Управление конфликтами в дошкольной образовательной организации - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Управление конфликтами в дошкольной образовательной организации

Рыжкина К.С. 1, Овсянникова Е.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Повышение напряженности труда влечет за собой увеличивающееся количество социальных конфликтов между всеми участниками образовательных отношений в образовательных организациях. При возникновении конфликтных ситуаций основная ответственность за их разрешение ложится на педагогов. С их стороны ожидают принципиальную позицию, этичное отношение к окружающим, педагогический такт, самоотдачу и конструктивное поведение, все это соотносится с высоким уровнем владения педагогической культурой. В то же время, согласно исследованиям Л. А. Захарчука, межличностные конфликты, возникающие по поводу достижения целей профессиональной деятельности и при нарушении взаимосвязей ролевого характера, являются наиболее характерными для системы образования.

В настоящее время проблема управления конфликтами проработана достаточно обширно на теоретическом уровне. В зарубежных исследованиях К. Левина, К. Лоренца, А. Смита и других разработаны теории конфликта и показано, что конфликт – это многоуровневое социальное явление, разворачивающееся в группах и определяющее групповую динамику. В работах отечественных ученых конфликт изучается глубоко и основательно с акцентом на его социальный характер. Л.А. Петровская разработала подход об общей методологии конфликта, А.Н. Леонтьев и В.Н. Мясищев разработали подход к внутриличностным конфликтам. В работах Н.Ф. Антиповой, Ф.М. Бородкина, В.Е. Журавлѐва, A.M. Лебедев, В.О. Рукавишниковой и др. приставлено теоретическое осмысление сущности, структуры и динамики конфликта [3, 4].

С другой стороны, исследованиям конфликтов в образовательных учреждениях не уделяется достаточно внимания. На сегодняшний день существуют единичные работы, посвященные классификации конфликтов, характеристикам и причин, а также отдельным теоретико-практическим рекомендациям по медиации конфликтов в образовательных организациях. Не смотря на то, что конфликт в системе образования явление закономерное, он имеет свои причинно-следственные связи, существенно влияет на поведение участников образовательного процесса [5]. Научно обоснованные рекомендации по управлению конфликтами в дошкольной образовательной организации сложно найти в литературе [6, 7].

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью управления конфликтами в дошкольной образовательной организации, целью которой является успешная реализация образовательной программы, и недостаточной разработанностью данного вопроса в науке и практике образования.

«Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт» [2].

Конфликт в образовательной организации может носить конструктивный или деструктивный характер. «Конструктивные конфликты в образовательной организации обычно приводят к принятию аргументированных решений, таким образом, способствуют развитию прилегающей к ним социальной системе. Деструктивные, наоборот, способствуют разрушению этой системы, т.к. препятствуют эффективному взаимодействию. Таким образом, в зависимости от характера конфликта, можно целенаправленно воздействовать на его динамику в соответствии со своими целями и интересами» [2].

Управление конфликтами в образовательной организации – это «довольно сложный процесс, он включает в себя следующие виды деятельности, т.е. содержание управления: прогнозирование, предупреждение (возможно стимулирование), регулирование и разрешение конфликта» [2].

Прогнозирование конфликта в образовательной организации – это выявление субъектом управления причин данного конфликта в возможном его развитии. Чтобы спрогнозировать конфликт, нужно изучить все условия и факторы взаимодействия людей, а также их индивидуально-психологические особенности. Прогнозирование конфликта должно осуществляться на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации.

Предупреждение конфликта в образовательной организации – это вид деятельности, который направлен на создание таких условий жизнедеятельности, при которых исключается вероятность развития конфликтов. Чаще всего предупреждение основывается на прогнозировании, т.е., например, получены данные о назревающем конфликте и сразу же предпринимается активная деятельность по его нейтрализации. Предупреждение должно происходить на этапе осознания конфликтной ситуации.

Стимулирование конфликта в образовательной организации – это вид деятельности, направленный на провокацию самого конфликта. К средствам стимулирования относят, например, обсуждение проблемного вопроса на общем собрании. Стимулирование конфликта в образовательной организации, как и предупреждение, должно осуществляться на этапе осознания конфликтной ситуации.

Следующий вид деятельности – это регулирование конфликта в образовательной организации, он направлен на ослабление и в дальнейшем разрешение конфликта. Данный вид деятельности должен осуществляться на этапах начала открытого конфликтного взаимодействия и развития конфликта.

Наконец, последний вид деятельности – это разрешение конфликта, т.е. его завершение. Разрешение может быть полным и неполным. Полным разрешение считается тогда, когда ликвидированы все причины конфликта. Соответственно, неполное разрешение, когда ликвидированы не все причины конфликтных ситуаций. Все это происходит на этапе разрешения конфликта.

Также необходимо отметить предпосылки, формы и способы разрешения конфликта в образовательной организации. «Предпосылки разрешения конфликта в образовательной организации заключаются в следующем: зрелость конфликта, наличие средств для его разрешения и потребность самих участников конфликта в его разрешении» [1, с. 117]. Формы разрешения: уступка одной из сторон конфликта; нахождение компромисса; примирение конфликтующих сторон; начало сотрудничества сторон по совместному преодолению противоречий [1, с. 119]. «Способы разрешения конфликта в образовательной организации могут быть административными или педагогическими. Административные – это, например, увольнение, решение суда и т.д. Педагогические – беседа, разъяснение и т.д.» [8, с. 208]

Среди технологий регулирования конфликта в образовательной организации можно выделить следующие: информационные, коммуникативные, социально-психологические и организационные. Содержание информационной технологии заключается в исключении ложной и искаженной информации из информационного поля, а также устранение разнообразных слухов.

Коммуникативная технология – это обеспечение эффективного взаимодействия между субъектами конфликта. Социально-психологическая технология заключается в работе с лидерами группы и самими микрогруппами, а также укрепление социально психологического климата в педагогическом коллективе. И, наконец, «организационная технология представляет собой использование методов поощрения и наказания, а также изменение условий взаимодействия педагогов» [8].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что управление конфликтом в образовательной организации – это сложнейшая задача. Вместе с тем ясно, что располагающий сведениями педагог способен воздействовать на динамику конфликта в соответствии со своими интересами.

Список использованной литературы:

1. Богданов, Г.Ф. Конфликты и их разрешение // Я вхожу в мир искусств, 2011. – № 12. – 113-119 с

2. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2011. – 324 с.

3.Овсянникова, Е. А. Конфликтология : учебно-методическое пособие / Е. А. Овсянникова, А. А. Серебрякова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "ФЛИНТА", 2015. – 335 с.

4. Овсянникова, Е. А. Основы конфликтологии : Учебное пособие. Электронное издание / Е. А. Овсянникова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016.

5. Овсянникова, Е. А. Профилактика и преодоление конфликтов в детско-родительских отношениях в период старшего дошкольного возраста / Е. А. Овсянникова, К. С. Рыжкина // Мир детства и образование : Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 26–27 апреля 2023 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 57-58. –

6. Овсянникова, Е. А. Психология управления / Е. А. Овсянникова, А. А. Серебрякова. – 2-е издание, переработанное. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "ФЛИНТА", 2015. – 222 с.

7. Овсянникова, Е. А. Теоретические основы психологии управления / Е. А. Овсянникова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – 115 с.

8. Скотт, Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев: Верзинин и Ко, ЛПД, 1991. – 241 с.

Просмотров работы: 63