Межполушарная асимметрия как психофизиологическая основа когнитивных стилей - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Межполушарная асимметрия как психофизиологическая основа когнитивных стилей

Гончаренко В.И. 1
1Ставропольский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для того чтобы начать говорить о межполушарной асимметрии как о мозговой основе когнитивных стилей необходимо определится со значением данного понятия.

А. Р. Лурия рассматривал ее как продукт эволюционного развития, заключающийся в высшей степени дифференциации головного мозга. В. Л. Бианки же под межполушарной асимметрией понимал определенную закономерность мозговой организации, присущую как человеку, так и высшим животным [1]. В настоящее же время, данный термин рассматривается как различие в распределении функций между правым и левым полушариями, которое обеспечивает повышение эффективности функционирования головного мозга.

Межполушарная асимметрия во многих исследованиях выступает основой индивидуальных различий для многих психических процессов и форм психической деятельности. Так, по мнению многих авторов, она может являться основой для различия когнитивных особенностей, одними из которых являются когнитивные стили [2].

Когнитивные стили  - это устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий [4].Потому как они являются важной характеристикой того, как человек мыслит, воспринимает и обрабатывает информацию, знание его мозговых особенностей, позволит нам сделать определенные прогнозы об успешности человека в каком-либо виде деятельности. А также поможет подобрать соответствующие способы, которые сделают ее наиболее эффективной, что является крайне важным для учебной и последующей трудовой деятельности.

Актуальность нашего исследования как раз таки заключается в том, что, не смотря на повышенное внимание современных специалистов к головному мозгу человека и к механизмам его функционирования, он изучен всего на 10%, но в связи с активным развитием компьютерных технологий, нейрокибернетики, нейропсихологии наши возможности расширяются. И мы можем получить наиболее полные представления о мозговой основе многих психических особенностей, к которым относятся когнитивные стили.

Изучив исследования ряда авторов, таких как: Б. Лу Ливер, М. Эрман, К. Безингер, мы заметили, что они изучали преимущественно основные конструкты когнитивных стилей – синоптик/эктеник, аналитичность/ холистичность, которые наши современники совсем недавно соотнесли с выделенными группами когнитивных стилей импульсивность/рефлексивность. Однако исследований связанных с рассмотрением влияния межполушарной асимметрии на когнитивные стили в современные периоды, к сожалению, не так много, не смотря на достаточно высокую актуальность.

В своем экспериментальном исследовании мы решили установить наличие влияние полушарного доминирования для когнитивного стиля импульсивность/рефлексивность, потому как именно данный когнитивный стиль многие авторы связывают с показателем успеваемости и успешности в обучении, что является для нас достаточно важным, потому как мы исследуем группу студентов.

Исследование проводилось на базе ставропольского государственного медицинского университета. В нем приняли участие: 31 студент 1-3 курса, возраст которых составил 17-23 года.

Методики, которые применялись для определения когнитивного стиля это методика сравнение похожих картинок Дж. Кагана и пробы А. Р. Лурия на определение доминантного полушария.

По результатам первой методики «Сравнение похожих картинок» было установлено, что у 39% испытуемых наблюдается рефлексивный когнитивный стиль, у 35% импульсивный, у 16% быстрый/точный и у 10% медленный/неточный.

По результатам проб Лурия, испытуемые поделились на лиц с правополушарным типом доминирования 52% и левополушарных 48 %.

При сопоставлении результатов, нам удалось заметить, что у 58% студентов с рефлексивным когнитивным стилем доминирующим является левое полушарие. Что объясняется тем, что именно для него характерна логичность, структурированность, аналитико-синтетическая деятельность и детальное восприятие, что ложится в основу рефлексивного когнитивного стиля, который характеризуется тщательным обдумыванием возникшей задачи, более длительным анализом ее и принятием верного решения.

У студентов же с импульсивным когнитивным стилем у 64% доминирующим является правое полушарие. Это можно объяснить тем, что правое полушарие отвечает у нас за целостное восприятие, при котором определённым деталям внимания не уделяется, это значительно повышает время обработки информации, но также и повышает и вероятность ошибок. Важной характеристикой правого полушария является его творческая деятельность, направленным на преобразование, совершенствование и поиск новых эффективных схем решения. Доминирование правого полушария и ложится в основу импульсивного когнитивного стиля.

При сопоставлении результатов с быстрым/точным когнитивным стилем и медленным/неточным удалось установить, что у 100% исследуемых студентов с быстрым/точным когнитивным стилем наблюдается доминирование правого полушария. А с медленным/неточным у 100% наблюдается доминирование левого полушария. Данное явление, по нашему мнению, может быть связано с более высоким показателем интеллекта лиц с быстрым/точным когнитивным стилем, что позволяет им на основании своих знаний и навыков даже при быстром анализе информации воспринимать ее целостно и правильно. Именно их интеллект позволяет им совершать меньшее количество ошибок при небольшой затрате времени. Показатели же медленных/ неточных испытуемых могут быть объяснены тем, что прогностическая деятельность таких лиц очень плохо развита, что мешает им в принятии верного решения даже при длительном анализе информации[3].

Также, хоть и в меньшем процентном соотношении, но все же были испытуемые с рефлексивным когнитивным стилем и правополушарным доминированием и с импульсивным и левополушарным доминированием, на наш взгляд эти данные и данные испытуемых с быстрым/точным и медленным/неточным когнитивным стилем, позволяют подтвердить нашу гипотезу. О том, что межполушарная асимметрия является лишь одним из факторов детерминирующих развитие определённого когнитивного стиля, на них также может оказывать вяление фактор интеллекта, тренировки, обучения, межполушарного взаимодействия и т д

В заключении можно сказать, что проблема межполушарной асимметрии и когнитивных стилей является еще недостаточно разработанной и только набирает свою популярность среди современных ученных. Связано это с тем, что понимание мозговой основы когнитивных стилей дает перспективу для эффективного использования своих особенностей в учебной и трудовой деятельности.

Список литературы

  1. Бианки В. Л. Асимметрия мозга животных. Л.: Наука, 1985. - 295 с. [Электронный ресурс https://www.studmed.ru(дата обращения: 07.03.2023)]

  2. Гейцы Э. Д. Межполушарная асимметрия мозга как психофизиологическая основа различий в развитии психических процессов, деятельности и поведении детей/ Гейцы Э. Д.// Успехи современного естествознания. 2004. №3 [Электронный ресурс https://natural (дата обращения: 12.04.2023)]

  3. Дюпина С. А. Различия в запоминании бессмысленного материала студентами при расщеплении полюсов когнитивного стиля «Импульсивность/рефлексивность» // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №2. [Электронный ресурс https://cyberleninka.ru (дата обращения: 08.04.2023)]

  4. Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля. Москва: Издательство Юрайт, 2019 — 255 с. [Электронный ресурс https://studme.org/ (дата обращения: 05.03.2023)]

  5. Холодная М. А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума ума. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с. [Электронный ресурс https://docs.yandex.ru (дата обращения: 17.05.2023)]

  6. Шарова Е.В., Ениколопова Е.В., Зайцев О.С., Болдырева Г.Н., Трошина Е.М., Окнина Л.Б. Руководство по функциональной межполушарной асимметрииМ.: Научный мир, 2009. 836 с. [Электронный ресурс https://docs.yandex.ru(дата обращения: 11.05.2023)]

Просмотров работы: 97