ОБУЧЕНИЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА (РЕНТГЕНОЛАБОРАНТОВ) НА РАБОЧИХ МЕСТАХ В ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЯХ СТАЦИОНАРА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОБУЧЕНИЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА (РЕНТГЕНОЛАБОРАНТОВ) НА РАБОЧИХ МЕСТАХ В ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЯХ СТАЦИОНАРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях от медицинского работника, представителя среднего медперсонала, требуется мультимодальность и владение несколькими сферами деятельности в соответствии со своим профилем. Тем не менее, в современных условиях в учреждениях здравоохранения не всегда есть условия для организации мультимодального обучения специалистов.

Цель данной работы – разработать практические рекомендации по обучению среднего медицинского персонала (рентгенолаборантов) на рабочих местах в диагностических отделениях стационара.

Объект исследования – работа среднего медицинского персонала (рентгенолаборантов) на рабочих местах в диагностических отделениях стационара.

Предмет исследования - пути оптимизации работы среднего медицинского персонала (рентгенолаборантов) на рабочих местах в диагностических отделениях стационара.

Гипотеза исследования: оптимизация профессиональной деятельности среднего медицинского персонала (рентгенолаборантов) на рабочих местах в диагностических отделениях стационара возможна при помощи внедрения современных медико-организационных технологий и дистанционного обучения специалистов без отрыва от производства.

Результаты исследования

Исследованием оптимизации работы среднего медицинского персонала в современных условиях информатизации и цифровизации занимались многие ученые. По мнению И.М. Акулина, от среднего медицинского персонала в современных условиях требуется мультимодальность и постоянное обучение [1]. Того же мнения придерживаются М.С. Варюшин, А.В. Владзимирский [3,5]. С.С. Дубов и С.В. Каменская утверждают, что важную роль в оптимизации работы среднего медицинского персонала играют медико-организационные технологии, основанные на дистанционном обучении и последних достижениях телемедицины [7,8].

О.Е. Карпов и Е.А. Милашевич полагают, что внедрение медико-организационных технологий повышает мотивацию среднего медицинского персонала к обучению и профессиональному развитию, поскольку снимает чрезмерную рабочую нагрузку с медиков [9,10]. Данные точки зрения представляются обоснованными и справедливыми.

В современной медицинской сфере обучение среднего медицинского персонала, особенно рентгенолаборантов, на рабочих местах в диагностических отделениях стационара, играет ключевую роль в обеспечении высокого уровня качества и безопасности медицинской диагностики. С учетом быстрого технологического развития в области медицинской радиологии актуальность такого обучения становится неоспоримой. Рентгенолаборанты, выполняющие функции в рамках диагностических отделений, являются неотъемлемой частью здравоохранения, ответственной за проведение рентгенологических исследований. При этом их профессиональные навыки, знание современного медицинского оборудования и соблюдение стандартов безопасности существенно влияют на точность диагностики и успешность лечения пациентов.

Введение современных технологий в области радиологии требует от медицинского персонала не только углубленных теоретических знаний, но и навыков практического применения новых методов диагностики [12]. Обучение на рабочих местах в диагностических отделениях стационара предоставляет уникальную возможность интегрировать теорию и практику, обеспечивая более эффективный переход от теоретического обучения к реальным клиническим сценариям.

Ключевые аспекты такого обучения включают в себя развитие навыков обработки и интерпретации рентгеновских снимков, овладение принципами обеспечения безопасности, как для пациентов, так и для самих специалистов. Важным аспектом также является освоение технических особенностей современного медицинского оборудования, включая цифровые системы рентгеновской диагностики [6]. Обучение на месте работы в диагностических отделениях стационара способствует более глубокому взаимодействию с коллегами и врачами, что благоприятно влияет на формирование эффективной команды заботы о пациентах. Это также способствует более гибкому подходу к обучению, учитывая специфику каждой медицинской практики и особенности пациентской популяции [13].

Обучение среднего медицинского персонала, в частности рентгенолаборантов, на месте работы в диагностических отделениях стационара представляет собой неотъемлемый элемент современной медицинской практики, обеспечивая высокий стандарт качества медицинской диагностики и безопасность пациентов.

Базой исследования послужила одна из городских клинических больниц г. Москвы. В стационаре есть два похожих отделения (рентгеновское и МР и КТ). У каждого отделения есть свой заведующий и старшая сестра. В каждом отделении работают рентгенолаборанты владеющие разными модальностями (классический рентген, КТ, МРТ и другие).

В ситуации, где необходимо обучить действующих рентгенолаборантов из разных отделений нескольким модальностям на рабочих местах, возникает сложная задача, требующая тщательного планирования и координации. Прежде всего, стоит выделить ключевые аспекты этого процесса [4].

В условиях, когда стационар внедряет новое отделение, объединяющее различные модальности, необходимо оценить текущие знания и опыт рентгенолаборантов, работающих в этом отделении. Это позволит определить их индивидуальные потребности в обучении и создать персонализированный план развития навыков. Для эффективного обучения рентгенолаборантов на рабочем месте, несмотря на принадлежность к разным отделениям, следует внедрить систему менторства. Эксперты, владеющие мультимодальностью, могут стать наставниками для своих коллег, предоставляя ценные знания и реальный опыт работы с различными диагностическими аппаратами.

Создание специализированных образовательных программ, адаптированных к уникальным потребностям каждого рентгенолаборанта, является неотъемлемой частью процесса. Эти программы могут включать теоретические занятия, лабораторные тренировки и практические упражнения на реальном оборудовании, предоставляя возможность непосредственного применения новых знаний в рабочей среде [10]. Поддержка со стороны руководства и внедрение индивидуальных планов развития для каждого рентгенолаборанта способствуют укреплению мотивации и активному участию в обучении. Регулярные обратные связи и оценка прогресса помогут корректировать образовательные стратегии и поддерживать постоянное развитие специалистов.

Необходимость обучения мультимодальности также подчеркивает важность сотрудничества между отделениями. Обмен опытом и знаниями между рентгенолаборантами из разных областей специализации способствует обогащению профессионального опыта и созданию сильной команды, способной эффективно обслуживать разнообразные диагностические аппараты. Внедрение системы обучения на рабочих местах в условиях разнородных отделений требует комплексного подхода, включающего индивидуализированные программы, менторство, поддержку руководства и активное взаимодействие между специалистами. Это обеспечит успешное интегрирование новых модальностей и повышение квалификации рентгенолаборантов, создавая благоприятные условия для улучшения качества медицинской диагностики в стационаре.

В ходе исследования был разработан опросник для медицинского персонала. Цель опроса: изучить уровень готовности и интереса рентгенолаборантов к обучению мультимодальности на рабочем месте, а также выявить основные потребности в образовательных программах.

Опрос был создан в виде онлайн-анкеты и распространен среди рентгенолаборантов из двух отделений стационара. В опросе участвовало 50 специалистов. Анализ результатов показал:

1. Демографические характеристики:

  • 60% участников – женщины.

  • Большинство (45%) имеют возраст от 36 до 45 лет.

2. Опыт работы:

  • 10% работают менее 1 года.

  • 40% имеют опыт работы от 1 до 5 лет.

  • 50% имеют опят свыше 5 лет.

3. Опыт работы с разными модальностями:

  • 70% имеют опыт работы с рентгеном.

  • 50% работали с КТ

  • 25% с МРТ.

4. Готовность к обучению мультимодальности:

  • 55% готовы или очень готовы к обучению.

  • 20% нейтрально.

5. Предпочтения в форматах обучения:

  • 40% предпочитают онлайн-формат.

  • 30% выбирают индивидуальные занятия.

6. Основные причины интереса к мультимодальности:

  • 60% указывают на развитие профессиональных навыков.

  • 25% интересуются возможностью работы с новыми технологиями.

7. Препятствия для обучения:

  • 45% испытывают недостаток времени.

  • 30% беспокоят опасения перед новыми технологиями.

8. Предложения по улучшению процесса обучения:

  • 35% хотят больше практических занятий.

  • 25% высказали желание получить дополнительную поддержку со стороны руководства.

Так же было проведено анкетирование населения, получавшего медицинские услуги в мае – ноябре 2023 года. Цель: изучение уровня удовлетворенности населения полученными медицинскими услугами. В опросе участвовало 120 респондентов в возрасте 18 – 55 лет. Среди них 60 мужчин и 60 женщин, посещавших самые востребованные кабинеты – КТ, МРТ и классического рентгена.

Результаты опроса пациентов показали, что 75% респондентов остались недовольны качеством оказанных услуг в диагностических кабинетах. Большинство респондентов недовольны длительным временем ожидания получения медицинской услуги, что, вероятнее всего, вызвано большой нагрузкой и нехваткой персонала, и тоже свидетельствует о необходимости мультимодального обучения. При балльной оценке работы диагностических кабинетов 90% респондентов оценили качество обслуживания на 7 и менее баллов по 10-балльной шкале. Кроме этого, 50% респондентов отметили, что организация предоставления услуг в диагностических кабинетах нуждается в совершенствовании.

По итогу проведенных опросов и анализа полученных данных о качестве оказываемых услуг, потребности в мультимодальности рентгенолаборантов и их готовности к обучению на рабочем месте в стационарных условиях, становится очевидно, что данная проблема состоит из сложного сочетания факторов. Решение этой проблемы требует внимательного внедрения образовательных практик и стратегий. Так же опрос показал, что в коллективе преобладают женщины, что еще больше подчеркивает важность адаптации обучения к их потребностям. Большое количество респондентов находится в возрастной группе от 36 до 45 лет, что может означать значительный опыт работы в той или иной модальности или по нескольким модальностям. Но в то же время, показывает, что учебные методы должны быть адаптированы к работникам с разным уровнем опыта и модальности, что является положительным фактором для успешной реализации программы мультимодального обучения.

Более половины респондентов выразили готовность к обучению мультимодальности. Это свидетельствует о высоком интересе к профессиональному росту и желании развиваться в сфере новых технологий. Однако 20% остаются нейтральными, что подчеркивает важность персонализированного подхода при разработке программ обучения. Большинство респондентов предпочли онлайн-формат, что может облегчить доступ к образовательным ресурсам. Это также может быть связано с желанием рентгенолаборантов управлять своим графиком обучения [11].

Основной мотивацией для участия в обучении является, как личностное развитие профессиональных навыков, так и возможность работы с новыми технологиями. Однако при планировании образовательных программ стоит учитывать такие препятствия как нехватка времени и опасение перед новыми технологиями, которые представляют реальные вызовы для рентгенолаборантов. Основные предложения рентгенолаборантов касаются увеличения практических занятий в реальном времени на реальных пациентах, а также в поддержке со стороны руководства. Так же это подчеркивает важность взаимодействия между коллегами и руководством двух отделений в процессе обучения, что может улучшить эффективность программы.

Создание нового диагностического отделения, требует от рентгенолаборантов владение мультимодальностью и представляет собой значительный вызов. Для успешной реализации обучения необходим комплексный подход, включая персонализированные программы, онлайн-ресурсы, наставничество, практические занятия и конечно поддержку руководства [2].

Выводы

Проведенные исследования показали о необходимости мультимодального обучения рентгенолаборантов диагностических отделений и недостаточно высокий уровень удовлетворенности населения предоставляемыми диагностическими услугами.

Программы обучения для рентгенолаборантов должны быть гибкими, учитывая индивидуальные потребности рентгенолаборантов и предоставляя им возможность активного участия в процессе обучения. Поддержка наставника и обмен опытом между коллегами способствуют формированию эффективной команды, способной качественно обслуживать разнообразные диагностические аппараты. Организация периодических оценок и обратной связи от персонала позволит корректировать образовательные стратегии в соответствии с его потребностями. Постоянное внимание к преодолению препятствий, таких как, нехватка времени и персонала, требует гибких графиков обучения и дополнительных ресурсов.

Таким образом, успешное внедрение программы обучения мультимодальности на рабочих местах требует не только технической компетенции, но и внимания к человеческому фактору, стимулируя профессиональный рост, сотрудничество и качественное оказание медицинских услуг в условиях диагностических отделений стационара.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Трансформация института врачебной тайны в эпоху электронного здравоохранения / И.М. Акулин, Е.А. Чеснокова, К.М. Смирнов, Р.А. Пресняков // Юрфак: изучение права онлайн. - 2020. - URL: https://urfac.ru/?p=2865 (дата обращения: 28.11.2023).

  2. Совершенствование деятельности сестринского персонала медицинского исследовательского центра / Е.Г. Бирюкова, А.П. Фисенко, И.А. Борисов, О.В. Комарова. // Российский педиатрический журнал. – 2022 - №25 (3). – С. 186-192. - URL: https://www.rosped.ru/jour/article/ view/329/0 (дата обращения: 28.11.2023).

  3. Варюшин, М.С. Правовое регулирование телемедицины в России и ЕС: два шага вперёд и один назад / М.С. Варюшин // Закон. - 2018. - № 1. - С. 165–174.

  4. Вечорко, В.И. Перепрофилирование многопрофильного стационара в инфекционный госпиталь и работа в условиях пандемии коронавирусной инфекции / В.И. Вечорко, В.А. Горбачева, О.А. Костенко // Здравоохранение Российской Федерации. – 2020 - № 64(5). – С. 230-235. - URL: file:///C:/Users/user/Downloads/opyt-organizatsii-epidemiologicheskoy-sluzhby-v-usloviyah-srochnogo-pereprofilirovaniya-mnogoprofilnogo-statsionara-dlya-raboty-s-bolnymi-infitsirovannymi-sars-cov-2.pdf (дата обращения: 28.11.2023).

  5. Владзимирский, А.В. Телемедицина: монография / А.В. Владзимирский. – Донецк : Ноулидж, 2011. - 436 с.

  6. Обобщение опыта обучения студентов по модулю «Профилактическая деятельность» / Т.И. Дмитриева // Развитие науки и образования в сестринском деле: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (17 ноября 2022 г.) / отв. ред. Л.Н. Шульгина. Курск : Курский государственный медицинский университет, 2022. – С. 75-78.

  7. Дубов, С.С. Об электронной подписи и её перспективах в цифровой экономике / С.С. Дубов, Я.Я. Месенгисер // Российский технологический журнал. 2018. № 6 (5). – С. 5–14.

  8. Каменская, С.В. Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики / С.В. Каменская // Журнал российского права. - 2021. -25 (9). - С. 78–88.

  9. Цифровое здравоохранение в цифровом обществе. Экосистема и кластер : монография / О.Е. Карпов [и др.]. – Москва : ДПК Пресс, 2017. - 220 с.

  10. Милашевич, Е.А. Внедрение информационных услуг в национальные системы здравоохранения: мировой опыт / Е.А. Милашевич // Россия: Тенденции и перспективы развития. 2021. С. 676-680.

  11. Референс-центр лучевой диагностики: обоснование и концепция / С.П. Морозов [и др.]. // Менеджер здравоохранения. – 2019. – №. 8. – С. 25-34. - URL: file:///C:/Users/user/Downloads/referens-tsentr-luchevoy-diagnostiki-obosnovanie-i-kontseptsiya.pdf

  12. Тарасов, Ю.И. Возможности регионального центра КТ-диагностики COVID-ассоциированных пневмоний / Ю.И. Тарасов [и др.]. // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. – 2022. – №3 (29). – С. 85-94.

  13. Фенько, М.А. Повышение производительности труда в медицинском учреждении с применением элементов бережливого производства : магистерская диссертация / М. А. Фенько , Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), Школа инженерного предпринимательства (ШИП), Школа инженерного предпринимательства (ШИП) ; науч. рук. И.Г. Видяев. — Томск, 2020. – 133 с. - URL: https://earchive.tpu.ru/handle/11683/61056 (дата обращения: 28.11.2023).

Просмотров работы: 30