Отношение студентов САФУ к занятиям физической культурой - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Отношение студентов САФУ к занятиям физической культурой

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во время обучения в университете перед каждым учащимся стоит задача формирования жизненных приоритетов, наиболее значимым из которых является здоровье. В свою очередь важнейшей составляющей здоровья является занятие физической культурой, так как оно оказывает в длительной перспективе положительное влияние на иммунную систему, эмоциональный фон, количество сил и энергии, позволяет повысить продуктивность и улучшить качество сна. Поэтому, оценить отношение студентов к занятиям физической культурой является актуальной задачей для нашего времени.

Цель работы – изучение степени вовлеченности обучающихся к занятию физической активностью и определение факторов, которые могли бы повысить долю студентов, принимающих участие в спортивной жизни.

1 Организация исследования

В качестве целевой группы были выбраны студенты 1–3 курсов. Было обработано 40 анкет. Возраст участников опроса находился в пределах от 18 до 23 лет.

В процессе изучения выявлялось отношение университетской молодёжи к занятию физической культурой, а именно было необходимо:

– Определить стимул учащихся в сфере физической культуры;

– Установить регулярность самостоятельных занятий физическими тренировками вне учебной программы;

– Выявить наиболее популярные виды спорта среди студентов;

– Сформулировать первостепенные причины, которые затрудняют доступ обучающихся к спортивным занятиям.

В процессе опроса было выявлено, что большая часть студентов (80 %) относится к занятию физической культурой в качестве основополагающего требования для поддержания и улучшения общего самочувствия и физического состояния. Для остальных студентов занятие физкультурой было важно в качестве социального взаимодействия и общественной активности, а именно как: развлечение, новая возможность для приобретения навыков поведения в социуме и способ социализации, так считают 15 % опрошенных. Так же 5 % студентов отмечают духовные качества (самопознание, саморазвитие, улучшение самооценки).

По ходу исследования студенты отвечали на вопрос о том, как часто они самостоятельно занимаются оздоровительной физкультурой (зарядка по утрам, участие в соревнованиях, посещение спортивного зала, тренировка на открытых спортивных площадках). Было установлено, что 20 % занимается физической активностью самостоятельно каждый день, 45 % респондентов тренируются несколько раз в неделю и 35 % студентов занимаются физкультурой всего лишь раз в месяц.

Во время изучения выяснилось, что наибольший интерес у студентов вызывают такие спортивные игры, как волейбол, баскетбол и футбол.

Результаты опроса показали, что для 60 % респондентов главной причиной, затрудняющей доступ к занятиям спортивной активностью, является недостаток свободного времени, в связи с сильной загруженностью на учебе, для 10 % – отсутствие возможности для занятий определенным, наиболее предпочитаемым видом спорта в стенах университета, для 20 % – плохое состояние здоровья, и для 10% студентов причиной является нехватка желания и мотивации.

В результате данного исследования можно прийти к выводу о том, что у большей части студентов есть желание заниматься физической культурой, а также они в полном объеме признают весомость и значимость физической активности для саморазвития и общего укрепления здоровья.

В процессе исследования выявились факторы, которые значительно понижают количество студентов, принимающих участие в спортивной жизни, а именно: недостаток времени и мотивации.

2 Разработка методов привлечения студентов к занятиям физической культурой

В ходе исследования можно сделать вывод о том, что в высших учебных заведениях просто необходима модернизация образовательного процесса.

В основном главной причиной нехватки времени для занятий физической культурой у студентов, является их неумение организовывать и распределять свободное время, в связи с возрастом. В таком случае эту проблему решит только адаптация к новым жизненным условиям, взросление, а вместе с ним формирование самостоятельности и ответственности у студентов.

Однако для того, чтобы ускорить процесс получения этого навыка у молодежи, необходима оптимизация расписания. А именно:

проводить занятия по физической культуре в том же в корпусе, или рядом с тем корпусом, в котором проходят основные занятия;

– исключить неоптимальный режим проведения занятий. Проведение дисциплины в конце учебного дня, когда у студентов появляется усталость после предыдущих пар, или наличие занятий по другим, более сложным, предметам после физической культуры не позволит студентам сосредоточиться на занятиях физической активностью.

необходимо расширить образовательную программу по дисциплине «физическая культура» на основе желаний студентов. Из нераспространенных видов спорта наибольший интерес вызывают плавание, пулевая стрельба, настольный теннис, бадминтон, катание на коньках и лыжах.

Решение этих проблем возможно только при увеличении количества спортивных университетских комплексов, или же при строительстве одного большого спортивного комплекса, равноудаленного от всех учебных корпусов. Кампус «Арктическая звезда», строительство которого власти обещают закончить к 2027 году, может послужить толчком для решения вышеперечисленных задач, ведь там планируют открыть физкультурно–оздоровительный центр, в котором появятся бассейны, легкоатлетические манежи, спортивная арена, фитнес-пространство и другие объекты физической культуры и спорта, предусматривающие реабилитационные занятия.

Отметим, что многое так же зависит от личностных качеств преподавателей, а именно их навыки в организации эффективных занятий, в определении физических возможностей обучающихся, строгость и настойчивость по отношению к ним, особый подход к каждому студенту, замотивированность преподавателя в получении новых знаний и умений, в повышении своей квалификации и доброжелательное отношение к учащимся.

Кроме того, популяризация ЗОЖ может стать отправной точкой для дальнейшего появления мотивации у студентов к занятию спортом, совершенствованию своих умений, навыков, физической подготовленности, содействовать развитию научных интересов к физической культуре и спорту.

Просмотров работы: 18