Перспективные направления в области развития информационного общества - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Перспективные направления в области развития информационного общества

Абанова М.Н. 1
1ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переход к цифровизации – мировой тренд становления государственного управления, который связывают с перспективным повышением результативности и эффективности деятельности органов государственной власти [1].В настоящее время для Российской Федерации свойственен этап интенсивной модификации государственного управления, направленный на выстраивание цифрового государства, содействующего поддержанию социально-политической прочности и развитию экономики. С 2018 года начала свое действие государственная программа «Цифровая экономика в Российской Федерации», которая состоит из 6 федеральных проектов, учитывающих становление цифровой среды страны, а именно: создание информационной инфраструктуры и цифровых технологий, обеспечение цифровой среды нормативным регулированием и подобающим уровнем информационной защищенности, а также подготовка сотрудников.

Использование цифровых инструментов востребовано в работе органов контроля (надзора), которые заинтересованы в приобретении актуальной и высококачественной информации о деятельности подконтрольных (поднадзорных) объектов. Цифровые формы отношений участников контрольно-надзорных отношений изменяют парадигму контроля. Происходит переход от состязательной модели, которая отмечается большей значимостью проверок и наименьшим количеством мониторинга, к партнерской, где проверочная деятельность сводится к минимальному количеству, а мониторинг выступает базисом контрольной деятельности.

В цифровом контроле, безусловно, заинтересованы сами граждане и организации (то есть подконтрольные объекты), в отношении которых проводятся проверочные и мониторинговые мероприятия. Ценное значение цифрового контроля для них заключается в его плюсах, в тех позитивных конфигурациях, которые он привносит в практику контрольно-надзорной сферы. Электронно-цифровые формы упрощают отношения с органами контроля, делая их более раскрытыми и наименее накладными. Снижается нагрузка на проверяемые объекты контроля, сокращаются коррупционные риски, связанные с исключением контакта между участниками контрольной деятельности.

Благодаря автоматизации и обеспечению типизации процедур контрольно-надзорные взаимоотношения становятся максимально понятными и прозрачными. Деятельность самих проверяющих органов становится открытой для проверяемых организаций. Для проверяемых доступна возможность увидеть требования, регламентирующие их работу, каждый день ознакамливаться с собственным цифровым профилем, на постоянной основе получать информацию о рисках, образующихся в работе и в технологических процессах, разрабатывать план мероприятий, направленный на устранение нарушений, и следовать этому плану, не дожидаясь прихода контролеров. Тем самым возрастает степень доверия между субъектами и объектами контроля.

В качестве самого приоритетного ориентира по развитию событий в сфере осуществления государственных и муниципальных услуг может служить сценарий в виде «Информационного общества». На сегодня важная роль по предоставлению услуг стала принадлежать машинам, то есть, современные услуги обязаны уже быть полностью автоматизированы и свободны для реализации их в электронной форме. Но, в этой связи существуют некоторые вопросы, затрудняющие рост числа клиентов данных услуг как раз в электронной форме. При этом, несколько лет назад, возникала аналогичная проблема в сфере оказания как государственных, так и муниципальных услуг с использованием «одного окна» на платформе МФЦ. Хотя указанная проблема ликвидирована, но ей на смену уже идёт новая. В следствии определённой загруженности органов МФЦ, следует активным образом популяризировать оказание государственных и муниципальных услуг, выполняемых в электронном виде. В этой связи, стоит предложить создание сценария «Информационное общество», который в будущем желательно применять при написании мероприятий по увеличению качества и удобства как государственных, так и муниципальных услуг на территории региона.

Для граждан или организаций возможность обратиться предоставлением государственных и муниципальных услугой может быть обеспечена такими способами, как [2]:

– личное обращение в орган по оказанию услуг;

– направление своего заявления посредством почты;

– использование электронной формы;

– посредством многофункционального центра.

В представленных случаях заявитель обязан собрать требуемый пакет документов, которые регламентируются ФЗ за № 210 в виде списка документов, которые обязан принести сам заявитель. Но, в процессе административной реорганизации и расширения форм государственного управления указанный список систематически уменьшается, включая внедрение в эксплуатацию государственных информационных баз. Так, например, ряд документов или действий, по предоставлению услуг, государственные органы не имеют права требовать от заявителя, обычно состоят [3]:

– показ документов, которые не отражены нормативными положениями;

– показ документов, которые уже имеются в распоряжении служб, оказывающих соответствующие услуги, или подведомственных учреждений, принимающих участие в оказании услуг, кроме документов, находящихся в особом списке, согласно п. 6 статьи 7 ФЗ за №210;

– реализация действий, включая согласованные, которые требуются с целью получения услуг, а также связанных с конкретными обращениями в различные государственные структуры, местные органы власти и учреждения, кроме получения услуг, служащие как требуемые, так и обязательные.

Ключевыми ориентирами по развитию сценария «Информационное общество» могут служить:

– увеличение компьютерной грамотности граждан. В качестве главных причин не применении гражданами государственных и муниципальных услуг в современной электронной форме может послужить как отсутствие самой компьютерной грамотности, так и самих компьютеров у большинства граждан.

За прошедшие годы число компьютеров в пересчёте на одного жителя Республики Мордовия постоянно растёт, хотя на сегодня этого все же мало для полноценной компьютерной занятости граждан (таблица 1).

Таблица1 – Прогноз показателей, от которых зависит доступность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Показатель

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2027 г.

Количество персональных компьютеров на 100 домохозяйств, ед.

69

73

77

80

83

Выпущено специалистов образовательными организациями

высшего образования, чел

7783

7 932

8 146

8 374

8 639

Очевидно, чтобы реализовывать возможность по предоставлению услуги в электронной форме, следует её заказать. Согласно статистике, среди лиц, обладающих высшим образованием, число обратившихся за услугами в электронном виде существенно больше.

–систематическая информационная помощь «электронного правительства», в значительной степени помогает популяризации представления государственных и муниципальных услуг, выполняемых в электронной форме. Но, выполненной работы пока ещё недостаточно, что потребует в ближайшее время необходимость повысить информированность населения о возможности оказания государственных и муниципальных услуг посредством «электронного правительства». При этом необходимо делать упор на различного рода скидки, которые должны предоставляться по оплате государственных пошлин в процессе применения указанного механизма и снижение времени предоставления услуг [4].

В этой связи, всю информационную деятельность следует осуществлять для сельского населения, что потребует от муниципальных органов назначения ответственных сотрудников по доведению сведений до жителей мелких поселков.

При этом, желательно распространять на территории разнообразные листовки, а также размещение данных в СМИ.

Следует формировать на данных территориях горячую линию с целью оказания всесторонней помощи для клиентов сайтов государственных слуг и предоставления данных услуг на базе МФЦ.

– реформирование действующей системы сайта «Госуслуги.ру» с целью полноценного понимания его даже для самого неопытного клиента.

–технологические программы по переводу данного рода услуг на электронную форму, включая создание информационного и электронного сопровождения. Так, создать, оформить, протестировать и внедрить электронные сервисы для разного уровня взаимоотношений в условиях предоставления как государственных, так и муниципальных услуг в электронной форме.

На сегодня современные электронные сервисы обязаны без препятствий выполнять межведомственную связь в полноценной электронной форме при предоставлении самых нужных услуг [5].

В последующем, следует более подробно исследовать риски в процессе осуществления базового сценария, а именно;

–невысокая динамика развития состояния уровня информатизации граждан региона. Даже, невзирая на то, что и обеспеченность современными компьютерами и степень образованности граждан неуклонно повышается, темпы развития ещё далеки от идеала. Представленные в сценарии показатели желательно реализовывать в самое сжатое время, хотя само население не очень стремиться приобщаться к этому новшеству, что ставит определённые трудности в осуществлении отражённых в программах планах и снижение темпов выхода на необходимые результаты;

–неподготовленность граждан использовать услуги в электронной форме. Как правило, это обстоятельство связано с полным отсутствием нужных сведений по возможностям и способах получения подобного рода услуг с помощью «электронного правительства», как следствие определённого недоверия данного подхода. Кроме того, информация, по такой форме оказания услуг не может служить в качестве полной, поскольку неподготовленный гражданин может и не знать, как это выполняется.

Таким образом, на сегодняшней стадии развития современного общества, процесс стратегического планирования довольно часто имеет определяющее место, и готовность к самым разнообразным сценариям развития деятельности требуется практически в каждой отрасли как экономики, так и социальной жизни. Ключевая часть наиболее значимых документов региона представляют собой сценарное планирование, которое требуется для формирования данного свойства документов и в рассматриваемой сфере. Очевидно, что указанное направление будет только помогать росту качества и удобству государственных и муниципальных услуг в РМ, а соответственно обеспечивать увеличение качества проживания жителей региона.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Борисенко В. В. Наука и рыночные отношения в информационном обществе / В. В. Борисенко. – М. : Наука, 2021. – 286 с.

2 Иванова Е. В. Государственное управление информатизацией в России / Е. В. Иванова. – Белгород, БелГУ, 2020. – 247 с.

3Онанко Н. А. Государственное и муниципальное управление / Н. А. Онанко. – М. : МГИУ, 2021. – 274 с.

4 Попов В. Д. Информациология и информационная политика / В. Д. Попов. – М. : РАГС, 2019. – 552 с.

5 Семенихин В. В. Оценка государственной услуги / В. В. Семенихин. – Текст: непосредственный // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2021. – № 3. – С. 41 – 49.

LIST OF SOURCES USED

1 Borisenko V. V. Science and market relations in the information society / V. V. Borisenko. – M. : Nauka, 2021. – 286 p.

2 Ivanova E. V. State management of informatization in Russia / E. V. Ivanova. – Belgorod, BelGU, 2020. – 247 p.

3 Onanko N.A. State and municipal management / N.A. Onanko. – M. : MGIU, 2021. – 274 p.

4 Popov V.D. Informatiology and information policy / V.D. Popov. – M. : RAGS, 2019. – 552 p.

5 Semenikhin V. V. Evaluation of public services / V. V. Semenikhin. – Text: direct // Accounting in budgetary and non-profit organizations. – 2021. – No. 3. – P. 41–49.

Просмотров работы: 55