Судебный контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Судебный контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания

Левцова И.О. 1
1Международный юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1].

Посредством судебного контроля органы правосудия реализуют особые дискреционные полномочия, делегированные им законом в отношении органов законодательной и исполнительной власти, что в целом направлено на поддержания определенного баланса между тремя ветвями государственной власти.

В силу статьи 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее УИК РФ) в статье 10 также закрепляет положение, что «при исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации».

Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что «каждому человеку и гражданину в Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Так как, данные конституционные гарантии не подлежат ограничению, то ими обладают, в том числе и осужденные, отбывающие наказания в учреждениях уголовно – исполнительной системы.

Судебный орган не только разрешает судебный спор по существу, но и обеспечивает уважение и соблюдение прав и свобод участников уголовного процесса субъектами уголовного преследования, принимающими в соответствии со своей компетенцией уголовно – процессуальные решения и совершающими уголовно –процессуальные действия. Указанная задача реализуется судом посредством осуществления судебного контроля [5].

Кроме Конституции РФ права осужденных закреплены и в статье 12 УИК РФ «право на получении информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания, на психиатрическую помощь, на охрану здоровья, на социальное обеспечение, в том числе на получении пенсий и социальных пособий, для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, вести переписку, имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, органы прокуратуры, суд» и другие права, указанные в данной статье УИК РФ.

Любой принятый приговор судебной инстанцией, требует последующего исполнения. Данный механизм включает в себя не только фактическое устранение нарушений и восстановление правого порядка, но и контроль за законностью его выполнения.

В данном утверждении подчеркивается важность механизмов контроля в различных аспектах системы уголовного правосудия, включая соблюдение правовых норм, отстаивание принципов справедливости, беспристрастности, эффективное исполнение уголовных наказаний и защиту прав и интересов осужденных.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении дел в отношении споров, возникающих в связи с семейными, трудовыми, гражданскими, административными отношениями, и дел особого производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства.

Например, осужденный утратил трудоспособность во время отбывания наказания в виде лишения свободы, по вине исправительного учреждения и требует материального возмещения (ч. 4 ст. 98 УИК РФ).

Особую роль контроль играет при рассмотрении уголовных дел в суде и при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.

Здесь контролирующие функции суда направлены на рассмотрение уголовных дел о преступлениях, которые связаны с нарушением закона со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и другие должностные преступления.

При рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания, суд в первую очередь, проверяет не связаны ли данные преступления с нарушением прав осужденного. В случае обнаружения нарушений со стороны учреждений и органов, исполняющих наказания, суд предупреждает о недопущении данных нарушений в будущем, путем вынесения частного определения.

Надзор суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, выражается в ходе исполнения приговора.

При решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, суд контролирует исполнение наказаний в соответствии со статьями 397, 398 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ). Рассмотрим несколько пунктов данной нормы права «о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отмене условного осуждения или о продлении испытательного срока, об отмене либо о дополнении возложенных на осужденного обязанностей» [4].

Этот судебный контроль обеспечивает приведение приговора в исполнение в соответствии с законом и Конституцией РФ, защиту прав осужденного, определяет наличие оснований для изменения приговора или наказания, учитывает меры помилования и амнистии, если они применимы к данному случаю, учитывает возможные изменения обстоятельств, связанных с преступлением или личностью преступника, которые могут повлиять на приговор или наказание и др.

Судебный контроль при исполнении наказаний подробно закреплен в статье 20 УИК РФ «Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, а также при решении некоторых вопросов, связанным с этим (часть 1 статьи 20), в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказание (часть 2 статьи 20)».

Судебный контроль наиболее четко выражен при рассмотрении жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Данные права соответствуют и Минимальным стандартным правилам в отношении обращения с заключенными, принятые резолюцией Генеральной Ассамблии ООН 17 декабря 2015 года (Правила Нельсона Манделы, пересмотренный текст), согласно которым «каждый заключенный должен иметь возможность обращаться к судебным или иным компетентным органам, включая те, что уполномочены пересматривать дело или принимать меры по исправлению положения, с заявлениями или жалобами по поводу обращения с ним, которые не должны подвергаться цензуре с точки зрения содержания» [3].

Согласно действующему законодательству «осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы (далее –обращение) по вопросам, связанным как с порядком и условиями отбывания наказания, так и с нарушениями из законных прав к администрации учреждения или органа исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд» [2].

Вместе с тем, существует установленный порядок рассмотрения таких обращений. Данный порядок определен статьей 15 УИК РФ.

На любое нарушение прав, какой - либо недостаток, затрагивающие интересы и права осужденного, осужденный по своей личной инициативе может реализовать свое право на обращение, в том числе в суд и требовать восстановления нарушенного права. В определенной степени, право осужденного на обращение, заставляет администрацию учреждения и органа, исполняющими наказания принять меры, которые обеспечивают реализацию прав и законных интересов осужденного.

Обращения осужденных в какой - то мере являются своим родом показателем работы и законности в учреждениях и органах, исполняющими наказания.

Следует отметить, что данные обращения осужденных не проходят цензуру.

На мой взгляд, это право можно считать чрезмерным. Потому что, указав на конверте норму права, указывающую об исключении цензуры, и осужденный может не только подать жалобу на нарушение своих законных прав и интересов, но также может воспользоваться этим правом и написать угрозу судье.

В своем обращении осужденный описывает факт нарушения своих прав, а бремя доказывания законности своих действий возлагается на орган, в отношении которого подана жалоба.

Данный принцип известен как «презумпция невиновности» и является фундаментальным аспектом справедливого разбирательства. Данный принцип гарантирует осужденному, что соответствующий орган, на кого подана жалоба должен представить существенные доказательства в поддержку своих действий.

УИК РФ в отличие от действовавшего ранее Исправительно - трудового законодательства Союза СССР и РСФСР сделал определенный шаг вперед в расширении прав осужденных.

В то же время, эффективность процесса восстановления прав и законных интересов осуждённых, зависит от нескольких факторов.

Во-первых, действующее законодательство Российской Федерации не в полной мере учитывает нормы, необходимые для реализации этих прав. Это создает двусмысленность и неопределенность в отношении реализации этих прав, затрудняя обеспечение их эффективной реализации.

Например, направленные обращения осужденных не приостанавливают исполнение решений и действий учреждений и органов, исполняющих наказания (пункт 5 статьи 15 УИК РФ).

Например, осужденная, полагая, что ее неправомерно поместили в дисциплинарный изолятор, подала жалобу. Пока ее обращение рассматривалось судом, осуждённая отбыла весь срок наказания, а суд признал действия в отношении неё незаконными.

Во-вторых, заслуживают внимания сроки рассмотрения письменных обращений осужденных лиц, предусмотренные российским законодательством.

Учитывая высокую загруженность судов, рассмотрение таких обращений может занять значительное количество времени. Таким образом, к моменту рассмотрения судом обращения осужденного, возможно, конфликт будет исчерпан и право осужденного будет восстановлено до рассмотрения жалобы, либо как в вышеуказанном примере, осужденный (ая) понесет наказание незаконно [6].

Безусловно, судебный контроль является значительной гарантий реализации прав и законных интересов осужденных, однако, эффективность восстановления нарушенных прав может зависит от того, как проводится разбирательство, загруженность судебных органов, ресурсов, выделяемых судам, а также, как осужденный информирован о своих правах и процессе восстановления нарушенных прав.

Список используемой литературы:

[1] Конституция Российской Федерации;

[2] Уголовно – исполнительный кодекс Российской Федерации;

[3] Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 2015 года

[4] Комментарий к Уголовно - исполнительному кодексу Российской Федерации/ под ред. А.И. Зубкова, Москва, 2018;

[5] Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева (г. Екатеринбург)/ под ред. Козаченко И. Я., 2023;

[6] Комментарий к Уголовно –исполнительному кодексу российской Федерации» (постатейный) (под ред. Трунова И.Л.) «Эксмо», 2020.

Просмотров работы: 387