Современная тенденция развития информационного общества в Республике Мордовия - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Современная тенденция развития информационного общества в Республике Мордовия

Абанова М.Н. 1
1ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информационное общество в России, в том числе и в республике Мордовии, характеризуется высочайшей степенью развития информационных и телекоммуникационных технологий и их усиленным применением гражданами в повседневной жизни, а также бизнесом и органами государственной власти.

Межнациональный опыт показывает, что высокие современные технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже давно стали главенствующим фактором социально-экономического развития большинства стран мира, а обеспечение гарантированного беспрепятственного доступа граждан к любой информации - одной из основных стратегических задач государств.

Резкое изменение в динамике развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких современных технологий в Российской Федерации не способствует надежде на значительные изменения в скором будущем без общих целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. На данный момент требуется в достаточно срочной перспективе воспроизвести существующий культурный, образовательный и научно-технологический потенциал государства и гарантировать обеспечение Российской Федерации подобающе высокое место посреди лидеров всемирного информационного общества.

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [1].

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся [2]:

– формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

– повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

– развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

– развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

– противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

– партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

– свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

– поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство [3]:

– разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

– определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

– обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

– обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– создает условия для равного доступа граждан к информации;

– использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

Специалисты фиксируют неизменно высокую позицию республики Мордовии по уровню развития информационного общества, по сравнению с другими регионами РФ. По этим данным Мордовия держит позицию в пятерке лидирующих субъектов Приволжья по доле граждан, пользующихся различными электронными услугами, также в лидирующую тройку лидеров рейтинга «Топ-10 регионов РФ по реализации «майских указов» Владимира Владимировича Путина в сфере государственного управления», в основном именно в части информационных технологий [4].

Таблица1 – Анализ инновационного потенциала Республики Мордовия

№ п/п

Наименование показателя

Годы

2016

2017

2018

2019

2020

1

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел.

722

707

682

682

679

2

Численность докторантов, чел.

921

1059

1048

955

979

3

Численность аспирантов, тыс. чел.

98

93

90

84

87

На данный промежуток времени степень развития и формирования инфраструктуры информатизации и связи достаточно высок. Область покрытия динамической радиотелефонной связью составляет практически сто процентов. Примерно шестьдесят процентов граждан республики Мордовии используют Интернет, в том числе и мобильный. Для восьмидесяти двух процентов населения гарантировано стабильное покрытие 3G, а также представляется почти безграничный перечень телекоммуникационных услуг. В более чем семидесяти процентах районных центров республики существует сеть LTE. Фиксируется активный рост выхода наших IT-компаний на государственный и зарубежные рынки.

В Мордовии все больше внедряется и активно применяется ряд различных информационных систем, которые обеспечивают социально-экономическое развитие региона.

Одной из подобных систем является единая система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения под названием «Интеллектуальный безопасный регион». В процессе её формирования также внедрена подсистема фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (сто восемнадцать этапов контроля с возможностью видеонаблюдения, размещенных на сорока одном перекрестке города, семи железнодорожных переездах и семидесяти линейных участках дорог) и подсистема интеллектуального видеонаблюдения – сто двадцать рубежей (четыреста шестьдесят девять видеокамер), включая пять биометрических рубежей на основных объектах автотранспортной инфраструктуры.

В регионе динамично продолжается введение региональной системы обработки единых социальных электронных карт жителей Республики Мордовия на базе актуальной национальной платежной системы «Мир». На сегодняшний день уже выдали более сорока тысяч таких карт, также для удобства реализовано транспортное приложение, карты применяются в роли средства контроля доступа в ключевые высшие учебные заведения Мордовии и как платёжное средство [5].

При федеральном финансировании внесена общая региональная система по управлению автотранспортом и муниципальным наземным электрическим транспортом, осуществляющим систематическую перевозку пассажиров и багажа. Данная система предоставляет возможность автоматизировать всю деятельность транспортных предприятий региона и призвана оповещать население о работе общественного транспорта.

В свою очередь, в рамках федерального финансирования в активную разработку запущен региональный раздел общей федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по ключевым образовательным программам, а также дополнительным общеобразовательным программам (АИС «Контингент обучающихся»).

Действует региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций), где расположены все сведения о ста восьмидесяти восьми государственных услугах и 563 муниципальных услугах. Переведены в электронный вид семьдесят восемь госуслуг и двадцать три типовых муниципальных.

Основана республиканская система межведомственного электронного взаимодействия, в которую включены все действующие исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, органы местного самоуправления, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также территориально обособленные структурные подразделения.

Неплохим испытанием для проверки эффективности созданной в регионе информационно-телекоммуникационной современной инфраструктуры являлся чемпионат мира по футболу в 2018 году. Тысячи болельщиков с разных уголков мира посетили матчи данного турнира в Саранске, для всех были организованы различные современные телеком-услуги. Региональные системы интеллектуального видеонаблюдения и фотовидеофиксации, а также система вызова экстренных и аварийных служб по единому государственному номеру 112 - даже на иностранных языках - тоже работали без перебоев, выдержав крайне экстремальные нагрузки.

Для России особое стратегическое значение имеет единственное в стране предприятие по промышленному выпуску телекоммуникационного волокна в Саранске. Сейчас завод пользуется импортным сырьем, но уже в самом ближайшем будущем здесь будет налажено производство собственных преформ - заготовок для вытяжки волокна. Это позволит абсолютно полностью локализовать собственное производство и снять зависимость от всех иностранных поставщиков.

Уникальным новым проектом по полному праву нельзя не назвать и действующий в Мордовии DATA-центр высшего мирового масштаба в доступности и надежности TIER IV. На его мощностях расположились все главные информационные ресурсы и системы электронного правительства республики. Все органы государственной власти Мордовии и большинство государственных и муниципальных учреждений соединяет республиканская скоростная информационная магистраль.

При всем этом республика Мордовия была названа одним из пяти регионов, которые существенно улучшили свои позиции в общем рейтинге за счет выполнения так называемых проектов «с наибольшим весом».  К этим проектам относятся республиканский раздел единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, о которой говорилось ранее, единая региональная система по управлению автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом, исполняющим систематическую перевозку пассажиров и багажа, региональный информационный ресурс, который обеспечивает прием заявлений на выдачу и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца, а также учет выданных и аннулированных охотничьих билетов в Мордовии. Помимо этого, в нашей республике особое резкое внимание уделяется формированию системы межведомственного электронного взаимодействия, регионального портала государственных и муниципальных услуг, региональной системы обработки единых социальных электронных карт жителей Республики Мордовия, о которых тоже говорилось чуть ранее, а также многоуровневой автоматизированной информационной системы «ЗАГС» и др.

Также одним из важных направлений работы региональных властей является предметная поддержка местных IT-компаний. Сейчас большинство из них разрабатывают и формируют эксклюзивные программные продукты и успешно выходят на межрегиональный и федеральный уровни, достигая ощутимых результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Развитие информационного общества Республики Мордовия – официальные показатели [Электронный ресурс] :D-RUSSIA.RU – Режим доступа : http://d-russia.ru/razvitie-informatsionnogo-obshhestva-respubliki-mordoviya-ofitsialnye-pokazateli.html

2 Развитие электронных услуг в системе государственного и муниципального управления в Республике Мордовия [Электронный ресурс] : Научный журнал «Фундаментальные исследования» – Режим доступа : https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32861

3 Развитие информационного общества Республики Мордовия [Электронный ресурс] : Новости Мордовии – Режим доступа : https://113rus.ru/news/79985

4 Развитие электронного правительства в Республике Мордовия [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека – Режим доступа : https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=8427

5 Информационное общество [Электронный ресурс] : Государственный сайт Президента РФ – Режим доступа : http://www.kremlin.ru/acts/assignments/items/topic/25/desc

LIST OF SOURCES USED

1 Development of the information society of the Republic of Mordovia – official indicators [Electronic resource] :D-RUSSIA.RU – Access mode : http://d-russia.ru/razvitie-informatsionnogo-obshhestva-respubliki-mordoviya-ofitsialnye-pokazateli.html

2 Development of electronic services in the system of state and municipal administration in the Republic of Mordovia [Electronic resource] : Scientific journal "Fundamental Research" – Access mode : https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32861

3 Development of the information society of the Republic of Mordovia [Electronic resource] : Mordovia News – Access mode : https://113rus.ru/news/79985

4 Development of e–government in the Republic of Mordovia [Electronic resource] : Scientific electronic Library - Access mode : https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=8427

5 Information Society [Electronic resource] : The State website of the President of the Russian Federation – Access mode : http://www.kremlin.ru/acts/assignments/items/topic/25/desc

Просмотров работы: 16