Образовательный процесс в военном вузе – это целенаправленная взаимосвязанная деятельность по обучению и воспитанию, в ходе которой у курсантов развиваются и формируются мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, качества, необходимые для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей [9, с. 399].
Понятие «воспитание» является одним из центральных понятий в педагогике. От того, как производится трактовка этого термина, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности этого явления.
С позиций общественных наук воспитание трактуется в широком и узком смысле.
В широком смысле слова «воспитание» понимается как социальное явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной человечеством культуры, всех достижений духовной и материальной сферы, как социализацию, вхождение человека в жизнь.
Такое понятие воспитания включает в себя собственно воспитание, образование и обучение. Именно так рассматривал воспитание и великий русский педагог К.Д. Ушинский.
Этот процесс может осуществляться различными путями – стихийно или специально, преднамеренно, организованно. В последнем случае этот процесс становится педагогическим.
Исходя из нецелесообразности широкого толкования воспитания, в педагогических концепциях стали использовать понятие «воспитание» в узком смысле.
Воспитание в узком смысле является объектом и предметом одного из разделов педагогической науки – теории воспитания.
В традиционной общей и военной педагогике под воспитанием, принято понимать целенаправленное воздействие (влияние) на развитие личности, формирование у нее необходимых качеств.
Такой точки зрения придерживался Ю.К. Бабанский, определяя, что «воспитание в специальном педагогическом смысле – есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе».
Воспитание часто характеризуется и как процесс целенаправленного «воздействия» на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам, правилам социального поведения. В данном случае акцентируется внимание на слове «воздействие». Эта характеристика «воспитательных воздействий» встречается во многих отечественных учебниках педагогики, начиная с работ П.П. Блонского и А.П. Пинкевича и это, видимо, не случайно. Если рассматривать воспитание как жесткое педагогическое управление поведением воспитанника, то мы с неизбежностью вынуждены характеризовать воспитание не иначе, как «воздействие на личность».
Исходя из определений, видно, что современная педагогика исходит из того, что понятие воспитание отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений. Эти взаимодействия и обусловленные ими коммуникативные связи обозначаются понятием воспитательные отношения.
Военная педагогика исходит из положения о том, что воспитание – это целенаправленная деятельность общества и государства, их институтов и учреждений, отдельных воспитателей по формированию и развитию личности, побуждению ее к самосовершенствованию в соответствии с требованиями времени и жизни [2].
Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц вооруженных сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства [1].
В этих определениях имеется ряд существенно важных отличий по сравнению с вышеприведенными.
Во-первых, четко обозначено родовое понятие «деятельность» воспитателя.
Во-вторых, определяются объекты и субъекты воспитания.
В-третьих, подчеркивается, что важнейшим результатом воспитания является его переход (побуждение) к самосовершенствованию.
При таком понимании воспитания, оно выступает как системное явление, т.е. целостная совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих интегративными качествами и выполняющих определенные функции.
Воспитание военнослужащих имеет все признаки системы: компонентный состав, содержание и организация, структура, методика, учет и оценка результатов.
Исходя из данных положений, под системой воспитания личного состава Вооруженных Сил понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих и обеспечивающих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития личности военнослужащих и воинских коллективов, качеств и отношений, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.
Воспитание как основной компонент образовательного процесса в военном вузе представляет собой целенаправленную деятельность общества и государства, их институтов и учреждений, отдельных воспитателей по формированию и развитию личности курсанта, побуждению ее к самосовершенствованию в соответствии с требованиями времени и жизни.
Основной целью воспитания курсантов военных вузов является формирование развития у них качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала, высоконравственной личности.
Цель воспитания служит исходным началом, выступает в качестве идеала, модели личности военнослужащего, составным элементом каждого воспитательного воздействия и конечным его результатом. Под ней понимается желаемая, запланированная личность военнослужащего с соответствующими качествами.
Исходя из целей воспитания, целесообразно выделить ряд его функций:
- формирующе-развивающая функция; являющаяся базовой, ведущей. Ее суть заключается в том, что воспитательное воздействие формирует у военнослужащего новые и развивает, совершенствует уже имеющиеся у него качества или их отдельные компоненты;
- функция мобилизации выражается в том, что воспитание обеспечивает нужное поведение отдельных военнослужащих и воинских коллективов, побуждает их на активное действие и нравственные поступки в данной ситуации;
- функция побуждения к самовоспитанию; выражается в стремлении воспитателей опираться на активность, на усилие каждого военнослужащего в интересах своего всестороннего развития. Так, В.А. Сухомлинский отмечал, что воспитание, побуждающее к самовоспитанию – это и есть настоящее воспитание [8, с. 244].
- профилактическая функции; сводится к тому, чтобы предупредить от неверного шага, удержать их от возможной ошибки, побудить к активным действиям против правонарушений;
- функция перевоспитания; представляет собой противоречивый процесс преодоления отрицательных мнений, взглядов, привычек и развитие положительных сторон личности.
На основе целей и задач воспитания определяется его содержание, т. е. совокупность идей, теорий, положений, знаний традиций, которые должны быть переданы воспитанникам, усвоены ими и призваны выступать ведущими мотивами их поведения и деятельности – в целом всё то, благодаря чему формируется и совершенствуется личность военнослужащего.
Содержание воспитания определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества.
Основные требования к содержанию воспитания личного состава ВС РФ определены в «Концепции воспитания личного состава ВС РФ», разработанной координационным советом при Президенте РФ. Суть этих требований сводится к ряду положений:
Воспитание военнослужащих должно осуществляться на основе требований Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных, правовых актов Министерства обороны, Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ.
В воспитании учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.
Воспитание военнослужащих осуществляется на основе общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры.
На сегодняшний день духовными основами воспитания, отправными базовыми мировоззренческими ценностями являются такие идеи, как:
Государственность – идея возрождения демократической России, могучего государства, объединяющего многие народы, желающие жить в мире и согласии.
Патриотизм, долг – нельзя быть равнодушным к славному прошлому, настоящему и будущему своего Отечества и его армии. Необходимо поднять идею государственности и патриотизма, гражданского и воинского долга до уровня программной установки всей системы работы с личным составом, нацеленной на формирование личности гражданина и патриота.
Профессионализм – возрождение престижа ратного труда, марки военной профессии, статуса защитника Отечества.
Сегодня, как никогда, в условиях военного вуза, крайне важна ориентация на нравственные устои, общечеловеческие, государственно-патриотические ценности и воинские традиции.
Следует отметить, что воинские традиции это система устойчивых взглядов, правил норм и принципов, связанных со службой в Вооруженных силах. Особое место среди воинских традиций занимают боевые традиции, они как элементы боевого наследия, передаются от поколения к поколению и сохранятся в течение длительного времени для нужд боевой практики.
Боевые традиции – это исторически сложившиеся правила и обычаи, побуждающие военнослужащих образцово, с честью и достоинством выполнять свой воинский долг перед Родиной. Эти традиции возникли и сформировались на полях сражений и несут на себе отпечаток мужества и героизма многих поколений [4].
Изучение истории Отечества, истории его Вооружённых Сил позволяет выделить основные воинские и боевые традиции. Они во многом поддерживают силу воинского духа и являются эффективным средством воспитания курсантов военных вузов. Это любовь к Родине, верность Военной присяге и воинскому долгу, самоотверженность и самопожертвование, героизм, войсковое товарищество, преданность армии, воинской части и Боевому знамени.
С целью повышения эффективности воспитания курсантов следует выделить основные пути поддержания и развития традиций:
- продуманное спланированное и четко организованное изучение, и освоение всеми курсантами славных традиций армии и флота;
- использование всех возможных средств и методов работы командиров, преподавателей для формирования у курсантов устойчивых привычек традиционного поведения, воинских ритуалов;
- активная борьба с проявлением негативных обычаев. Широкая разъяснительная работа по показу их вреда для качественного решения поставленных задач перед курсантскими коллективами;
- обращение к лучшим, порой не заслуженно забытым традициям и нормам этики русского офицерства, к тому опыту, который накоплен в плане воспитания поведения различными категориями военнослужащих как в нашей армии, так и в армиях других государств.
С учетом исторического опыта, современного положения, проблем и тенденций развития российского общества можно и должно реализовать цель воспитания курсантов военного вуза – формирование и развитие качеств личности гражданина-патриота, воина, отвечающих национально-государственным интересам нашего государства.
Литература:
1. Алехин, И.А., Низиков, М.А., Пустозеров, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. [Текст] / И.А. Алехин, М.А. Низиков, А.И. Пустозеров. – М.: ВУ, 2012.
2. Барабанщиков, А.В., Звягинцев, В.Г. Педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие [Текст] / А.В. Барабанщиков, В.Г. Звягинцев. – М.: ВПА, 1985.
3. Барабанщиков, А.В. О закономерностях военно-педагогического процесса [Текст] / А.В. Барабанщиков, В.Г. Демин. – М.: ВПА, 1967. – 70 с.
4.Барабанщиков, А.В., Киряшов, А.П., Феденко, Н.Ф.Советская военная педагогика в годы Великой Отечественной войны [Текст] / А.В. Барабанщиков, А.П. Киряшов, Н.Ф. Феденко. – М.: ВПА, 1987.
5. Бордунов, С.В. Проблемы истории педагогики высшей военной школы (XVIII - начало XX вв.) [Текст] / С.В. Бордунов. – М: ВУ, 1996.
6. Вдовюк, В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования [Текст] / В.И. Вдовюк. – М.: ВПА, 1971. – 44 с.
7. Каменев, А.П. История подготовки офицерских кадров в России [Текст] / А.П. Каменев. – М.: ВПА, 1990.
8. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения в пяти томах [Текст] / В.а. Сухомлинский.– Киев.: Радянска школа, 1979-1980. – Т. 5.
9. Пискунов, А.Р., Смирнов, А.Э., Яцук, К.В. Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях [Текст] // Молодой ученый. – 2016. – №30. – С. 398-404.