рядом - нога в ногу.

Право на жизнь уникально, оно возникает с рождением человека. Жизнь имеет временные рамки и исчисляется периодом своей продолжительности, который конкретно индивидуален. Данное право носит временный характер и перестаёт существовать в момент смерти субъекта.

В современной науке под эвтаназией понимают действия умышленного характера, ускоряющие наступление лёгкой (не мучительной) смерти неизлечимо больного человека с целью облегчить его страдания, прекратить мучения, которое осуществляется по собственному желанию больного (потерпевшего) и выполняется самим лицом, медицинским сотрудником или другим лицом.

В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации запрещает применять любой вид эвтаназии, т.е. в активной или пассивной её форме

Данное положение закреплено в статье 45 Федерального закона «Об основа охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где установлено, что: «медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение пациента»2.

Запрет эвтаназии обусловлен юридическими, медицинскими и религиозными факторами.

Право всегда тесно связано с моралью и религией. Христианство всегда отвергает возможность введения в практику эвтаназии, считая её разновидностью убийства. А причинение смерти в свою очередь нарушает одну из основных христианских заповедей - не убей. Православие относится к жизни человека как чему-то святому и воспринимает как небесный подарок, считает, что грешно отнимать то, что даровано свыше.

Древний философ Августин так же отрицательно относился к самоубийству, находя самостоятельный уход из жизни чем-то трусливым и презренным, т.е. проявлением слабости. Понятия самоубийство и эвтаназия, вплоть до эпохи Просвещения, считались идентичными понятиями и не требовали разграничения. Впервые возможность применения эвтаназии была высказана Ф. Бэконом и впоследствии медиками стали обсуждаться вопросы необходимости совершения действий, направленных на облегчение мучений умирающих.

В России адвокат А.Ф. Кони полагал, что применение эвтаназии возможно только при наличии следующих обстоятельств: желание о прекращении жизни должно быть осознанным; просьба должна исходить от больного; просьба должна быть настойчивой. Также он считал, что практиковать уход из жизни таким способом, возможно только в случае, если мучения больного с помощью лекарств и медицины уже невозможно прекратить, а также при наличии подтверждения того, что спасти жизнь уже невозможно, до совершения данного действия необходимо заблаговременно известить об этом прокуратуру.

Большую роль в применении эвтаназии играют этические нормы медицины. Согласно им, врач обязан лечить (облегчать страдания), не навредить пациенту, то есть оказывать качественную и своевременную медицинскую помощь. Эвтаназия, с одной стороны, явно прекращает страдания человека, но, с другой стороны, способна нанести вред пациенту, который исправить в дальнейшем не представляется возможным.

Такого же рода табу содержится в присяге каждого врача – в клятве Гиппократа. Вместе с тем, при проведении опросов медицинских работников, выяснилось, что, те сотрудники, которые допускают возможность применения эвтаназии, уверяют о необходимости её проведения только специальными обученными людьми - врачами.

За небольшим исключением респонденты, допускающие эвтаназию, уверены, что проводить её должен отдельный специально уполномоченный на это врач-специалист. Об этом сообщили 83% опрошенных. Ещё 15% считают, что исполнителем процедуры должен быть лечащий врач, 2% допускают, что это может делать медицинская сестра3.

Выделяют 2 формы эвтаназии: пассивную и активную.

Пассивная эвтаназия — добровольные действия (бездействия), направленные на наступление смерти. Например, когда лечение не назначается, либо лечение, которое было начато попросту прекращается.

Пассивная эвтаназия в большинстве случаев представляет собой бездействие. Например, в не подключении аппаратов, поддерживающих жизнь, выписке безнадёжно больного из медицинского учреждения либо же, когда сам больной не предпринимает никаких действий для излечения.

Если руководствоваться нормами морали, то здесь немаловажную роль играет само лечение, а точнее процесс его реализации. В одних случаях лечение ещё даже не было начато, в других лечение, которое уже прошло точку старта – прекращается.

Активная эвтаназия — интенсивное умерщвление, то есть деяние, выраженное в форме действия, которое направлено на прекращение жизнедеятельности больного человека, например, с помощью введения смертельной инъекции. Существует 3 вида активной эвтаназии, а именно:

1) убийство (умерщвление) из сострадания (когда при жизни больной испытывает мучения. В данном случае жизнь прерывается третьим лицом, например, врачом, даже без согласия пациента),

2) добровольная активная эвтаназия,

3) самоубийство (суицид в присутствии медицинского работника).

Для второго и третьего вида активной эвтаназии, основным основанием служит согласие (или даже требование) её проведения со стороны больного. Например, при добровольной активной эвтаназии врач по просьбе больного делает ему смертельную инъекцию, а самоубийство осуществляется самим больным, но при этом присутствует врач, который передаёт в руки больного средство, с помощью которого последний имеет возможность покончить с собой.

Основным аргументом сторонников активной эвтаназии является право человека на самоопределение, т.е. право самостоятельно распорядиться собственной жизнью4.

Если же рассматривать эвтаназию как вид убийства, то важное значение имеет направленность умысла. При реализации эвтаназии умысел лица, которое совершает определённые действия, хоть и направлен на прекращение жизни, но, в свою очередь, связан с доминирующим фактором – мотивом сострадания, т.е. в содействии тяжело больному человеку уменьшения страданий согласно его воле.

Показательным примером, в этом случае, является исковое заявление, рассмотренное Ленинским районным судом г. Ставрополя от 27.12.2021 г., где заявитель обосновывает своё право на эвтаназию тем, что «испытывать как физические, так и психические муки из-за наличия неизлечимого заболевания, его личных переживаний по поводу болезни, а также переживания близких для него людей, не может являться достойным по отношению к нему...каждый имеет право на жизнь. Следовательно, ч.1 ст.20 Конституции РФ закреплено право, а не обязанность жить, таким образом можно сделать вывод, что у человека должно иметься наряду с правом на жизнь – право на смерть, которое может быть реализовано путём применения с согласия пациента, либо его близких родственников, в исключительных случаях процедуры эвтаназии»5.

Действующим Уголовным кодексом РФ эвтаназия квалифицируется по ч.1 ст.105 УК РФ (убийство). Так, в приговоре Ижемский районный суд указывает, что «факт совершения З. преступления из чувства жалости к своей сожительнице Р. Из-за сильных болей, которые она испытывала, а также в связи с просьбами самой потерпевшей Р., о невиновности З. не свидетельствует и не является основанием для прекращения уголовного дела в отношении З., а содеянное им подлежит квалификации как уголовно- наказуемое деяние в соответствии с направленностью умысла»6.

В литературе сложились несколько подходов к квалификации указанного деяния.

Во-первых, осуждение по одной и той же статье человека, который намеренно, против воли потерпевшего, лишил его жизни, и человека, который по убедительной просьбе потерпевшего прекратил его страдания, не отвечает требованиям гуманности и справедливости7.

Во-вторых, совершение эвтаназии невозможно абсолютно точно квалифицировать как убийство, поскольку здесь важную роль играет воля потерпевшего. Добровольное согласие лица ухода из жизни при совершении эвтаназии является главным признаком. Убийство же характеризуется как насильственный акт, а он в свою очередь предусматривает применение насилия по отношению к потерпевшему против его воли.

С учётом того, что эвтаназия проводится по просьбе потерпевшего, либо же из сострадания к больному, с целью прекращения мучений, эвтаназия должна предусматривать пониженную уголовную ответственность, т.е. выступать смягчающим вину обстоятельством.

Субъективная сторона состава преступления играет важную роль в разграничении составов эвтаназии и убийства. Она всегда будет выражаться только в умышленной форме вины, но в данном вопросе будет иметь значение мотив и цель, выступающие обязательными признаками субъективной стороны, деяния.

Таким образом, назрела необходимость совершенствование российского законодательства с учётом существующей в практике эвтаназии. Наряду с тем, что в законодательстве имеется запрет на эвтаназию, необходимо дополнить Уголовный кодекс РФ статьёй 105.1, где предусмотреть лишение человека жизни по средством применения эвтаназии как состав со смягчающими обстоятельствами. Введение указанной нормы, поможет отграничить такое деяние от обычного убийства 8.

Список использованной литература

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023)

  2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)

  3. Решение Ленинского районного суда города Ставрополь от 27.12.2021 No 2а-5619/2021 – СПС Консультант Плюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/

  4. Приговор Ижемского районного суда Республики Коми от 20.11.2016 по делу No 1-78/2016 – СПС Консультант Плюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/

  5. Андреева, А. А. Проблема эвтаназии в современном обществе / А. А. Андреева, В. В. Приходько. — Текст: непосредственный // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2012. — № 11. — С. 861–863.

  6. Грешилова, А. О. Эвтаназия в современном праве России / А. О. Грешилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66549/

  7. Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление. Монография. М., 2006 г. 400 с.

1 Эвтаназия: за и против // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9553

2 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) – СПС Консультант Плюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/

3 Исследование: почти 60% российских врачей поддерживают право пациента на эвтаназию URL:https://cosb-mp.ru/novosti/issledovanie-pochti-60-rossijskikh-vrachej-podderzhiva yut-pravo-patsienta-na-evtanaziyu

4 Андреева, А. А. Проблема эвтаназии в современном обществе / А. А. Андреева, В. В. Приходько. — Текст: непосредственный // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2012. — № 11. — С. 861–863.

5 Решение Ленинского районного суда города Ставрополь от 27.12.2021 No 2а-5619/2021 – СПС Консультант
Плюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/

6 Приговор Ижемского районного суда Республики Коми от 20.11.2016 по делу No 1-78/2016 – СПС Консультант
Плюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/

7 Грешилова, А. О. Эвтаназия в современном праве России / А. О. Грешилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66549/

8 Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление. Монография. М., 2006 г. 400 с.

Просмотров работы: 393