Обеспечение интеракции на уроках иностранного языка в школе - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Обеспечение интеракции на уроках иностранного языка в школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Владение иностранным языком является ключевым фактором в социальном и профессиональном поле жизнедеятельности современного человека. Процесс языковой подготовки нацелен на формирование иноязычной компетенции, что подразумевает овладение всеми видами иноязычной речевой деятельности. [4, С. 100-101]. Обучение иностранному языку в школе должно быть направлено на достижение цели, которая заключается в формировании коммуникативной компетенции.

Является очевидным тот факт, что основной целью обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе сегодня, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) нового поколения, является развитие у учащихся способности к коммуникации на изучаемом языке, приобщение к иной культуре, формирование способности и умения участвовать в диалоге культур. Речь идет не просто о знании языка, но об умении использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении языком. Таким образом, обучающимся для достижения поставленной цели предстоит научиться общаться, то есть взаимодействовать друг с другом на иностранном языке. При этом, именно педагог занимается организацией процесса; грамотный учитель понимает, что учащиеся должны не только знать конкретные лексические единицы и уметь использовать их, но и мочь использовать их в своей речи. Использование именно интерактивных методов способствует достижению поставленной цели.

Интерактивный метод – метод, направленный на взаимодействие, коммуникацию и обмен информацией. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности обучаемых в комфортных для них условиях, что подразумевает их взаимодействие в рамках работы в команде, когда каждый участник осознает свою значимость, что делает процесс обучения максимально продуктивным для всех и приводит к достижению намеченного результата. Технология интерактивного обучения представляет собой систему способов организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в разных формах и с применением различных приемов обучения, обеспечивающую педагогически эффективное познавательное общение, что дает учащимся возможность пережить ситуацию успеха [5, С.218-219].

Как известно, полученная информация перерастает в знания тогда, когда ученик самостоятельно прикладывает определенные усилия к поиску информации. Именно поэтому индуктивный метод при обучении грамматике является наиболее эффективным; это связано, в первую очередь с тем, что обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и ищут пути ее решения. При правильной организации работы в группе каждый из обучающихся вовлечен в процесс поиска знаний, что делает процесс обучения достаточно трудным, но интересным. Таким образом, первое и главное преимущество в обеспечении интеракции на уроке иностранного языка заключается в том, что обучающиеся, объединенные в пары или группы, гораздо качественнее и быстрее осваивают новый материал.

Следующее преимущество заключается в повышении мотивации к изучению иностранного языка. Как правило, организуя интеракцию на своих уроках, учитель создает иноязычную коммуникативную среду. Именно в этом случае, когда создана реальная учебно-речевая ситуация на уроке, ученики наконец сознают, почему так важно изучать иностранный язык. Более того, ситуации, разыгрываемые на уроке иностранного языка, должны всегда носить актуальный характер. Речь идет прежде всего о тех ситуациях, с которыми ученик может столкнуться, пребывая заграницей. Например, поход в магазин, где один ученик выступает в роли продавца, а его одноклассник - сам покупатель.

Понятие иноязычной коммуникативной среды может быть тесно связано с понятием коммуникативная компетенция. Используя индивидуальную форму работу даже при правильном построении хода урока, у учителя может не хватить времени для того, чтобы опросить каждого. Однако работая в группах, у учителя появляется возможность опросить каждого. Для этого достаточно предложить обучающимся составить мини-рассказ, по завершении работы над заданием дети могут поделить его на небольшие части, так что времени хватит, чтобы опросить каждого. Поэтому интеракция способствует формированию коммуникативной компетенции.

Не менее важным фактором является и то, что работая в группах или парах, все обучающиеся вовлечены в работу и чувствуют себя ответственными перед остальными членами команды. Как известно, в подростковый период у учеников заметно снижается мотивация к обучению. Это может проявляться в том, что дети не всегда выполняют домашнее задание. Но когда ребенок чувствует себя полноценным членом образованной группы, он не может подвести товарищей. Дети выкладывается по максимуму и по мере необходимости помогают более слабым одноклассникам. Студенты чувствуют себя полноправными участниками процесса, стараясь поднять свою «планку». Преподаватель оценивает не только результаты, но и усилия, приложенные на их достижение. Практика показывает, что вместе учиться и легче, и интереснее, и эффективнее [3, С. 157-158].

Однако для достижения поставленных целей очень важно правильно подобрать задания для работы в парах или группах. Например, работу в парах можно выстроить следующим способом: ученики, сидящие за одной партой, повторяют выученные слова так, что один из обучающихся называет слово на английском языке, другой переводит его на русский. Однако если класс считается сильным, рекомендуется отказываться о родного языка на уроке английского. Поэтому второму ученику приходится объяснять значение слова на английском языке. Возможно использование жестов. Для лучшего запоминания материала рекомендуется опрашивать друг друга по очереди. Более того, задачу учеников можно усложнить: например, один из школьников показывает карточку, другой называет слово на английском.

Организуя работу в группах, учителя довольно часто используют поисковый методом, главная особенность которого заключается в том, что заключается в том, что формирование групп учащихся происходит для реализации проекта или решения практически направленной учебной задачи. Цель группы – провести исследование. Данное задание требует творческого, изобретательского подхода [7, С. 100]. Таким образом осуществляется технология сотрудничества.

Технология сотрудничества, по мнению А.А. Маленковой, заключается совместном обсуждении проблемы и принятии единых решений. В данной технологии отражаются основные принципы личностно ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Первостепенным при обучении в сотрудничестве является обеспечение комфортных условий на уроках иностранного языка, способствующих активной совместной деятельности учащихся в процессе обучения. [1, С. 234].

Таким образом, Формы групповой работы наиболее адаптированы к процессу обучения иностранному языку. Основываясь на активности каждого субъекта образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, а также на сосуществовании различных точек зрения и свободном их обсуждении, они создают условия для развития коммуникативных умений и навыков работы в команде, способствуют развитию социальной компетенции и умения учиться самостоятельно. [2, С. 287].

Она способствует самооценке, самокоррекции, анализу чувств, мыслей, взглядов, миропонимания обучающегося, т.е. его рефлексивной деятельности, обладает свойством мотивировать к самостоятельному учению. [6, С. 71].

Список литературы

1. Бабенко, М. Г. Особенности организации речевого общения учащихся на уроках иностранного языка / М. Г. Бабенко, Т. Ю. Храмова // МНКО. — 2023. — №3 (100). — С. 233-236.

2. Бронзова, Л. И. Использование различных форм группового взаимодействия на занятиях по иностранному языку как средство оптимизации учебного процесса / Л. И. Бронзова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2014. — № 1. — С. 285- 290.

3. Григорьева, Т. Н. Групповая форма работы в обучении иностранным языкам: некоторые особенности и методы / Т. Н. Григорьева, И. В. Соловьева // Вестник РУК. — 2009. — № 2 — С. 157- 160.

4. Даричева, М. В. Применение интерактивных методов при обучении говорению на уроках английского языка / М. В. Даричева, Д. С. Дорожкина, И. А. Гришина // Проблемы современного педагогического образования. —2022. — №75-4. — С. 99-102.

5. Орехова, Ю. М. Применение технологии интерактивного обучения на разных этапах практического занятия по иностранному языку в вузе / Ю. М. Орехова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2021. — №2. — С. 217-221.

6. Ревкова, Е. В. Результативность работы в однородных и разнородных по уровню знаний парах на занятиях по иностранному языку на примере отдельно взятого задания / Е. В. Ревкова, И. М. Санькова // Universum: психология и образование. — 2017. — №4 (34). — С. 69-72.

7. Скворцова, Е. Е. Групповые технологии в обучении иностранному языку / Е. Е. Скворцова, М. Г. Есина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2016. — № 1 (17). — С. 99- 104.

Просмотров работы: 67