Зарубежный опыт предоставления государственных и муниципальных услуг - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Зарубежный опыт предоставления государственных и муниципальных услуг

Бектяшкина Д.С. 1
1ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодня в международной практике понимание государственной услуги представляется в виде особого рода деятельности по оказанию услуг как формы осуществления функций самого госу­дарства, а также органов местной власти, хотя, в соответствии с положением о статусе местного самоуправления они не могут рассматри­ваться в качестве государственных. В этой связи, мировая практика говорит об особой важности, которую государства придают совершенствованию государственной сферы, а также о срочной координации указанного процесса на уровне правительства.

Активные перемены, которые совершаются в мире, должны заставить большинство государств приступить к модернизации действующей системы госу­дарственного управления, включая и сферу государственных услуг, для быстрейшей адаптации её к изменениям как в политической, так и в экономической стратегии. Исследование международного опыта помогает обнаружить ключевые подходы и правила, применяемые в зарубежной практике, с целью осуществления реформы государст­венных органов, а именно, оказанию государственных услуг, следующего направления [1]:

– выполнение данных реформ должно происходить согласно строго обозначенным принципам;

– совершенствование реформ должно быть возложено на государственный орган достаточно крупного уровня, который бы напрямую отвечал перед президентом или прави­тельством страны;

– реализация реформ должна сопровождаться формированием многочисленной сети научных, консультационных, а также обучающих и иных сопровождающих органов;

– осуществление реформ должно сопровождаться с наиболее большим использованием качественных информационных разработок;

– процедура модернизация оказания государственных услуг должна быть прочно связана с применением на деле обязательной «обратной связи» с самим клиентом;

– процедура модернизация оказания государственных услуг может продолжаться весьма продолжительное время [2].

Стоит отметить, что в деятельности регламентации многих государственных услуг или осуществляемых функций государственных структур зарубежных государств нет чётких аналогий применения административных регламентов.

При этом, это не мешает данным государствам, успешно совершенствовать собственное государственное управление, поскольку они обуславливают устройство своей модели «эффективного и результативного государства» с реализацией их в работу государственного управления, так называемых формализованных принципов, которые стараются узаконить определённым набором стандартных положений.

Так, например, под достаточно схожими определениями, принятыми в международной практике, бывает скрыто весьма разнообразное понимание. В некоторых случаях, в деятельности государственных органов Соединённых Штатов Америки может применяться такое определение как «административное регулирование» или аdmіnіstrаtіvеrеgulаtіоns, который на деле отражает показ правил отношений как внутри самой организации, так и организации со своими заявителями. Во многих странах ЕС в отношении к государственным учреждениям могут использоваться мере некого «административного упрощения» или аdmіnіstrаtіvеsіmрlіfісаtіоn, которые зачастую схожи с теми, что в нашей стране представляет собой регламентация.

В этой связи, невзирая на существующие определения, следует отметить такие задачи регламентации как:

– расширение управляемости;

– увеличение уровня эффективности и достижений надзора;

– реализации прозрачности и управляемости объекта;

– совершенствование административных процедур и расширение спектра задач для внедрения ИТ-технологий;

– обеспечение требуемых ресурсов с целью выполнения возложенных задач.

В этой связи, продвижение стран с помощью законодательных норм по услугам, стараются отвечать высокому положению «государств социаль­ных», а именно, стран, где основная деятельность которых нацелена на защиту и обеспечение потребностей населения можно считать вполне положительной. При этом, уровень благосостояния жизни граждан, а также само качество предоставляемых им услуг в большинстве своём пересекаются. Так, уровень состояния качества услуг, может непосредственным образом воздействовать на указанный здесь показатель.

Стоит отметить, что в Англии, начиная с 90-х годов прошлого века были утверждены новые меры по реформированию государственного управления, а именно, «Белая книга» и десятилетняя программа «Хартия граждан», способные увеличить нормы по качеству оказания государственных услуг, расширить перечень новых услуг. При этом, новый механизм корректирования государственных услуг может состоять из общегодового плана по государственным затратам,соглашения по госу­дарственным услугам, специального коми­тета по государственным услугам по помощи в реформировании услуг, а также ежегод­ного отчета, охватывающего все полученные итоги для ознакомления правительства и граждан.

Стоит отметить, что на сегодня страны ЕС имеют самый проработанный механизмом для осуществления процедуры правового регулирования в деле оказания услуг. При этом, весьма значительный уровень оптимизации услуг был осуществлён как посредством формирования внутреннего рынка, так и с помощью институциональной системе отечественного свойства. Так, определённая степень свободы по предоставлению услуг служит в качестве приоритетной свободой совместно с продвижением граждан, а также товаров и средств, отражённых в Римском договоре и осуществляемых путём формирования общего внутреннего рынка стран европейского содружества. В этой связи, свобода оказания услуг может состоять и в запрете для некоторые ограничения запретов, действующих в виде мер по непосредственному ограничению на основании имеющегося гражданства, или ряда мер, используемые без ограничений для поставщиков услуг в зависимости от их принадлежности или регулярно проживания.

Следует добавить, что государственные услуги в европейских странах строго регламентируются. Имеется даже перечень из 20 основных государственных услуг, проведение которых контролируется на уровне ЕС, как основного показателя продвижения некоторых государств к созданию «электронного правительств». При этом, данные 20 услуг состоят из двенадцати услуг для физических лиц и восьми услуг для юридических [3].

Как правило, такое продвижение можно оценивать с помощью 4 этапов:

1. Распространение публичных сведений;

2. Осуществление односторонней связи;

3. Осуществление двустороннего обмена информацией;

4. Проведение электронных транзакций, в том числе оказание и оплаты услуг.

Стоит отметить, что многолетний опыт государств ЕС будет весьма полезен при организации процесса финансирования различных муниципальных услуг. Так, сначала следует определить себестоимость самой услуги, далее найти долю расходов, способную оплачивать граждане и лишь формировать стратегию развития муниципалитета с целью реализации доходных статей бюджета, с помощью привлечения средств бизнеса, а также применение как регио­нально, так и федерального фонда имущества.

Процедура увеличения качества проведённых услуг в ЕС оценивается посредством таких факторов как быстрота, доступность граждан, точность и прозрачность предоставления услуг, соблюдение прав клиентов, личностный подход к пользователям, планомерность стратегии предоставления услуг, способность оперативного получения доступа к проверенным сведениям, а также качество проведения обслуживания.

Уже начиная с 21 века во многих государствах ЕС широко применяется программа по формированию собственных «электронных правительств». При этом, здесь подразуме­вается как правило, обеспечение населения сведениями и услугами от государственных структур органов с помощью сети-интернета. Данная деятельной, на первой стадии в некоторых передовых государствах помогла перевести чиновничью работы в электронную форму общения. При этом, автоматизировать всю процедуру управления как на муниципальном, так и федеральном уровнях становится гораздо лучше, поскольку выстраивается определённый алгоритм действий. В этой связи, на ближайшее время многие правительства ЕС собираются использовать значительные средства на перевод ряда своих подразделений на полноценный онлайновый режим общения. Стоит отметить, что по уровню данных онлайн- услуг, ведущее место принадлежит Тайваню, где порядка 65 процентов правительст­венных сайтов занимаются услугами. Далее следует Германия с 59 процентами, Австралия с 50 процентами, Новая Зеландия с 48 процентами и Сингапур с 47 процентами. Здесь, надо иметь в виду лишь те услуги, где их возможно осуществлять в режиме онлайн [4].

При этом, пристальное внимание следует уделять свободному доступу к сетям -интернета инвалидов и «людей с иными возможностями». Данная тема постоянно изучается в Европейском парламенте. На сегодня около двух процентов официальных сайтов в мире обладают конкретными видами доступа для подобного рода лиц. Прежде всего, такая деятельность хорошо организована в Соединённых Штатах Америки – порядка 38% сайтов, в Ир­ландии порядка 25%, в Австралии порядка 24%, в Италии порядка 21%, а также в Мадагаскаре порядка 18%, в Ямайке порядка 9 % и в Южной Корее около 9 %.

Таким образом, основные вопросы, касающиеся расширения системы предоставления как го­сударственных, так н муниципальных услуг для граждан. Кроме того, процедура их стандартизации и рег­ламентации имеют на сегодня важное место в проведении стратегии для большинства мировых стран, целью которой является достижение наиболее оптимальной деятельности исполнительных органов власти. Реализуются многочисленные мероприятия по улучшению государственных структур, приоритетной целью которых является увеличение качества государственных услуг, расширение сфера их применения. Осуществляется реформирование административных систем государственных органов. Направление современной политики, прежде всего, нацелено на улучшение деятельности структур как государственной власти, так местных орга­нов с целью прочного взаимодействия с гражданами. Стоит добавить, что наиболее передовые государства, занимающиеся реализацией нормативом качества в деле публичных услуг, могут показывать и разные государственные формы по подходам их применения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Заляев А. Р. Актуальные проблемы развития системы государственных и муниципальных услуг в электронном виде в регионах Российской Федерации : монография / А. Р. Заляев. – Казань : КГМУ, 2022. – 334 с.

2 Охотский Е. В. Государственное управление в современной России / Е. В. Охотский. – М. : МГИМО, 2020. – 479 с.

3 Халиков М. И. Система государственного и муниципального управления/ М. И. Халиков – 2-е изд.. – М. : Флинта, 2022. – 361 с.

4 Харченко Е. В. Система государственного и муниципального управления / Е. В. Харченко – М. :Кнорус, 2020. – 257 с.

LIST OF SOURCES USED

1 Zalyaev A. R. Actual problems of the development of the system of state and municipal services in electronic form in the regions of the Russian Federation : monograph / A. R. Zalyaev. – Kazan : KSMU, 2022. – 334 p.

2 Okhotsky E. V. Public administration in modern Russia / E. V. Okhotsky. – M. : MGIMO, 2020. – 479 p.

3 Khalikov M. I. System of state and municipal management/ M. I. Khalikov – 2nd ed. – Moscow : Flint, 2022. – 361 p.

4 Kharchenko E. V. System of state and municipal management / E. V. Kharchenko – M. : Knorus, 2020. – 257 p.

Просмотров работы: 648