ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ. - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ.

Рубцов Д.А. 1, Устинова М.В. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Простой вопрос - как воспитывать и обучать ребенка, по праву принадлежит к числу «вечных». Сложности общественной жизни накладывают отпечаток на личность школьников и студентов, и нередко приходится сталкиваться с проблемой их дальнейшего развития и самореализации в последующей жизнедеятельности. Почему успешные с точки зрения учебы студенты, выйдя за стены учебного заведения, не всегда могут реализовать свои способности? Попадая на рынок труда вчерашние студенты, в большинстве случаев, еще не имеют должный опыт и рекомендации, а следовательно, к сожалению, не могут привлечь потенциальных работодателей своей кандидатурой. Кроме того, современная образовательная система ставит перед нами – студентами задачу подтверждения многочисленных компетенций, как ОК - общих, так и ПК - профессиональных, а также достижения ЛР – личностных результатов. Как же стать конкурентноспособным молодому специалисту и достойно презентовать себя? Эту задачу может помочь разрешить технология портфолио.

Специфика получения образования в настоящее время для современного студента состоит не в получении только конкретных знаний в рамках определенных образовательных и специальных дисциплин, а в формировании умения и навыков самообразования на протяжении всей жизни. Эти глобальные проблемы обучения можно решить через формирование самообразовательной компетенции студентов в рамках технологии портфолио. Систематическое развитие таких умений, как планирование собственной деятельности, распределение времени, представление и оценивание результатов своего учебного труда, овладение общими учебными навыками и приемами работы с разными источниками информации способствует формированию готовности к самообразованию, подготовке к профессиональному выбору и ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Привлечение студентов к оценочной деятельности позволяет стимулировать учебную мотивацию, а также содействует индивидуализации образования, так как материал для оценивания собирается и оценивается самим студентом. Иными словами в процессе работы над портфолио студент не только осознает содержание материала, но и осмысливает способы, приемы своей работы, отбирает рациональные стратегии учения.

Таким образом, обозначенные целевые ориентации технологии портфолио помогают решать важные педагогические задачи, такие как поддержание и стимуляция учебной мотивации школьников и студентов, поощрение их самостоятельности, формирование умения учиться.

Перед дальнейшим рассмотрением данной проблемы следует совершить небольшой экскурс в историю. Известно, что как само слово “портфолио”, так и основная идея собирания работ не является изобретением XXI века. Намного раньше итальянским словом “portfolio” называли альбом с фотографиями. В эпоху Возрождения художники и архитекторы привозили с собой портфолио чтобы заявить свои претензии на место в Академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было составить впечатление не только о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. Такой подход, представления себя как профессионала применяется до сих пор художниками и фотографами.

Идея применения портфолио в школе пришла из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х гг. Настоящий бум начался в конце 80-х – начале 90-х гг. С этого времени использование портфолио в школах носит лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигло к 1995 г. своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Один из авторов говорит о настоящей “портфолиомании”, захватившей образовательный мир. Идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии, ее называют одним из трех трендов современного образования.

В российской системе образования, опираясь на сложившийся опыт, чаще всего ориентируются на три основных типа:

А) “Портфолио документов”

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа механизмом определения образовательного рейтинга студента, но не описывает процесс индивидуального развития студента, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов.

Б) “Портфолио работ”

Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности студента, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг студента в качестве суммарной составляющей.

В) “Портфолио отзывов”

Эта форма портфолио дает возможность “включить” механизмы самооценки студента, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения: сложность формализации и учета собранной информации.

На основании предложенных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо “комплексные” модели портфолио (включают названные типы в качестве своих разделов).

Бесспорно технология портфолио помогает решать проблемы обучения и формирования самообразовательных компетенций начиная с младшей школы и продолжая в системе профессионального образования. В «портфолио» студента СПО отражается путь  успеху. Здесь и цели, и задачи, и непосредственные достижения: участие и победы  в конкурсах, проектах и т.п., а также рекомендации администрации колледжа. В зависимость от профиля СПУ, вида деятельности и будущей профессии студента портфолио имеет свою специфику. Например, мне, как студенту, получающему профессию дизайнера формирование портфолио позволит подготовиться к сдаче квалификационного экзамена и защите диплома, подтвердить большинство компетенций и личностных результатов.

Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации среднего образования, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к СПО. Метод портфолио представляет собой педагогическую технологию сбора и систематизации материалов. Создание студентами собственной папки работ, например, с использованием компьютера и различного программного обеспечения, способствует достижению педагогических целей учебного курса, в частности, выработке навыков рефлексии, совершенствованию навыков владения ИКТ и дизайн-проектирования, углубленному подходу к обучению.

Список источников:

  • Асмолов, А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы/ А.Г. Асмолов. - М.: «Просвещение», 2012. – 447 с.

  • Байбородова, Л. В. Теория и методика воспитания / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - М.: Владос, 2004. - 384 с.

  • Поляков, С. Д. Педагогика «Я»: эскиз подхода / С. Д. Поляков, И. Ю. Шустова // гл. ред. Н. Крылова. Журнал «Новые ценности образования. Педагогика «Я»». - 2005. - Том 21. № 2. - С. 4-15.

Просмотров работы: 14