Влияние маркетинговой политики на финансовые показатели предприятия - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Влияние маркетинговой политики на финансовые показатели предприятия

Багаева К.В. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные маркетинговые стратегии в мировой экономике рассматриваются как важнейшее условие и неотделимый инструмент повышения финансовой эффективности деятельности предприятий различных сфер деятельности.

Вопросы, связанные с изучением влияния проводимой маркетинговой политики на рыночную капитализацию, прибыльность предприятий, рентабельность продаж являются в настоящее время одними из наиболее актуальных для руководителей как зарубежных, так и российских компаний.

Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.

Маркетинговая политика – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации.

Практика применения маркетинговой политики оказывает значительное воздействие на покупателей, продавцов и обычных граждан, играя важную роль в их поведении.

Ее целями являются обеспечение максимального уровня потребления, достижение максимальной удовлетворенности потребителей, предоставление широкого ассортимента товаров и услуг, а также повышение качества жизни.

Влиятельнейшие экономисты планеты утверждают, что успешная маркетинговая стратегия организации немыслима без учета финансовой составляющей. Они объясняют это следующим образом: без финансовой грамотности маркетологу практически невозможно достичь высшего уровня в структуре организации. Ему обязательно необходимо осознавать финансовую отчётность, быть в курсе денежных потоков, изучать балансы и формировать сметы.

Такие понятия, как оборачиваемость активов, рентабельность инвестиций, рентабельность активов, движение ликвидности, добавочная стоимость, рыночная капитализация и затраты на капитал, должны стать для него такими же знакомыми, как продажи, доля рынка или валовая прибыль. [2, с. 138].

Значение акционерной стоимости компании также нельзя недооценивать, особенно в контексте полной и достоверной информации о различных аспектах маркетинговой политики организации.

Такая политика включает в себя успешные мероприятия, направленные на увеличение рыночных инициатив, привлечение внимания потребителей к продукции и увеличение спроса на нее. Вся эта деятельность влияет на рентабельность инвестиций и курс акций компании.

В мире маркетинга неотъемлемой частью является владение специалистов профессиональными компетенциями, которые непременно должны включать умение связывать между собой различные рыночные и финансовые показатели.

Современными специалистами выделяется большое количество показателей оценки эффективности маркетинговой стратегии, которые разделяются, в первую очередь, на финансовые и нефинансовые показатели.

Причем отмечается, что рассчитать уровень применимости каждого из них в мировой и отечественной практике довольно затруднительно в силу того, что информация такого рода, обычно является коммерческой тайной [1].

Вопросы, связанные с влиянием маркетинга на финансовое состояние предприятий, стали актуальными сравнительно недавно, и единые методические подходы к оценке финансовой эффективности маркетинговых стратегий до сих пор не разработаны.

Эффективность любых хозяйствующих субъектов формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, а также обусловлена взаимодействием различных подсистем, в том числе и маркетинговой деятельности. Это положение определяет современную роль маркетинга в формировании эффективности функционирования предприятия, с учетом составляющих его внутренней и внешней среды.

В данной статье было рассмотрено влияние маркетинговой деятельности на формирование эффективности некоторых внутренних подсистем хозяйствующих субъектов: производства, инвестиционной и инновационной направлений развития, а также влияние на финансовые результаты организации.

Можно сказать, что повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок достигается за счет маркетинговой деятельности, основанной на выборе современных научных и практических направлений и анализе конкурентных действий.

В данном контексте, производитель, обладая точной информацией о потребителе, может не только экономить ресурсы, но и превращать его в постоянного и верного партнера. Разрыв отношений с таким клиентом повлечет за собой новые затраты с обеих сторон.

Взаимосвязь показателей финансово-экономической деятельности предприятия и отдельных характеристик маркетинга наглядно представлена в Таблице 2. [3]

Таблица 2

Взаимосвязь финансово-экономических показателей предприятия и маркетинговых характеристик

Показатели деятельности предприятия

Роль маркетинга в формировании показателей̆

Маркетинговые показатели (характеристики), определяющие показатели деятельности предприятия

Соотношение собственных и заемных средств

Обеспечение притока собственных денежных средств согласно прогнозу объемов сбыта
и дебиторской задолженности.
Определение объема заемных средств: программа инвестиций, формируемая на основе маркетинговых исследований.

Прогноз спроса с целью определения объемов пополнения оборотных средств

Прогноз объемов реализации. Прогноз коэффициентов сезонности.
Определение цен товаров

Рентабельность активов.
Доля активной части основных средств

Обеспечение загрузки производственных мощностей за счет прогнозов объемов сбыта

Программа производства (объемы, ритмичность)

Продолжение Таблицы 2

Ликвидность предприятия

Возможность быстрой реализации товаров и активов

Параметры рыночного потенциала.
Лояльность покупателей. Позитивный имидж среди покупателей и партнеров

Оборачиваемость активов

Обеспечение загрузки производственных мощностей.
Достижение объемов сбыта, стимулирующих оптимальную оборачиваемость

Объемы реализации

Платежеспособность предприятия

Стабильность финансовых потоков

Прогноз объемов реализации

Таким образом, очевидно, что в процессе формирования эффективности финансовой̆ деятельности различных хозяйствующих субъектов, роль маркетинга является одной̆ из приоритетных и может рассматриваться в контексте следующих направлений:

1) Исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность включает в свой состав:

  1. Анализ рынка;

  2. Анализ потребителей̆;

  3. Анализ товаров;

  4. Изучение и анализ конкурентов.

При помощи маркетинговых исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, определить потребителей̆ продукции, способ подачи рекламы и т. д., иными словами, маркетинговые исследования повышают в целом прибыльность предприятия;

2) Экономия внутренних ресурсов.

Маркетинг позволяет сэкономить внутренние ресурсы хозяйствующих субъектов за счет:

  1. Точности прогнозов;

  2. Более результативных коммуникаций;

  3. Товаров, которые удовлетворяют потребностям рынка;

  4. Снижения затрат;

  5. Подбора стабильных партнеров.

3) Эффективность управления взаимосвязями во внешней̆ среде.

Под эффективностью управления взаимосвязями во внешней̆ среде следует понимать удовлетворенность потребителей̆ в контексте последующего повышения финансового благосостояния предприятия.

Именно маркетинг обеспечивает изучение и удовлетворение потребностей̆, в том числе и потребностей̆ партнеров.

Опираясь на все выше сказанное можно сделать вывод о том, что маркетинговая политика играет важную роль в процессе развития предприятия. Ее грамотное применение позволяет не только повысить узнаваемость бренда и привлечь новых клиентов, но и влиять на финансовые показатели предприятия в целом.

Список использованных источников

  1. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности: Учебное пособие. / Т. Б. Бердникова, М. : ИНФРА-М, 2017

  2. Анализ товара: направления и концепции. Трехуровневая модель анализа товара. Студопедия. URL: https://studopedia.ru/3_89423_analiz-tovara-napravleniya-i-kontseptsii-trehurovnevaya-model-analiza-tovara.html

  3. Романенкова О.Н. Маркетинговые исследования. Теория и практика: Учебник. - М.: Юрайт, 2016

Просмотров работы: 116