Физкультура и спорт в жизни человека - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Физкультура и спорт в жизни человека

Черноусова К.Д. 1, Малышев Р.А. 1
1Северный Арктический Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кто крепок телом, тот богат и здоровьем и делом

(народная поговорка)

Выбрав тему "Физкультура и спорт в жизни человека",я сначала решила уточнить понятия: что такое "физкультура" и что такое "спорт", как они связаны между собой и чем отличаются? Для этого стала искать источники и вот что выяснила.

Физическая культура — это такая деятельность человека, которая способствует укреплению здоровья и развитию физических способностей человека и направлена на то, чтобы он как можно реже испытывал недуг. Она - часть общей культуры конкретного человека в частности и общества в целом. Занятия физической культурой способствуют не только укреплению организма человека, но также и его когнитивных способностей, интеллекта, так как это на данном этапе целая отдельная область знаний.

Понятие "спорт" как таковое органически связано с понятием "физическая культура", но оно имеет существенное отличие. Вот какое определение даёт “Большая российская энциклопедия - 2004-2017 -электронная версия”:

"СПОРТ (англ. sport, сокр. от пер­во­на­чаль­но­го disport – иг­ра, раз­вле­че­ние), со­став­ная часть фи­зи­че­ской куль­ту­ры, сис­те­ма ор­га­ни­за­ции, под­го­тов­ки и про­ве­де­ния со­рев­но­ва­ний по ус­та­нов­лен­ным пра­ви­лам, по­зво­ляю­щим уча­ст­вую­щим в них до­бить­ся вы­со­ких ре­зуль­та­тов. Ис­то­ри­че­ски сло­жил­ся как осо­бая сфе­ра вы­яв­ле­ния и уни­фи­ци­ро­ван­но­го срав­не­ния дос­ти­же­ний лю­дей в оп­ре­де­лён­ных ви­дах фи­зических уп­раж­не­ний, уров­ня их фи­зического раз­ви­тия. Спорт спо­соб­ст­ву­ет фи­зическому, нрав­ст­вен­но­му, эс­те­тическому вос­пи­та­нию, яв­ля­ет­ся од­ной из наи­бо­лее мас­со­вых форм ус­та­нов­ле­ния дру­же­ских ин­тер­на­цио­наль­ных свя­зей" [2].

Таким образом, спорт, являясь составной частью физкультуры, отличается от неё тем, что он вносит элемент состязания как между отдельно взятыми людьми, так и командами, состоящими из спортсменов одного города, одной страны или разных стран.

В глубокой древности физическая культура (физкультура) не существовала как отдельный вид деятельности человека - в поисках путей выживания в дикой природе, проживая в пещерах или шалашах, вынужденные постоянно искать пищу, охотясь или занимаясь собирательством, защищаясь от нападений диких зверей или природных стихий, люди и так постоянно находились в физическом напряжении, а слабые или больные просто погибали. Однако со временем люди поняли, что именно в процессе постоянной физической деятельности человек становится крепче, сильнее. Появилось понимание того, что можно целенаправленно создать различные физические упражнения, что могло бы развивать такие качества, как сила, ловкость, быстрота, точность, глазомер, что существенно упрощало занятия и охотой, и другими трудовыми процессами.

Так, например, возникли обычаи ритуальных танцев перед охотой: члены коллектива старались поразить чучело или рисунок того животного, на которого собирались охотиться, дубинкой, копьём или стрелой из лука, отрабатывали приёмы взаимодействия, состязались в меткости, быстроте, силе. Те, кто в этом преуспевал, могли рассчитывать на более высокий статус в своём коллективе - роде, общине, племени. Постепенно возникли такие комплексы движений, которые можно бы уже назвать особыми физическими упражнениями.

С течением веков и тысячелетий регулярные занятия такой физподготовкой реально влияли на две стороны человека - на его здоровье и развитие организма, с одной стороны, и на его интеллект - возможность осознанно обдумывать свои и соплеменников действия, планировать общую деятельность для достижения успеха, разбираться в причинах неудач, когда они случались, и побед, достигнутых в той или иной сфере деятельности. Осознание влияния физических тренировок на укрепление тела и духа человека привело к появлению различных игр, предусматривающих развитие тех или иных качеств. К этим играм причащали уже не только взрослых, но и детей, проводили их вначале, приурочивая к языческим праздникам, но со временем появились специальные игровые площадки для занятий на них для тренировки меткости, ловкости, быстроты, силы, выносливости, упорства в достижении наилучших качеств каждого ребёнка, каждого взрослого. У народов мира до сих пор сохранились традиционные игры, танцы, развлечения, берущие своё начало из таких тренировок.

Например, у славян это была игра в "бабки", развивающая внимание, скорость и силу, "горелки" - на скорость и внимание, "бой мешками" на бревне, размещённом выше уровня земли - здесь важны чувство равновесия, ловкость, чувство соперничества, умение двигаться, "лапта" - на меткость, силу, ловкость, быстроту, "прятки - на находчивость, выдержку, смекалку, "взятие снежного городка" - на меткость, быстроту, выносливость, чувство команды, "стенка на стенку" - на смелость, меткость, выносливость, терпение, и так далее. И подобные примеры можно привести, если углубиться в историю традиционных игр народов разных стран и континентов.

В процессе развития таких игр формировалось понимание необходимости физической культуры для каждого человека, появились комплексы упражнений для тех или иных групп мышц, органов тела, а участие в коллективных играх вырабатывало чувство стремления к победе над командой соперника, желание стать "быстрее, выше, сильнее" - так человечество пришло от физкультуры к спорту, ведь спорт - это соревнования с целью достижения наивысших результатов, как в индивидуальных, так и в групповых (командных) соревнованиях.

Наиболее ранние сведения о зарождении соревновательных форм физкультуры - спорте - сохранились в источниках об истории древних государств Востока - Индии, Китая, Египта, а чуть позднее - Древней Греции (спартанская и афинская системы физического воспитания). Именно в Древней Греции уже с 776 года до нашей эры начали проводиться раз в четыре года знаменитые Олимпийские игры (последние из них - 394 год уже нашей эры!). Известны также Истмийские, Немейские, Пифийские игры, на которых, так же, как и на Олимпийских, помимо атлетических состязаний, проходили конкурсы искусств.

И вот прошли века, тысячелетия. В наше время физкультура в той или иной форме стала неотъемлемой частью жизни подавляющего большинства людей, а спорт - огромного их числа.

Почему так важна физическая культура уже в наше время?

Достижения науки и техники последних 200–100 лет и ускоряющаяся урбанизация способствовали тому, что всё больше той физической работы, которую раньше выполнял человек, перекладывается на различного рода механизмы, машины, разнообразную технику, и всё больше людей вынужденно становятся жертвами гиподинамии - ослабления мышечной деятельности, вызванного сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности. Гиподинамия же приводит к большому количеству осложнений в здоровье и к заболеваниям людей.

В чём заключается опасность гиподинамии?

Мышцы человека, постоянно лишённые физических нагрузок, слабеют, дрябнут, теряют свои свойства, необходимые для поддержания тела человека в надлежащей физической форме, нет их упругости и эластичности. В таком случае возможна потеря скелетной мышечной массы - её атрофия. Такая ситуация может отражаться и во многих случаях отражается на состоянии нервной системы человека в виде упадка как низшей, так и высшей нервной деятельности.

В результате гиподинамия может привести к серьёзным нарушениям не только в работе мышечной, но и костной системы: как следствие недостатка кальция, последовавшего из-за нехватки физических нагрузок, могут развиться остеопорозы - снижение плотности костей, остеоартрозы - разрушения хрящевой ткани суставов, и остеохондрозы - дегенеративно-дистрофическое поражение межпозвоночных дисков разной степени тяжести.

Могут наблюдаться другие серьёзные сбои в работе таких органов, как сердце, лёгкие, пищеварительная система [1].

В таких условиях резко выросло значение физической культуры и спорта в жизни современного человека. Регулярные занятия физкультурой - специальные упражнения для отдельных групп мышц, ходьба и бег, в том числе на лыжах, плавание, гимнастика, езда на велосипеде, любительская игра в теннис, баскетбол, волейбол и другое способствуют укреплению здоровья и снимают риски возникновения гиподинамии и болезней, связанных с ней. Поэтому такое внимание уделяется этой стороны жизни людей в современном мире, в том числе, естественно, и в России. В детских садах и школах, колледжах и вузах, на предприятиях и в жилищных комплексах проводятся занятия физкультурой, создаются группы для таких занятий, строятся спортзалы и спорт- и игровые площадки, пропагандируется и поощряется здоровый образ жизни, проводятся спортивные состязания разных уровней. Всё это выгодно и конкретным людям, и обществу, и государству: здоровее народ - здоровее страна.

Но кроме укрепления физического здоровья, занятия физкультурой влияют на менталитет человека. Люди чаще и больше общаются на почве совместных занятий, крепнут социальные связи, расширяются общие интересы. Немаловажное значение всё это имеет в вопросе борьбы с вредными привычками, отвлекая людей от них и вовлекая в полезную для всех деятельность.

Вовлечение социума в физическую активность, как следствие, способствует развитию спорта. Спорт разделяют на самодеятельный, массовый, и "большой спорт" - спорт высших достижений. Массовый спорт может ограничиваться со­стоя­ни­ем здо­ро­вья и уровнем физического состояния, возрастом, наличием каких-либо нарушений в организме отдельно взятого человека. В настоящее время всё больше внимание уделяется вовлечению людей, имеющих заболевания и инвалидность, в физкультуру и спорт. Здесь большое значение имеет развитие инклюзивного волонтёрства.

На основе развития массового спорта вырастает спорт высших достижений.

"Спорт выс­ших дос­ти­же­ний по­зво­ля­ет на ос­но­ве вы­яв­ле­ния индивидуальных воз­мож­но­стей и спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка в той или иной сфе­ре спор­тив­ной дея­тель­но­сти (по­сред­ст­вом уг­луб­лён­ной спе­циа­ли­за­ции и ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции учеб­но-тре­ни­ро­воч­но­го про­цес­са, свя­зан­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем воз­рас­таю­щих до пре­дель­ных функ­цио­наль­ных на­гру­зок) до­би­вать­ся мак­си­маль­ных, ре­корд­ных спор­тив­ных ре­зуль­та­тов, мо­де­ли­ро­вать для них эта­лон­ные ори­ен­ти­ры, вы­яв­лять и вне­дрять наи­бо­лее эф­фек­тив­ные сред­ст­ва и ме­то­ды спор­тив­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния" [2].

Спорт высших достижений - "большой спорт" - в наше время фактически превратился в спорт профессиональный, то есть такой спорт, который для спортсмена стал работой. В этом случае спортсмены соревнуются как внутри своей страны, так и на международных аренах разных уровней, вплоть до современных Олимпийских игр.

С одной стороны, победы в таких состязаниях поднимают престиж и самих спортсменов, и организаций, и стран, от лица которых они выступают. К тому же и для медицины наблюдение за жизнью и здоровьем профессиональных спортсменов даёт обширный материал для её дальнейшего развития.

А с другой стороны, занятия профессиональным спортом нередко ведут к целому ряду отрицательных последствий для самих спортсменов. Здесь я хочу привести примеры из статьи Брютова С. А. "Вред и польза профессионального спорта" в научном журнале "Актуальные исследования" номер 23 (153) за июнь 2023 г., рубрика "Физическая культура и спорт"[4].

О каком вреде, наносимом здоровью в результате занятий профессиональным спортом, говориться в данной статье? Ниже приведу её краткое изложение.

Первое, на что обращается внимание в статье, - сердечно-сосудистая система. Существует так называемый синдром «спортивного сердца», это когда из-за больших и интенсивных нагрузок очень сильно развивается сердечная мышца. Резко вырастает объём перекачиваемой по сосудам крови. В результате при постоянных перегрузках сердце и сосуды быстро изнашиваются.

Второе - нарушения в обмене веществ, которые ведут к сбоям в работе нервной системы.

Третье - помимо мышцы сердца, таким же серёзным перегрузкам подвергаются все другие мышечные системы а также позвоночник спортсмена. А проблемы в состоянии костей и - особенно - суставов - могут быть следствием не только гиподинамии, но и, наоборот, высоких нагрузок в ходе тренировок и состязаний у спортсменов-профессионалов.

Четвёртое - сбои в работе эндокринной системы. Высокие уровни адреналина в крови, неизбежные в ходе соревнований, приводят к привыканию, а после завершения спортивной карьеры человек будет ощущать нарушения в гормональной системе.

Пятое - влияние постоянных физических перегрузок на нервную систему. Спортсмен постоянно находится в какой-либо степени стресса, готовясь к очередным состязаниям и участвуя в соревнованиях разных уровней, испытывает груз ответственности перед самим собой, тренером, командой, страной, и это может привести к неврозам и другим нервным заболеваниям.

Шестая проблема - травмирование спортсменов. А травмы возможны и в любительском спорте, а тем более - в профессиональном. Высокие нагрузки в ходе тренировок и соревнований часто приводят к травмам опорно-двигательного аппарата и других систем организма.

Наиболее травмоопасны такие виды спорта, как бокс, сноуборд, хоккей, горнолыжный спорт, футбол. Даже в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, гольф или теннис, есть риск получения травм.

В результате, пишет автор статьи,

«Профессиональный спорт» – это одна из самых популярных и престижных профессий в мире. Однако, несмотря на все преимущества, которые он может предоставить, профессиональный спорт также может быть очень вреден для здоровья [3].

В подтверждение последнего вывода С.А.Брютова я хочу привести лишь несколько найденных мной в сети примеров серьёзного травмирования известных спортсменов, в ряде случаев приводящих к инвалидности и даже к гибели спортсменов.

Елена Мухина - знаменитая советская гимнастка, получившая в июле 1980 года тяжёлую травму позвоночника во время тренировки по выполнению сложнейшего гимнастического элемента «петля Томаса». Остаток жизни (26 лет) Елена провела в инвалидной коляске.

Елена Бережная - российская фигуристка, олимпийская чемпионка. В 1993 году при исполнении сложного элемента в ходе тренировки получила удар коньком прямо в височную кость, в результате чего осколки кости повредили оболочку мозга. Елене пришлось заново учиться заново ходить, говорить, кататься.

Ян Мазох, чешский прыгун с трамплина. В 2007 году во время выступления он, потеряв координацию и со всей силы рухнул во время выполнения трюка. Два дня спортсмен пробыл в искусственной коме. Диагноз – черепно-мозговая травма.

Роман Симаков, российский боксёр. В 2011 году в ходе поединка с соперником пропустил несколько точных и тяжёлых ударов в голову, в результате чего потерял сознание на ринге. У него диагностирована субдуральная гематома, у результата которой спортсмена не удалось спасти, он погиб.

Ронни Келлер — швейцарский хоккеист, получивший в 2013 году тяжелейшую травму позвоночника после силового приёма соперника.

Мария Комиссарова, российская сноубордистка. В 2014 году, перед Олимпиадой в Сочи, получила тяжёлую травму - перелом позвоночника - на тренировке. Эта травма приковала её к инвалидной коляске.

Эрик Скоглунд, шведский боксёр-профессионал, 2017 год. Во время одного из тренировочных спаррингов почувствовал себя плохо, у него было диагностировано кровоизлияние в мозг. Потребовались длительное лечение и реабилитация, но Эрик Скоглунд так и не смог вернуться в профессиональный бокс в качестве участника поединков.

Таким образом, в своей статье я постаралась кратко описать, как в истории человечества возникли физкультура и спорт, как они помогали его развитию в прошлом и как влияют сейчас. Я считаю, что физическая культура и массовый спорт — это благо, и их общество и государство должны активно поддерживать и развивать, а вот профессиональный спорт, на мой взгляд, должен более тщательно исследоваться и сопровождаться наукой, прежде всего медициной, а также спортивными научными дисциплинами, такими, как анатомия, спортивная психология, физиология упражнений, биомеханика и биокинетика, биохимия, чтобы минимизировать его отрицательные последствия для спортсменов.

Список литературы

1. Анисимов М.П., Трясов В.Б. История возникновения и развития физической культуры http://lib.tau-edu.kz/wp-content/uploads/2023/03/Анисимов-М.П.-История-возникновения-и-развития-физической-культуры.pdf

2. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / https://old.bigenc.ru/sport/text/4160410 (дата обращения :03.11.2023). - Загл. с экрана

3. Брютов С. А. Вред и польза профессионального спорта // Актуальные исследования. 2023. №23 (153). Ч.II. С. 119-120. URL: https://apni.ru/article/6483-vred-i-polza-professionalnogo-sporta

4. Олимпийские игры в Древней Греции, история античных Олимпиад https://sportcalorie.ru/historia-sporta/olimpijskie-igry-v-drevnej-greczii-istoriya-antichnyh-olimpiad

Просмотров работы: 836