ОПЫТ УЧАСТИЯ В ЧЕМПИОНАТЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОПЫТ УЧАСТИЯ В ЧЕМПИОНАТЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Пермякова Ю.В. 1, Абрамова М.А. 1, Бобрецова У.Д. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чемпионатное движение представляет собой соревнование, этапы которого направлены на демонстрацию компетенций конкурсантами и работу по формированию прототипов «продуктов» в области выбранной специальности. На базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в 2023 году участники-студенты под руководством экспертов-наставников демонстрировали свои навыки и профессиональный уровень подготовки. Отборочный чемпионат проводился по 15 востребованным компетенциям на рынке труда, а именно: «Технологии физического развития», «Предпринимательство», «Охрана труда», «Машинное обучение и большие данные», «Сетевое и системное администрирование», «Инженерный дизайн CAD», «Технологии информационного моделирования BIM», «Лабораторный химический анализ», «Эксплуатация сервисных роботов», «Информационная безопасность», «Электромонтаж», «Управление харвестером», «Управление форвардером», «Судовой Э/М и эксплуатация СЭ», «Программные решения для бизнеса». Нам выпала возможность проявить себя в компетенции «Технологии физического развития».

До 2022 года состязание профессионалов носило другое название – WorldSkills. Данные изменения связаны с введением ограничительных мер по отношению к проведению состязания на территории Российской Федерации.

Само движение было основано в Испании в 1947 году как ответ на нехватку высококвалифицированных рабочих кадров, необходимых для восстановления промышленности страны в послевоенное время. 

Россия присоединилась к движению WorldSkills в 2012 году и с того времени активно участвует в мероприятиях по продвижению соревновательных идей и ценностей [3].

Основным трендом развития системы образования Российской Федерации на современном этапе является вовлеченность в движение WorldSkills. Участие в чемпионатах WorldSkills является важным как для образовательных организаций, так и для обучающихся. Высокие результаты в региональных и национальных чемпионатах WorldSkills способствуют повышению престижа профессиональных образовательных организаций, внедрению передовых производственных практик в образовательный процесс, а также повышению стандартов и уровня подготовки кадров [1].

Главной целью конкурса является создание условий и системы мотивации, способствующих повышению значимости и востребованности рабочих профессий, профессиональному росту молодежи путем гармонизации лучших практик и профессиональных навыков, посредством организации и проведения Чемпионатов профессионального мастерства, а также содействие оперативному и эффективному кадровому обеспечению различных отраслей [2].

С помощью чемпионата решаются следующие задачи: создание новых и развитие существующих профессиональных компетенций, выявление, развитие и поддержка талантливой, перспективной молодежи и молодых специалистов, обладающих высоким уровнем профессионального мастерства, содействие их трудоустройству, популяризация наиболее востребованных рабочих профессий и компетенций среди подростков и молодежи, развитие системы среднего профессионального образования [2].

В ходе многократного проведения ежегодного конкурса по выявлению профессионалов в различных сферах деятельности был разработан план подготовки участников. Заблаговременно к каждому участнику был прикреплен эксперт-компатриот – наставник, который помогает своему конкурсанту подготавливаться к соревновательным заданиям. В процессе профессиональной борьбы за звание победителя компатриот представляет и защищает интересы своего участника.

В 2023 году Чемпионат профессионалов проводился с 19 по 28 апреля, компетенция «Технология физического развития» состоялась 25 и 26 числа. Подготовка к участию началась за месяц до стартового дня. Наколенная борьба, новые знакомства, рабочая обстановка и незабываемый опыт – всё это сопровождало нас в течение двух дней участия. В борьбе за звание победителя в компетенции «Технология физического развития» принимали участие 6 конкурсантов: Пермякова Юлия Васильевна и Бобрецова Ульяна Дмитриевна (2 курс, направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура»), Кашина Анастасия Юрьевна (2 курс, направление подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»), Панфилов Егор Александрович (3 курс, направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура»), Власов Сергей Юрьевич и Тропин Матвей Олегович (4 курс, направление подготовки 44.03.05 «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности»).

Программа первого дня чемпионата включала в себя следующие модули:

  1. Диагностика физической подготовленности (урок-тестирование), время на выполнение задания 2 часа 35 минут (Модуль А). В данном блоке конкурсанту необходимо было продемонстрировать уровень владения такими методиками, как определение уровня физического развития, функционального состояния и физической подготовленности у волонтеров. Тестирование началось с определения массы и длины тела, расчета индекса массы тела (ИМТ), показателя крепости телосложения (индекс Пинье), расчета артериального давления и частоты сердечных сокращений, спирометрии [2]. Для выявления западающих физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости), группе волонтеров были предложены следующие тесты: бег на месте за 5-10 секунд, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, челночный бег 3x10 метров, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд, наклон вперед, стоя на тумбе, Гарвардский степ-тест.

  2. Разработка модуля программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, время на выполнение задания 3 часа 30 минут (Модуль В). Участники должны были показать умения в составлении рабочей программы по физической культуре на основании нормативных документов [2].

  3. Защита программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, время на выполнение задания 1 час 30 минут (Модуль F). Цель модуля: демонстрация конкурсантами коммуникативных способностей в брифинге между участниками и экспертами [2].

По итогу прохождения первого дня чемпионата профессий мы сошлись на мнении о сложности написания программы дополнительного образования. Трудность выполнения задания заключалась в нехватке знаний в данной области, времени на разработку, а также в отсутствии вспомогательной литературы, но это не помешало нам успешно защитить свои работы.

Заключительный день чемпионата состоял из таких блоков, как:

  1. Разработка индивидуальной траектории развития обучающегося, время на выполнение задания 2 часа 15 минут (Модуль C). Суть задания заключалась в демонстрации участниками психолого-педагогических навыков для осуществления индивидуального подхода в организации развития обучающихся [2]. Конкурсанты взаимодействовали с одним из испытуемых, принимавших участие в выполнении задания Модуля А для проведения с ним психолого-педагогического тестирования. После завершения тестирования участники проводили интерпретацию результатов и анализ проведенной беседы, составляли индивидуальную траекторию развития занимающихся.

  2. На основании выше полученных данных (Модуля С) конкурсантам было выделено время на разработку (2 часа 30 минут (Модуль D)) и дальнейшее проведение основной части квест-урока по физической культуре. Цель задания: демонстрация способностей применять педагогические технологии, используя игровой компонент, с учетом уровня физической подготовленности волонтеров [2].

  3. Подготовка и презентация научного доклада, время на выполнение задания 3 часа (Модуль Е). Участникам необходимо было показать способности в анализе результатов собственных исследований, умение применять их в практической деятельности и описывать итоги своих действий в научном стиле, а именно описать полученные результаты в виде научной статьи в соответствии с требованиями ее оформления [2].

Подводя итоги второго дня, мы ощутили нехватку знаний в области написания научной статьи. Проанализировав наши работы, выявили, что психолого-эмоциональная составляющая является главенствующей частью личности каждого конкурсанта. Несмотря на высокий уровень профессиональных умений и навыков, без правильного эмоционального настроя и психологической подготовки участникам крайне трудно выступить успешно и показать свои возможности в полном объеме.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что непосредственное участие и комплексное прохождение всех модулей состязания профессионалов превзошли наши ожидания. Участие в конкурсе – отличная возможность повысить свою квалификацию. Конкурсанты компетенции «Технологии физического развития» показали себя достойными конкурентами, каждый являлся претендентом на звание победителя чемпионата профессий.

В заключении хочется отметить, что в этом профессиональном соревновании не было ни победителей, ни проигравших. Все участники этой борьбы держались на равных, приобрели ценный опыт и полезные навыки в сфере физической культуры, проявили свои профессиональные качества и показали все, на что были способны. Участие в данном мероприятии является отличной возможностью почувствовать себя «профессионалом», погрузиться и узнать тонкости работы в сфере своей будущей профессии, найти новых знакомых, поближе узнать педагогический состав и продуктивно провести время. Не упускайте такую возможность побороться своими знаниями и умениями с лучшими из лучших!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Жуков В. Г., Побединцева С. В., Седнева Е. В., Четошников С. Г. ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИКОВ ЧЕМПИОНАТОВ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (WORLDSKILLS RUSSIA) В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ // Образование. Карьера. Общество. 2022. №3 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-podgotovki-uchastnikov-chempionatov-molodye-professionaly-worldskills-russia-v-professionalnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 21.10.2023).

  2. Компетенции / [Электронный ресурс] // Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастертсву: [сайт]. — URL: https://pro.firpo.ru/kompetentsi/ (дата обращения: 21.10.2023).

  3. Сафронова Р. В., Кетриш Е. В. УЧАСТИЕ В ДВИЖЕНИИ WORLDSKILLS КАК ОСНОВНОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // ИНСАЙТ. 2020. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-v-dvizhenii-worldskills-kak-osnovnoy-vektor-razvitiya-sistemy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-sfere-fizicheskoy (дата обращения: 21.10.2023).

Просмотров работы: 10