Роль врожденных особенностей в развитии жизнестойкости - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Роль врожденных особенностей в развитии жизнестойкости

Яковлева Н.Е. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как известно, человек является существом биосоциальным. Очень многое в его жизни зависит и определяется врожденными особенностями, такими как генетика, тип нервной системы, темперамент, задатки, наследственные заболевания.

Множество споров породил вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в процессе развития личности. Что же в большей степени определяет судьбу человека, влияет на его настоящее и будущее, на всю его дальнейшую жизнь? От чего же зависят успехи и неудачи, победы и поражения? Правы ли те, кто утверждают, что человек не в силах противиться судьбе, что «выше головы не прыгнешь»?

Психология, предметом пристального изучения которой являются закономерности проявления и развития психики, в первую очередь, изучает уже сформированные формы отражения действительности. Психология занимается изучением человека с точки зрения его развития, взаимодействия с другими людьми, совершенствования в процессе воспитания и обучения, иначе говоря, всех тех изменений, происходящих в процессе жизнедеятельности. Чаще всего ученые, психологи и исследователи работают с уже имеющимися психологическими явлениями, среди которых мышление и речь, эмоции и чувства, характер и мотивация, воображение и память, человеческая личность и результаты деятельности. 

Многие десятилетия перед исследователями и психологами всего мира стоит острый вопрос: какова же роль врожденных особенностей в процессе развития того или иного качества, психологического свойства личности, познавательного или эмоционально-волевого процесса? Определяющая ли эта роль или же, наоборот, второстепенная? Как соотносятся эти два противоположных аспекта — врожденное и приобретенное? В какой степени и в какой ситуации одно уступает другому?

Вне всякого сомнения, психология представляет собой обширное учение, сложную и многогранную науку, переплетающуюся с другими науками о человеке. Современная психологическая наука является широко разветвленной областью знаний, которая занимается общими вопросами, теоретическими и методологическими основами предмета психологии, принципами построения психологических знаний, исследованиями общих свойств и закономерностей функционирования психики человека, познавательных и эмоциональных процессов, регуляции деятельности и психических состояний личности. Именно эти вопросы изучает общая психология, являющаяся основой и фундаментом накопленных психологических знаний. 

В свою очередь, так называемая фундаментальная психология имеет множество отраслей. Одна из них — дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий), целью которой является исследование индивидуальных психофизиологических различий между людьми, отдельных свойств высшей нервной деятельности и их проявлений в поведении. 

Еще одна отрасль фундаментального психологического знания — психофизиология, изучающая взаимосвязь психики с физиологическими процессами организма и деятельностью центральной нервной системы. Особый научный интерес представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, обусловливающих возникновение психических процессов, состояний, свойств человека. 

Такой раздел психологии, как нейропсихология, активно исследует анатомо-физиологические основы высших психических функций. Ученые занимаются исследованием нейронных процессов в головном мозгу человека, лежащих в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания и эмоций.

Таким образом, врожденные особенности — предмет пристального внимания и изучения ученых и психологов. Несмотря на то, что данный вопрос требует дальнейшего изучения, мы можем с точностью сказать, что врожденные особенности являются неоспоримым фактором, влияющим на развитие личности. 

Рассмотрим роль врожденных особенностей в процессе развития такого явления, как жизнестойкость. Как известно, жизнестойкость представляет собой особую интегральную способность, которая способствует успешной адаптации личности. Однако проявление такой способности требует определенный психофизиологических затрат. Проявление волевых усилий и мобилизация внутренних ресурсов способствует более активной работе высшей нервной системы. Длительное психологическое напряжение, возникающее в состоянии стресса, не может окупиться обычным расходом энергии.  

Именно наша нервная система играет первостепенную роль в решении трудных жизненных ситуаций. Несмотря на своеобразие личности человека, его психофизиологические характеристики, а это прежде всего высшая физиология, которая обеспечивает работу психического аппарата, обусловливая инертность или подвижность, уравновешенность или неуравновешенность, силу или слабость нервной системы, создают предположения для предсказания переживания и поведения человека в условиях стресса и напряжения. 

В работах выдающегося современного психолога В. Э. Чудновского поднимается вопрос о значимости психофизиологических особенностей в процессе формирования устойчивости личности детей. В. Э. Чудновский утверждает, что устойчивость, которая предполагает способность выходить из сложных ситуаций и решать напряженные конфликтные вопросы, определяется именно работой нервной системы человека. Психолог отмечает, что проявления человеческого поведения являются прямым следствием работы нервной системы. 

Таким образом, поведение в ситуации стресса и уровень эмоциональной чувствительности — все это находится под воздействием индивидуальных физиологических особенностей человека. 

Именно от уровня нашей активности зависит желание совершать умственные и физические действия, взаимодействовать с большим количеством людей и, конечно же, преодолевать трудности, разрешать сложные жизненные ситуации.

Все наши действия, совершаемые в течение дня да и всей жизни в целом, неразрывно связаны с работой и особенностями нервной системы. Нервная система представляет собой сложнейший механизм взаимосвязанных нервных структур, обеспечивающий непрерывную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Свойства нервной системы и особенности функционирования этой системы — это база психического развития любого человека.

Как известно, сила нервной системы, проявляющаяся в выносливости и способности человека переносить те или иные нагрузки, является основным его свойством. Именно это свойство оказывает, без преувеличения, огромное воздействие на нашу повседневную активность и эмоциональность. 

Поэтому люди, имеющие сильную нервную систему, будут во многом отличаться от людей со слабой нервной системой. Эти отличия будут проявляться в поведении человека, его ответах на внешние воздействия, в умении проявлять стойкость и выдержку, справляться с эмоциональными нагрузками, преодолевать трудности и решать конфликты. Люди с сильной и слабой нервной системой отличаются друг от друга по умственной и физической работоспособности, по эмоциональной реакции на внешние угрозы и внутренние вызовы.

Слабая нервная система предполагает сильную чувствительность к любым внешним воздействиям, таким как замечания, насмешки, упреки, порицания, негативные оценки личности, различного рода неудачи, зачастую приводящие к переутомлению, стрессу и депрессивным расстройствам. Под влиянием этих факторов у человека могут сформироваться особые личностные черты — ранимость, обидчивость, неуверенность в собственных силах. 

Все это, в конечном итоге, сказывается на умении взаимодействовать с другими людьми, уровне социализации человека, его самооценке и, в целом, личностном развитии человека. Такие люди плохо адаптируются в быстро изменяющихся условиях жизни, болезненно переживают трудности, накапливают большой негативный опыт, мешающий им двигаться дальше.

Люди, имеющие сильную нервную систему, также имеют свои особенности, определяющие их эмоциональность, повседневную деятельность и способность справляться с трудностями. Такие люди обладают большой активностью, высокой работоспособностью, развитым умением справляться с трудными жизненными ситуациями.

Из этого следует, что жизнестойкость личности неразрывно связана с врожденными особенностями, а именно с силой нервной системы. 

Выдающийся русский ученый Иван Петрович Павлов, занимающийся на протяжении многих лет исследованиями в области высшей нервной деятельности, пришел к выводу о том, что совокупность врожденных свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности) определяет индивидуальные особенности высшей нервной деятельности и характер взаимодействия организма с окружающей средой.

Именно тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темперамента, являясь врожденным конституциональным типом нервной деятельности — генотипом, который под разнообразными влияниями окружающей обстановки превращается в фенотип, то есть характер.

Недавние исследования в области жизнестойкости доказали, что высокие показатели эмоциональной возбудимости и эмоциональной ригидности связаны со сниженными показателями жизнестойкости. То есть крайности никогда не поощряются природой человека и социумом, поэтому человеку важно вырабатывать оптимальный по силе и временной продолжительности ответ на любые воздействия окружающей действительности. 

Таким образом, врожденные особенности человека, являются значимой предпосылкой снижения или повышения жизнестойкости личности. 

Библиографический список:

1. Банщиков В.М. О темпераменте человека: (Очерки из истории вопроса в соврем. состоянии): (Материалы для симпозиума в февр. 1974 г.) / В. М. Банщиков, Г. Д. Новинский, О. М. Эфендиев; Всерос. науч. мед. о-во невропатологов и психиатров. – Москва: 1973. - 276 с.

2. Фоминова А.Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе — М.: Сентябрь, 2014. — 160 с.

Просмотров работы: 110