На основе отечественных и зарубежных подходов (А.Б. Орлов, Е.И. Цымбал, Т.Я. Сафонова, Н.О. Зиновьева, Д. Мацумото, С. Харт, Е.Н. Волков) психологическое насилие можно определить как социальное и психологическое воздействие, которое заставляет другого человека совершать действия, и поведение, которое не входит в его намерения, нарушают индивидуальные границы личности, совершаемые без согласия и без гарантии социальной и психологической безопасности личности, а также всех законных прав, которые приводят к социальному, психологическому, физическому или материальному ущербу [2, 6].
Также исследования показывают, что насилие в детстве может повредить гиппокамп - область мозга, играющую важную роль в формировании и хранении памяти. Гиппокамп формируется и развивается в детстве, и поэтому его повреждение может негативно сказаться на дальнейшем развитии памяти и когнитивных способностей ребенка [5].
Исследование нейропсихологического подхода к насилию в детском возрасте является актуальным и важным в свете развития понимания влияния травматических и насильственных событий на развитие человека.
Нейропсихологические методы позволяют оценить эффекты на мозг и психическое здоровье человека на следующие уровни:
- Нейрональные механизмы (электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография) для выявления нарушений функционирования головного мозга на микроуровне.
- Поведенческие закономерности и эмоции.
- Психометрические показатели, такие как уровень интеллекта и когнитивное функционирование.
В целом, нейропсихологический подход является важным инструментом для лучшего понимания механизмов и эффектов насилия в детском возрасте и разработки более эффективных методов лечения и реабилитации детей, которые пострадали от насилия.
Целью работы является нейропсихологическое исследование проблем насилия в детском возрасте. Базой исследования выступила МБОУ СОШ №45 города Ставрополя. В нем приняли участие 20 человек в младшем школьном возрасте от 9 до 10 лет – учащиеся 3–их классов.
Для подтверждения нашей гипотезы о том, что насилие в детском возрасте может вызвать нарушения когнитивной сферы, такие как нарушения памяти, внимания, а также повышенную тревожность и выраженную реакцию на стресс, были использованы методики: Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан); Детская шкала для диагностики тяжести реакций на травматический стресс (Пинос Р., Стейнберг А., 2002); Методика «Опосредованное запоминание» (А Н. Леонтьев); Методика «Запоминание рядов цифр» (сукиессивные функции).
Для исследования личностной тревожности мы использовали методику Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) [3].
При анализе полученных в ходе исследования данных выяснилось, что у испытуемых общая личностная тревожность соответствует норме и чрезмерному спокойствию. Нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности.
У 74% респондентов наблюдается нормальный (оптимальный) и спокойный уровень тревожности, и всего 26% обучающихся имеют высокий уровень тревожности.
Высокий уровень тревожности, по сравнению с другими показателями, наблюдается на шкале «Межличностная тревожность», что может свидетельствовать о волнении и повышенном беспокойстве в ситуациях общения со взрослыми и сверстниками. Меньше всего беспокойства у детей вызывают шкалы «Школьная тревожность» и «Магическая тревожность».
Для того, чтобы диагностировать влияние насилия на детей младшего школьного возраста, была проведена методика «Детская шкала для диагностики тяжести реакций на травматический стресс» (Пинос Р., Стейнберг А.), которая позволила исследовать тяжесть реакций на травматический стресс у детей 9 – 10 лет.
По результатам проведенной методики, можно сделать вывод, о том, что у 26% детей наблюдается выраженность реакций на травматический стресс, что является показателем для дальнейшего психологического обследования. Допускается, что выраженность реакций на травматический стресс может свидетельствовать о перенесенном насилии раннее. Как правило, реакции на травматический стресс являются отсроченными и требуют тщательного и подробного изучения.
Также у 74% респондентов не было выявлено выраженных реакций на травматический стресс, что может свидетельствовать о благосостоянии и отсутствии перенесенного насилия, а также и неблагоприятных воздействий на детей в младшем школьном возрасте.
При исследовании нарушения памяти была проведена методика «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев) на 26% детей, у которых наблюдались высокий уровень тревожности и выраженная реакция на травматический стресс [1].
В результате исследования было выявлено, что 60% детей, у которых наблюдались высокий уровень тревожности и выраженная реакция на травматический стресс, наблюдается задержка психического развития, так как испытуемые проявляют интерес лишь к картинкам, а не к заданию, так как не понимают его смысла. При большой помощи, когда экспериментатор сам подбирал к слову картинку, разъясняя их связь, ребенок мог установить смысловые связи между словом и картинкой, но не смог использовать их как средство для запоминания и последующего воспроизведения.
Дети с нормальным умственным развитием (20%) проявляют интерес к непривычному для них заданию. Им доступен смысл инструкции. Также обнаруживается не затяжная мыслительная активность при установлении связей с картинкой. При припоминании слов у некоторых детей возникли трудности, но выполнение задания было адекватным, т.е. испытуемые называли заданное слово, вместо изображения на картинке. Логические связи в процессе запоминания развиты в норме.
Для исследования операций памяти нами была использована методика «Запоминание рядов цифр» (сукиессивные функции) [1].
При исследовании сукиессивных функций мозга у младших школьников, у которых наблюдались высокий уровень тревожности и выраженная реакция на травматический стресс было выявлено, что 60% детей обладают низким объемом кратковременной памяти и вниманием. Низкий объем кратковременной памяти и внимания может быть связан с частым стрессом и тревожностью, которые могут быть вызваны как факторами насилия, так и внутренними факторами, такими как низкая самооценка, плохое отношение к себе. 20 % детей показали средний уровень объема кратковременной памяти и внимания.
Так как гипотеза предполагала, что насилие в детском возрасте может вызвать нарушения когнитивной сферы, такие как нарушения памяти, внимания, а также повышенную тревожность и выраженную реакцию на стресс, то после анализа теоретических данных и проведения эмпирического исследования, гипотеза подтвердилась.
Список литературы:
Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – 2005 URL:https://clck.ru/34UNpH
Никольская И. М., Добряков И. В. Выявление насилия в отношении детей //Руководство для специалистов, работающих в системе защиты детей. Бишкек: Блиц. – 2014 URL:https://notorture.kg/wp-content/uploads/2019/11/vyyavlenie-nasiliya-v-otnoshenii-detej-rukovodstvo.pdf
Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. – " Издательский дом"" Питер""", 2021. URL:https://kurl.ru/vZJjh
Тот С. Л. и др. Влияние насилия и агрессии на психологическое развитие детей: травма, привязанность и память. – 2011 URL: https://clck.ru/34UPxU
Гудман Г. С., Квас Дж. А., Огл К. М. Жестокое обращение с детьми и память // Ежегодный обзор психологии. – 2010. – Т. 61. – С. 325-351 URL:https://www.researchgate.net/publication/307578246_Memory_and_child_abuse
Волков Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал практического психолога. 2002. №6. – С. 183-199 URL:https://evolkov.net/soc.impact/articles/Classif.psychol.abuse.Volkov.E.2002.html