Механизмы предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Механизмы предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе

Бектяшкина Д.С. 1
1ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее одной из ключевых задач органов власти выступает построение системы при которой каждый член общества сможет получить необходимые услуги в минимальные сроки. Во многом это обусловлено приоритетами работы правительства страны, а именно: ориентации работы на население страны, постоянная работа над повышением уровня его жизни. При этом стоит отметить, что качество жизни население и устойчивое его развитие в долгосрочной перспективе предполагает учет и совершенствования многих составляющих, одной из которых выступает обеспечение широкого доступа населения к получению необходимых государственных и муниципальных услуг.

Можно выделить ряд механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг (рисунок 1).

Механизмы предоставления государственных и муниципальных услуг

При посещении государственных учреждений учреждений

Использование официальных сайтов государственных учреждений

Получение услуг по телефону

Получение услуг по почте

Портал государственных услуг Российской Федерации

Получение услуг через МФЦ

Рисунок 1 – Механизмы предоставления государственных и муниципальных услуг

Рассмотрим более подробно каждый из выделенных на рисунке 1 механизмов предоставления услуг.

Так, первым выделенным нами механизмом выступает предоставление услуг при непосредственном посещении государственных или муниципальных учреждений. Он предполагает, что люди при возникновении у них потребности в получении услуг, которые им могут быть предоставлены органами власти, непосредственно посещают их офисы, где посредством личной встречи с сотрудниками государственного учреждения получают требуемую им услугу. Например, население территории не устраивает график вывоза мусора с площадок с контейнерами, установленными для его сбора. В этом случае, жители данной территории посещают администрацию своей территории, для того, чтобы написать заявление с просьбой об изменении графика сбора мусора с их мусорных площадок.

Следующим механизмом выступает использование официальных сайтов государственных учреждений. В этом случае человек желающий получить требуемую ему услугу должен зайти на официальный сайт той государственной или муниципальной организации, в чьих услугах он нуждается, и заполнить необходимую форму. Например, при желании, получить медицинскую помощь в государственной больнице, человеку нужно зайти на официальный сайт больницы, выбрать того врача в чьих услугах он нуждается, а также выбрать дату и время в которое ему удобно посетить этого врача либо ту дату и время которое еще свободно в ближайшее время, так как довольно часто встречается ситуация когда ближайшие 3-4 дня в графике на получение услуг уже заняты.

Также довольно распространенным механизмом является получение услуг по телефону. Он предполагает, что человек при желании получить государственную услуг может позвонить на официальный номер и ему окажут требуемую услугу. При этом на практике данный механизм является недостаточно эффективным, так как сотрудники государственных организаций при частых обращениях населения за необходимыми им услугами стараются не отвечать на телефонные звонки, приводя в качестве аргумента, что «никаких звонков не слышали» или «возможно, специалист вышел, перезвоните позже». Так, например, довольно часто жители разных регионов страны сталкиваются с внезапным отключением воды и когда они решают позвонить в муниципальные учреждения отвечающие за предоставление услуг водоснабжения, то довольно часто сталкиваются с тем, что не могут дозвониться до этих учреждений.

Следующим механизмом выступает получение услуг по почте. К ним можно отнести получение услуг как по электронной почте, так и по обычной. Стоит отметить, что данный механизм предоставления услуг довольно популярен и активно используется населением, когда нужно сделать официальный запрос на получение услуги, но в силу большого расстояния или проблем со здоровьем нет возможности лично посетить государственное учреждение. Примером использования данного механизма может случить, ситуация, когда человек отправляет письмо в государственную организацию, которая находится в другом городе и у него нет возможности лично ее посетить.

Также большую популярность и эффективность в оказании государственных услуг населению, приобрел портал государственных услуг Российской Федерации. Рассмотрим более подробно историю становление данного механизма в нашей стране.

Так, в августе 2009 года представители Правительства РФ выбрало в качестве исполнителя реализации программы «Электронная Россия» определило компанию «Ростелеком» в качестве единственного исполнителя мероприятий программы «Электронная Россия». Суть этой программы заключалась в предоставлении государственных услуг в электронном виде.

Региональные и муниципальные услуги подлежали переводу в электронный вид на основе договоров, заключаемых с исполнительными органами власти регионов России и органами местного самоуправления.

Заказчиком проекта по созданию портала Gosuslugi.ru выступил «Ростелеком», непосредственным исполнителем проекта – компания «Энвижн Груп». 25 ноября 2009 года Интернет-портал государственных услуг заработал в тестовом режиме. Официальное открытие портала состоялось 15 декабря 2009 года. На портале была размещена информация о 110 услугах федерального уровня и более 200 – регионального и муниципального.

В настоящее время портал Госуслуги предоставляет 511 услуг по следующим категориям (рисунок 2) [1].

Категории предоставляемых услуг через портал Госууслуги

Семья и дети

Паспорта, регистрации, визы

Транспорт и вождение

Образование

Налоги и финансы

Моё здоровье

Пенсия, пособия и льготы

Лицензии, справки, аккредитации

Безопасность и правопорядок

Работа и занятость

Культура, досуг, спорт

Бизнес, предпринимательство, НКО

Производство и торговля

Информация, связь и реклама

Природопользование и экология

Рисунок 2 – Категории предоставляемых услуг через портал Госууслуги

При этом стоит выделить органы власти услуги которых можно получить на портале Госуслуги (рисунок 3) [1].

Органы власти услуги которых можно получить через портал Госууслуги

МВД России

ПФР

ГУВМ МВД России

ФНС России

ФССП России

Минздрав России

МЧС России

Росреестр

Роскомнадзор

ФСС РФ

Росавтодор

Роспотребнадзор

Региональные органы исполнительной власти

Органы местного самоуправления

Рисунок 3 – Категории предоставляемых услуг через портал Госууслуги

Также данный портал имеет раздел «Жизненные ситуации» позволяющий получить услуги в рамках следующих ситуаций:

– покупка и оформление автомобиля;

– продажа автомобиля салону или частному лицу;

– содержание автомобиля;

– дорожно-транспортное происшествие;

– получение водительского удостоверения впервые;

– госуслуги без посредников.

Следующим механизмом предоставления государственных и муниципальных услуг является получение услуг через многофункциональный центр (МФЦ). Он представляет собой государственное учреждение предоставляющее услуги в электронной форме, по принципу «одного окна».

Целями создания МФЦ являются:

– комплексное увеличение качества предоставления государственных и муниципальных услуг для населения за счет упрощения процедур, сокращения сро­ков создания наиболее комфортных условий для получателей услуг;

– повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, оптимизация межведомственно­го и межуровневого взаимодействия.

Стоит отметить, что с каждым годом количество обращений в МФЦ растет (рисунок 4) [2].

Рисунок 4 – Количество оказанных услуг в МФЦ РФ за 2017-2021 гг., млн.ед.

Из рисунка 4 видно, что количество оказанных услуг в МФЦ за указанный период выросло с 55,1 млн. ед. до 89,6 млн. ед., что показывает популярность портала у населения страны.

При этом динамика предоставления услуг МФЦ в Республике Мордовия также демонстрировала рост (рисунок 5)[3].

Рисунок 5 – Количество оказанных услуг в МФЦ РМ за 2017-2021 гг., тыс.ед.

Из рисунка 5 видно, что МФЦ расположенные в Республики Мордовия с каждым годом наращивали количество оказываемых услуг населению, так если в 2017 году их количество составляло 573,6 тыс. ед., а уже в 2021 году составило 745,7 тыс. ед.

Таким образом, в рамках данной статьи нами были выделены ключевые механизмы предоставления государственных и муниципальных услуг населению региона. К ним относятся: предоставление услуг при посещении государственных учреждений, использование официальных сайтов государственных учреждений, получение услуг по телефону, получение услуг по почте, портал государственных услуг Российской Федерации и получение услуг через МФЦ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Официальный сайт Госуслуг https://www.gosuslugi.ru/category(дата обращения 01.06.2022 г.)

2 Официальный сайт МФЦ в РФ https://mfcru.com/ (дата обращения 01.06.2022 г.)

3 Официальный сайт МФЦ в Республике Мордовия https://mfc13.ru/ (дата обращения 01.06.2022 г.)

LIST OF SOURCES USED

1 Official website of Public Services https://www.gosuslugi.ru/category (accessed 06/01/2022)

2 The official website of the MFC in the Russian Federation https://mfcru.com / (accessed 06/01/2022)

3 The official website of the MFC in the Republic of Mordovia https://mfc13.ru / (accessed 06/01/2022)

Просмотров работы: 28