Сегодня профессиональная ориентация, как отмечает Министерство Просвещения России, призвана решать ряд задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации на современном этапе развития общества. В то же время современный старшеклассник не всегда может самостоятельно оценить свои возможности, склонности, интересы и ограничения, сопоставить их с требованиями рынка труда, а прогрессивно развивающиеся инновационные процессы во всех сферах жизнедеятельности, включая и сферу образования, предъявляют всё новые требования к личности как к субъекту профессиональной деятельности.
В свою очередь профориентационные игры должны способствовать формированию ценных для профессионального самоопределения результатов, корректирующих определенные сложившиеся убеждения подростков, повышению уровня мотивации, снятию страхов и сомнений, укреплению веры в себя, созданию оснований для выбора, пониманию собственных перспектив и выстраиванию первых шагов на пути к решению приоритетных профориентационных задач.
Рассмотрим влияние профориентационных игр на повышение уровня мотивации в процессе профессионального самоопределения. Как отмечают исследователи: «Мотивация (от лат. movēre «двигать») – побуждение к действию. Психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности» [6].
«Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Мотив – одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном» [6].
Вершину известной пирамиды потребностей А. Маслоу занимает один из важнейших аспектов жизни человека – потребность в самоактуализации. Каждый человек нуждается в удовлетворении своих предрасположенностей и предпочтений, которыми он обладает в той или иной сфере деятельности, и для каждого такая область определяется в индивидуальном порядке. Например, один видит себя в раскрытии своего творческого потенциала, другой спортивного, третий хотел бы достичь каких-либо интеллектуальных высот или совершить открытие. Исходя из этого мы видим, что реализация своих определенных индивидуальных стремлений заключается в потребности человека в самоактуализации, которая зачастую становится будущей профессиональной сферой человека.
Удовлетворение потребности в самоактуализации успешно, если человек руководствуется как внешними, так и внутренними мотивами. Авторы, разграничивая виды мотивации дают следующее их толкование: «Внешняя мотивация или экстринсивная – мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация или интринсивная – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности» [6].
Проблема профессионального самоопределения становится наиболее актуальной в подростковом возрасте, когда на смену беззаботного детства перед вчерашним ребенком сегодняшним субъектом своей будущей профессиональной деятельности приходит оценка своих собственных ресурсов, склонностей и возможностей. Все большее развитие приобретают личностные интересы и ценностные ориентиры. В качестве объекта научного исследования психологические аспекты выбора профессии рассматривались учеными начиная с первых десятилетий XX века [5].
Как отмечает Л.И. Божович «Необходимость определить свое место в жизни – это основной компонент социальной ситуации развитии старшего школьника. Школьники старших классов – это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится для них тем аффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы» [1]. Личностная потребность в нахождении себя в социуме, в получении образования, интересной и востребованной профессии, обеспечивающей достойное будущее являются приоритетными направлениями и стремлениями в старшем подростковом возрасте.
Определим наиболее распространенные мотивы выбора профессиональной деятельности в подростковом возрасте. В отношении выбора профессии мотивы подразделяются также на внешние и внутренние. Если непосредственно сам процесс выполняемой конкретной деятельности приобретает наибольшее значение для человека, то речь идет о внутренней мотивации, если же на первый план выступают такие факторы как общественное признание, престиж, мнение близких друзей или родственников, то стоит говорить о внешних проявлениях мотивов выбора профессии.
«Внешние факторы мотивации сопутствуют процессу труда. Они включают давление, например советы, указания со стороны других людей, мода, престиж, факторы с относительно бессодержательной мотивировкой включают и мнения о том, что данной профессии легко научиться, так поступали друзья или родственники, учреждение находится близко от дома и другие.
Внутренние или по-другому содержательные мотивационные факторы направлены на личные, профессиональные и жизненные планы. Человека благодаря им привлекает содержание определенной профессии, присутствие практических качеств, желание приносить пользу обществу и как следствие получить общественное признание» [3].
Исследование на тему «Профориентационные игры как средство профессионального самоопределения подростков» было проведено на базе сельской малокомплектной школы согласно констатирующему, формирующему и контрольному этапу эксперимента, с помощью которого приведем некоторые статистические данные. Так в экспериментальной группе, состоящей из 15 человек (возраст опрошенных 13–17 лет) мотивами выбора будущей профессии стали такие как: личные предпочтения (личный интерес) для 6 опрошенных, что составляет 40%, заработок для 5 опрошенных (33,3%), советы родителей для 2 опрошенных (13,3%), близость к дому для 2 опрошенных (13,3%). Единично были выделены и другие мотивы, такие как: семейные ценности (6,6%), возможность работать в дружном творческом коллективе единомышленников (6,6%), стать уверенной в себе личностью (6,6%), возможность путешествовать (6,6%), престиж (6,6%), советы друзей (6,6%).
На этапе констатирующего эксперимента с целью выявления соотношения профессиональных предрасположенностей и профессиональных предпочтений было выявлено 2 опрошенных (13,3%), у которых данные показатели не совпали. Для реализации практической части исследования нами была разработана и апробирована программа сопровождения по профессиональному самоопределению подростков посредством профориентационных игр, в деятельность которой была включена группа опрошенных на этапе констатирующего эксперимента, с проведением индивидуальных занятий и консультаций для тех испытуемых, чьи профессиональные предрасположенности и профессиональные предпочтения не совпали.
В рамках данной программы были реализованы такие мероприятия как: беседа с обучающимися «Пути получения профессии. Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина), игра «Соотнесение профессии со школьными предметами», деловая игра «Телефонный звонок работодателю», беседа «Резюме», профориентационный квест «Путешествие в город Профессий», игра «Самая классная профессия», тренинговое занятие для обучающихся 9 класса «Я готов к экзаменам!» и другие.
Профориентационные игры применяемые в целях профессиональной ориентации подростков в отличие от традиционных методов характеризуются высоким уровнем готовности подростков расставлять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив; умением ставить реальные и достижимые цели, соотносить их со своими возможностями; добровольностью участия в игре; увлекательностью, наглядностью и эмоциональной насыщенностью; наличием игрового мира; вариативностью сценариев и возможностью влиять на игровую ситуацию посредством собственного выбора; образовательной направленностью; расширением представлений подростков о мире профессий; выявлением зоны дальнейшего личностного роста для более качественного решения задач самоопределения подростков; развитием навыков коммуникации и сотрудничества; возможностью мягкого управления ведущим для реализации развивающей и психо-коррекционной функции.
С помощью внедрения программы сопровождения среди обучающихся, у которых отмечалось совпадение профессиональных предрасположенностей и профессиональных предпочтений, мы смогли укрепить их профессиональный интерес, а для обучающихся, у которых соотношение профессиональных предрасположенностей и профессиональных предпочтений не совпало, были проведены дополнительные занятия и беседы, благодаря которым удалось раскрыть их потенциал в некоторых видах деятельности, выявить личностные мотивы их выбора профессии.
После проведения профориентационной работы по результатам контрольного эксперимента у 2 опрошенных (13,3%) отмечается положительная динамика в соотношении профессиональных предрасположенностей и профессиональных предпочтений.
Таким образом исходя из описания выдвинутой нами проблемы и представленных результатов исследования можно сделать вывод о том, что профориентационные игры оказывают влияние на мотивацию подростков в процессе профессионального самоопределения, а именно позволяют скорректировать преобладание внешних мотивов над внутренними, определить личностно-индивидуальные мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, раскрывающие внутренний потенциал каждого подростка для возможности удовлетворения наивысшей потребности человека в самоактуализации.
Список литературы
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. – 464 с. (Акад. пед. наук СССР) – Текст : электронный // Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M5/file/4.pdf, свободный (дата обращения: 18.12.2023) – Загл. с экрана.
Валеева, Р.Р. Игровые формы профориентационной работы [Электронный ресурс] / Р.Р. Валеева, А.Е. Давыдов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2018, ВАК. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-formy-proforientatsionnoy-raboty, свободный (дата обращения: 18.12.2023) – Загл. с экрана.
Изучение мотива выбора профессии и личностных характеристик [Электронный ресурс] – Электрон. дан. / Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/izuchenie_motiva_vybora_professii_i_lichnostnyh_harakteristik/, свободный (дата обращения: 18.12.2023) – Загл. с экрана.
Лукоянова, Н.Г. Игра как метод активизации профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ресурс] / Н.Г. Лукоянова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. – 2015. №2 (38). С. 15–19. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://mark.ugtu.net/Files/Основа/Педагогическая%20мастерская/Февраль/3.pdf, свободный (дата обращения 18.12.2023) – Загл. с экрана.
Мальцева, Л.В. Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии. [Электронный ресурс], Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-suschnosti-professionalnogo-samoopredeleniya-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii/ (дата обращения: 18.12.2023).
Мотивация [Электронный ресурс] – Электрон. дан. / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация, свободный (дата обращения: 18.12.2023) – Загл. с экрана.
Николаева, Э.Ф. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков [Электронный ресурс] / Э.Ф. Николаева, М.А. Ковалева // Науки об образовании. – 2019. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-proforientatsionnyh-igr-v-reshenii-zadach-professionalnogo-samoopredeleniya-podrostkov, свободный (дата обращения: 18.12.2023) – Загл. с экрана.
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/ (дата обращения: 18.12.2023) – Загл. с экрана.
Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: АСТ Астрель, 2009. – 704с. – (Хрестоматия по психологии).