Современные маркетинговые стратегии в мировой экономике рассматриваются как важнейшее условие и неотделимый инструмент повышения финансовой эффективности деятельности предприятий различных сфер деятельности.
Вопросы, связанные с изучением влияния проводимой маркетинговой политики на рыночную капитализацию, прибыльность предприятий, рентабельность продаж являются в настоящее время одними из наиболее актуальных для руководителей как зарубежных, так и российских компаний.
Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.
Маркетинговая политика – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации.
Практика применения маркетинговой политики оказывает значительное воздействие на покупателей, продавцов и обычных граждан, играя важную роль в их поведении.
Ее целями являются обеспечение максимального уровня потребления, достижение максимальной удовлетворенности потребителей, предоставление широкого ассортимента товаров и услуг, а также повышение качества жизни.
Влиятельнейшие экономисты планеты утверждают, что успешная маркетинговая стратегия организации немыслима без учета финансовой составляющей. Они объясняют это следующим образом: без финансовой грамотности маркетологу практически невозможно достичь высшего уровня в структуре организации. Ему обязательно необходимо осознавать финансовую отчётность, быть в курсе денежных потоков, изучать балансы и формировать сметы.
Такие понятия, как оборачиваемость активов, рентабельность инвестиций, рентабельность активов, движение ликвидности, добавочная стоимость, рыночная капитализация и затраты на капитал, должны стать для него такими же знакомыми, как продажи, доля рынка или валовая прибыль. [2, с. 138].
Значение акционерной стоимости компании также нельзя недооценивать, особенно в контексте полной и достоверной информации о различных аспектах маркетинговой политики организации.
Такая политика включает в себя успешные мероприятия, направленные на увеличение рыночных инициатив, привлечение внимания потребителей к продукции и увеличение спроса на нее. Вся эта деятельность влияет на рентабельность инвестиций и курс акций компании.
В мире маркетинга неотъемлемой частью является владение специалистов профессиональными компетенциями, которые непременно должны включать умение связывать между собой различные рыночные и финансовые показатели.
Современными специалистами выделяется большое количество показателей оценки эффективности маркетинговой стратегии, которые разделяются, в первую очередь, на финансовые и нефинансовые показатели.
Причем отмечается, что рассчитать уровень применимости каждого из них в мировой и отечественной практике довольно затруднительно в силу того, что информация такого рода, обычно является коммерческой тайной [1].
Вопросы, связанные с влиянием маркетинга на финансовое состояние предприятий, стали актуальными сравнительно недавно, и единые методические подходы к оценке финансовой эффективности маркетинговых стратегий до сих пор не разработаны.
Эффективность любых хозяйствующих субъектов формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, а также обусловлена взаимодействием различных подсистем, в том числе и маркетинговой деятельности. Это положение определяет современную роль маркетинга в формировании эффективности функционирования предприятия, с учетом составляющих его внутренней и внешней среды.
В данной статье было рассмотрено влияние маркетинговой деятельности на формирование эффективности некоторых внутренних подсистем хозяйствующих субъектов: производства, инвестиционной и инновационной направлений развития, а также влияние на финансовые результаты организации.
Можно сказать, что повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок достигается за счет маркетинговой деятельности, основанной на выборе современных научных и практических направлений и анализе конкурентных действий.
В данном контексте, производитель, обладая точной информацией о потребителе, может не только экономить ресурсы, но и превращать его в постоянного и верного партнера. Разрыв отношений с таким клиентом повлечет за собой новые затраты с обеих сторон.
Взаимосвязь показателей финансово-экономической деятельности предприятия и отдельных характеристик маркетинга наглядно представлена в Таблице 2. [3]
Таблица 2
Взаимосвязь финансово-экономических показателей предприятия и маркетинговых характеристик
Показатели деятельности предприятия |
Роль маркетинга в формировании показателей̆ |
Маркетинговые показатели (характеристики), определяющие показатели деятельности предприятия |
Соотношение собственных и заемных средств |
Обеспечение притока собственных денежных средств согласно прогнозу объемов сбыта Прогноз спроса с целью определения объемов пополнения оборотных средств |
Прогноз объемов реализации. Прогноз коэффициентов сезонности. |
Рентабельность активов. |
Обеспечение загрузки производственных мощностей за счет прогнозов объемов сбыта |
Программа производства (объемы, ритмичность) |
Продолжение Таблицы 2
Ликвидность предприятия |
Возможность быстрой реализации товаров и активов |
Параметры рыночного потенциала. |
Оборачиваемость активов |
Обеспечение загрузки производственных мощностей. |
Объемы реализации |
Платежеспособность предприятия |
Стабильность финансовых потоков |
Прогноз объемов реализации |
Таким образом, очевидно, что в процессе формирования эффективности финансовой̆ деятельности различных хозяйствующих субъектов, роль маркетинга является одной̆ из приоритетных и может рассматриваться в контексте следующих направлений:
1) Исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность включает в свой состав:
Анализ рынка;
Анализ потребителей̆;
Анализ товаров;
Изучение и анализ конкурентов.
При помощи маркетинговых исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, определить потребителей̆ продукции, способ подачи рекламы и т. д., иными словами, маркетинговые исследования повышают в целом прибыльность предприятия;
2) Экономия внутренних ресурсов.
Маркетинг позволяет сэкономить внутренние ресурсы хозяйствующих субъектов за счет:
Точности прогнозов;
Более результативных коммуникаций;
Товаров, которые удовлетворяют потребностям рынка;
Снижения затрат;
Подбора стабильных партнеров.
3) Эффективность управления взаимосвязями во внешней̆ среде.
Под эффективностью управления взаимосвязями во внешней̆ среде следует понимать удовлетворенность потребителей̆ в контексте последующего повышения финансового благосостояния предприятия.
Именно маркетинг обеспечивает изучение и удовлетворение потребностей̆, в том числе и потребностей̆ партнеров.
Опираясь на все выше сказанное можно сделать вывод о том, что маркетинговая политика играет важную роль в процессе развития предприятия. Ее грамотное применение позволяет не только повысить узнаваемость бренда и привлечь новых клиентов, но и влиять на финансовые показатели предприятия в целом.
Список использованных источников
Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности: Учебное пособие. / Т. Б. Бердникова, М. : ИНФРА-М, 2017
Анализ товара: направления и концепции. Трехуровневая модель анализа товара. Студопедия. URL: https://studopedia.ru/3_89423_analiz-tovara-napravleniya-i-kontseptsii-trehurovnevaya-model-analiza-tovara.html
Романенкова О.Н. Маркетинговые исследования. Теория и практика: Учебник. - М.: Юрайт, 2016